Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.
статья (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Спицкая Ольга Тимофеевна

 В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и развития речи в формировании речи детей. Статья делится на две части: работа над развитием связной устной речи на уроках чтения и работа над развитием связной устной и письменной речи на уроках письма.  Автор затрагивает проблему формирования речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.  От того, на сколько будет сформирована речь детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. В статье раскрывается значение слова  как основной единицы языка и предложения  как основной единицы речи. Автор приходит к выводу, что работа над словом обогащает и активизирует словарь учащихся. Решение проблемы правильного построения предложения означает продвижение детей в использовании речи как средства общения. В связи с этим рассмотрены виды заданий, способствующие правильному построению предложений. Особое внимание уделено развитию  связной устной и связной письменной речи.  В статье рассмотрена роль уроков чтения в развитии связной устной речи учащихся. Указаны виды работ, способствующие развитию устной речи. Комментируются причины, вызывающие сложность в процессе работы.  Акцентируется внимание на подготовку школьников к сочинению, так как в процессе подготовительной работы формируются специальные умения по накоплению необходимой лексики, построению предложений, по выявлению орфограмм и их правильному написанию. Автор объясняет, чтобы получить положительные результаты, необходимо использовать дополнительные приёмы, активизирующие устную и письменную речь детей. Для формирования и развития речи учащихся автор рекомендует  составление характеристик литературных героев по плану, деление текста на части и его пересказ  по плану на уроках чтения и развития речи, творческие работы на уроках письма и развития речи. Статья предназначена для учителей письма и развития речи специальных ( коррекционных ) общеобразовательных  школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

 

 Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

  Развитие речи школьников с нарушениями интеллекта – одна из важнейших задач, которая решается коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Исследователями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность.»(1)  

  От того, насколько будет сформирована речь школьников с нарушениями интеллекта, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Основная нагрузка в формировании речи учащихся падает на уроки письма и развития речи, где язык, речь становятся не только средством обучения, но и предметом изучения.

  Основной единицей языка является слово. Программа по письму и развитию речи в коррекционной школе определяет следующие задачи в ходе работы над словом: уточнение лексического значения слова, обогащение и активизация словаря, коррекция недостатков развития устной речи. На уроке новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии  детей, прочитывается ещё раз учениками и включается в предложение ( возможен фонетический разбор или разбор слова по составу).

  Предложение является основной единицей речи. Научить школьников правильно строить предложение, точно выражать свою мысль – это значит учить детей в использовании речи как средства общения. Ребята младших классов преимущественно пользуются простыми, мало распространёнными конструкциями. Например: Наступила зима. Выпал пушистый снег. У учащихся старших классов совершенствуется умение строить простые предложения, увеличивается количество слов, используемых в них, появляются сложные предложения. Например: Наступила холодная зима. Тихо падают снежинки, и я люблю наблюдать за ними. Чтобы учащиеся правильно строили предложения, необходимо учить этому умению. Практиковать на уроках следующие виды заданий:

- работа с деформированными предложениями,

- составление предложений по схеме,

- выделение в тексте предложений с однородными членами; сложных и простых предложений, их правильное интонирование,

- распространение предложений,

- творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить предложение по картине, по опорным словам,

- редактирование предложений.

  Наиболее сложной стороной речевого развития является связная речь. Связна речь – это сложное целое, которое представляет собой одну или несколько групп предложений, подчиняющихся единой теме, имеет чёткую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом.  

  Развитие связной устной речи на любом из уроков письма и развития речи   начинается с упражнений учащихся в диалоге. Основным их видом считаю беседу учителя с учеником ( фронтальный опрос по изучаемой теме, беседа об утре, о настроении). В процессе беседы важно обучать детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Для развития связной письменной речи в программе отведены специальные уроки, на которых учащиеся пишут изложения по данному или коллективно составленному плану,  изложения по вопросам, сочинения по картине, сочинения на различные темы с использованием иллюстраций, по опорным словам, на основе наблюдений, практической деятельности; деловые бумаги (заявление, характеристика, объявление).

  Сочинение – один из видов работ по развитию речи школьников и одна из наиболее сложных  форм их  деятельности. В коррекционной школе при работе над сочинением педагог должен помочь учащимся приобрести  следующие умения:

 - собирать и отбирать материал, группировать его в определённой последовательности,

 - грамотно выражать свои мысли,

 - улучшать, исправлять написанное.

  Большое значение имеет подготовка учащихся к сочинению. В процессе подготовительной работы формируются специальные умения по накоплению необходимой лексики, построению предложений, развивается орфографическая зоркость. Особое внимание обращается на содержательную сторону будущего сочинения. Наиболее продуктивной отдача бывает в том случае, если подготовительным упражнениям посвящается от 8 до 12 уроков. Работа проводится на уроках письма и развития речи, где наряду с выполнением грамматических и орфографических заданий учащиеся упражняются в практическом построении текста, составляют тематический словарь, отрабатывают синтаксические конструкции ( составляют предложения, распространяют их при помощи вопросов;  заменяют несколько предложений одним, осложнённым однородными членами; восстанавливают нарушенный порядок слов, подбирают союзы и союзные слова для составления сложного предложения). Так подготовке семиклассников к сочинению «Золотая осень» были посвящены этапы шести уроков, отведённых программой на повторение грамматической темы «Имя существительное».  Беседа по рисункам учащихся на тему «Осень», работа по содержанию стихотворений А. Пушкина, И. Бунина, А. Фета, составление тематического словаря, составление словосочетаний и предложений, составление плана сочинения.

 Творческие работы на уроках письма и развития речи:

  1. Творческое списывание на уроке закрепления правописания падежных окончаний прилагательных.                                                                        Задание: спишите текст, вставляя пропущенные прилагательные и знаки препинания.

Прошли  …… каникулы. Первого сентября перед ребятами раскрыла …… двери …… школа. Звенит ……звонок. Он нарушил …… тишину созвал детвору в …… классы. Всё чисто и светло. Начались уроки.

  1. Творческий диктант может быть проведён на уроке закрепления знаний учащихся. Необходимые для текста слова написаны на доске.

                             Новогодняя ёлка.

Вот пришли (какие?) каникулы. Тысячи школьников побывали на ёлках в Кремлёвском дворце. Вспыхивает ( какой?)  свет. (Какая?) ёлка заблестела сотнями огней. На ( какую? ) арену в ( каком?) автомобиле выехал Дед Мороз. Он открыл шествие ( каких?) любимых героев ребят. Вот едет ( какой? ) доктор Айболит, шагает ( какой? ) дядя Стёпа. Потом начинается ( какой? ) концерт.

Слова для текста: яркий, зимние, большая, огромная, красивый, любимые, высокий,  добрый, праздничный.

  1. Работа с пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки – выразительницы народной мудрости – дают богатый материал для развития речи учащихся. Дети выясняют смысл пословицы, иллюстрируя примерами. При изучении правописания окончаний существительных 1-ого склонения можно использовать пословицы о Москве:

И. п. Москва – всем городам мать.

Р. п. Голос Москвы – матушки за тридевять земель слышен.

Д. п. У фашистских генералов длинные ноги, да не нашли к Москве дороги.

В. п. За Москву – мать не страшно умирать.

Т. п. Москвой, что родной матерью гордятся.

П. п. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Пословицы о Родине.

Родину – мать умей защищать.

Нашей армии сыны Родине верны.

Родина наша солнца краше.

Русский флот – Родине оплот.

  1. Творческие сочинения:

- по картине,

- по данному началу и концу,

- по опорным словам,

- сочинение – описание,

- сочинение с элементами рассуждения.

 Задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление через чувства, развитие через представление.

 Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Навык связного изложения прочитанного текста улучшается из года в год: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного до творческого пересказа, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением материала, ранее увиденного или услышанного.

 На уроках чтения использую следующие виды работ для развития связной устной речи учащихся:

  1. анализ прочитанного ( беседа по вопросам ),
  2. составление плана ( по содержанию отрывка, главы произведения ),
  3. характеристика героя по плану,
  4. пересказ ( по плану, по опорным словам, по сюжетным картинкам ),
  5. инсценировки по отрывкам произведений,
  6. сочинения по данному плану, связанные с прочитанным ( в 7, 8, 9 классах ),
  7. беседа по иллюстрации ( при помощи вопросов ).

 Работа над составлением плана прочитанного в коррекционной школе            ( картинного или словесного) в среднем звене протекает коллективно. Заголовки к частям рассказа подбираются в виде вопросительных, повествовательных и реже назывных предложений. В старших классах эта работа становится более сложной и самостоятельной. Пункты плана могут формулироваться в виде нераспространённых и назывных предложений. А также отдельных строк из текста. Умственная недостаточность учащихся коррекционной школы мешает выработке у них умения составлять план полностью самостоятельно, поэтому лучше использовать произведения, которые легче делятся на части и в которых нетрудно выделить основную мысль. В остальных случаях ученики выполняют одну из операций: либо делят текст на части по данному плану, либо озаглавливают части, разбивка которых определена текстом ( абзацы ). 8 класс: М. Горький «Макар Чудра», Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» ( 4 гл.).  9 класс: М. А. Шолохов «Судьба человека», В. М. Шукшин «Стенька Разин» ( внеклассное чтение), Ю. И. Коваль «Приключения Васи  Куролесова», Д. Даррелл «Живописный жираф».

 Учитывая сложность работы над пересказом, необходимо использовать дополнительные приёмы, активизирующие речь учащихся: серии сюжетных картин в качестве плана для пересказа, рассказ по цепочке, рассказ по группам; пересказ отдельных эпизодов, когда задание одному из учеников предлагают сами дети.

  Характеристика героя по плану.

8 класс. И. С. Тургенев «Муму», характеристика Герасима :

- Внешний вид.

- Физическая сила.

- Усердие в работе.

- Способность на глубокую привязанность.

- твёрдость слова и сила воли Герасима.

- Уход Герасима – протест произвола барыни.

9 класс. В. М. Шукшин «Стенька Разин». Рассказать о Васёке, отразив в своём рассказе следующее:

- Почему Васёка часто менял работу?

- Почему он остался работать в кузнеце?

- Как работал Васёка, создавая скульптуру Разина?

- Чьё положительное влияние испытывал Васёка?

- Какое впечатление произвела на него песня, которую запел Захарыч?

- Можно ли назвать Васёку человеком талантливым?

Деление текста на части по данному плану.

8 класс. М. Горький «Макар Чудра».

- Удалой Цыган Лойко Зобар.

- Встреча Лойко Зобара со старым солдатом.

- Игра Лойко на скрипке.

- Отношения мужду Лойко и Раддой.

8 класс.  И. С. Тургенев «Муму». Сочинение по плану.

  1. Вступление.

Вечером у реки.

  1. Главная часть.

Находка:

- собачка в воде,

- спасение щенка,

- первые хлопоты.

     3.  Заключение.

          Находка, сделавшая Герасима счастливым.

  Опорные словосочетания: шёл по берегу, ему показалось, подхватил её, в своей каморке, прикрыл её, чашечка с молоком, возился с ней, заснул счастливый.

Список литературы:

  1. А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - Москва: Просвещение, 2002 г.- 142 с.  
  2. Статьи из журналов:

-  Лазуткина В. Н.« Подготовительная работа к сочинениям в старших классах вспомогательной школы». Дефектология, 1999 г. №4-3с.,95с.

-  Нуруллина Н. Н. «Как я учу детей писать сочинение». Начальная школа, 1998 г. №3- 3 с., 122 с.

-  Гончарова Л. О. «Нетрадиционные приёмы развития связной речи». Начальная школа, 1998 г. № 7- 3с., 105с.                      

.                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

Индивидуально - ориентированная коррекционно - развивающая программа по английскому языку " Формирование устной и письменной речи обучающихся" 4 класс.

Данная программа разработана  для коррекционной работы в 4 классе по английскому языку для обучающихся с ОВЗ....

Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы

Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...