Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет. Играть, а не учиться.
методическая разработка на тему

Аксенова Елена Михайловна

Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет. Играть, а не учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет.

Играть, а не учиться.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.

Часто родители недооценивают место игры в жизни ребёнка. На самом деле для ребёнка игра – это большое серьезное дело. Игра сама по себе важна не только потому, что ребёнок интересно проводит время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребёнка, развивается его эмоционально-волевая сфера. Именно в игре дети учатся. Первое знакомство с окружающим миром, первые навыки рисования, счета и чтения должны войти в мир познания ребёнка через игру и соответствующие возрасту ребёнка виды деятельности в тесном сотрудничестве и диалоге со взрослым.

Чтобы правильно организовать игру с ребёнком, необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности своего ребёнка и знать некоторые возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

Младший возраст – важнейший период в развитии ребёнка. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Важнейшим условием развития детей 3-4 лет является опыт активной, разнообразной деятельности самого ребёнка.

У ребёнка возрастной кризис «трех лет». Ребёнок начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании упорство в осуществлении своих целей и желаний.

К концу младшего дошкольного возраста проявляется потребность ребёнка в познавательном общении с взрослыми. Развивается интерес детей к общению со сверстниками.

Ребёнок испытывает сильное желание активно участвовать во взрослой жизни. Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности, но не всё им доступно и понятно, они задают большое количество вопросов. Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели.

Мир человеческих отношений и разных видов деятельности ребёнок открывает через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результат своего труда, сравнить с образцом, выделить отличие. Происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребёнка.

Восприятие ребёнка приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам, культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).

У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно, эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. Для ребёнка становиться важным его успешность или неуспешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:

а)        если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;

б)        если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего. В этом случае раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.

Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Таким образом, уровень развития ребёнка определяется уровнем развития его игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Именно в игре развиваются восприятие, воображение, внимание, речь, мышление. В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.

К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов).

Многие родители уделяют игре недостаточно внимания, все больше увлекаясь разнообразными занятиями для малышей, не скрывая желания, как можно раньше подготовить ребёнка к школе. Распространенным становится мнение о том, что развитие ребёнка происходит за счет учебной деятельности. Некоторые родители так усердно берутся за дело раннего развития, что ребёнок страдает от изобилия занятий, кружков и информации, теряя период детства.

Родители принимаются за раннее обучение детей, нарушая тем самым ход естественных процессов развития ребёнка, не задумываясь о возможных негативных последствиях. Ведь при обучении взрослые постоянно подгоняют ребёнка, требуют от него быстрого ответа, запоминания, выполнения задания. Путь, который должен пройти ребёнок, используя собственные мыслительные операции, упрощается, сокращается до механического запоминания.

Взрослые забывают, что игра – это процесс, она не ориентирована на результат. Именно процессуальная сторона игровой деятельности необходима для развития ребёнка, а вовсе не результат игры. Когда ребёнок собирает матрёшку, конструирует из кубиков, соотносит по признакам предметы или фигуры – он открывает для себя много нового, постигает закономерности, мыслит. Если взрослые искусственно ориентируют ребёнка на результат деятельности, они ломают важные психологические преобразования, происходящие только в дошкольном возрасте и только в игре.

В игре формируется одно из важнейших свойств мышления - креативность. А учебная деятельность в раннем возрасте препятствует его появлению. Ребёнок вынужден пассивно усваивать информацию, он лишается возможности принимать собственные решения и самостоятельности в выборе новых подходов в решении проблемных ситуаций.

Часто родители отмечают, что ребёнок реагирует негативно уже на саму просьбу «давай заниматься», отказывается от выполнения заданий, уходит в сторону, говорит «не хочу, не буду» и т.д. Когда ребёнку предлагается сосредоточиться на чем-то или выполнить несколько монотонных действий, он начинает отвлекаться, крутиться, задавать посторонние вопросы. А если у него что-то не получается, ребёнок злится, расстраивается и теряет интерес к развивающим занятиям.

Родители жалуются на поведение ребёнка, непослушание, упрямство, негативизм, нежелание заниматься, а это в ряде случаев объясняются тем, что ребёнок не умеет играть, не знает, как обращаться с игрушками.

Попытайтесь разобраться, что является причиной негативного отношения ребёнка к выполнению заданий. Таких причин может быть несколько.

Например, предлагаемые задания слишком сложны для ребёнка. Это может быть причиной сопротивления ребёнка, он может начать вести себя так, будто он «не хочет играть». На самом деле, ребёнок не включается в задание потому, что ему непонятно, с чего начать и как организовать игру. То, что взрослому кажется простым, элементарным, ребёнку может быть трудно или вообще недоступно. У ребёнка формируется негативная установка на неудачные попытки и закрепляется убеждение, что его заставляют делать что- то скучное или сложное. Увлечь ребёнка могут правильно подобранные посильные задания в игровой форме. Если задания и игры подобраны правильно, ребёнок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы довести дело до конца.

Особенно важно это учитывать, организуя игру с детьми с задержкой в развитии, гиперактивностью и другими проблемами в развитии, которым трудно контролировать своё внимание и удерживать его на задании.

Одной из причин негативного отношения ребёнка к занятиям может являться недостаточность эмоционального контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком, обусловленная непоследовательностью воспитания, применяемыми мерами наказания.

Родители, контролируя деятельность ребёнка, порицают или хвалят его в связи с его заслугами, оценивают его деятельность, ожидая результатов, тем самым формируя у него представление о себе, как неуспешном, отвергнутом. Это в конечном итоге может привести к невротическим проявлениям, раздражительности, агрессии ребёнка, негативизму, а впоследствии сказаться на нежелании учиться и овладевать новыми познаниями.

Дети очень любят познавать мир и играть, и занятия должны быть построены таким образом, чтобы им было интересно и весело. Именно игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт и развить его способности.

Занятия должны быть направлены на то, чтобы помочь ребёнку развить свой интерес, научиться играть, общаться и строить отношения сотрудничества и взаимодействия.

Обязательно учитывайте возраст ребёнка. В 3-4 года не спешите учить своего ребёнка читать и писать. Двигайтесь постепенно и последовательно.

Приучайте ребёнка к занятиям постепенно. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если всё будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. В норме ребёнок 3-4-х лет при правильной организации процесса и адаптации к занятиям может продуктивно заниматься 15-30 минут.

Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребёнка. Обязательно хвалите и поощряйте его.

При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребёнок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребёнком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки. Старайтесь, чтобы время было одно и то же, а занятия стали частью режима.

Место для занятий должно быть удобно как для ребёнка, так и для родителя. Оптимальный вариант – специальный детский столик и стульчик. Если ребёнок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны, оградив ребёнка от посторонних отвлекающих стимулов.

Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.

Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.

Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.

Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравн...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

"Развитие познавательной деятельности детей на уроке русского языка"

В данной статье описывается организация работы, направленная на развитие познавательных способностей детей....

Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях  детских домов - интернатов. Рабочая ...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

Дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе, как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе, как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ....