Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Опыт работы использования ИКТ с детьми логогруппы»
учебно-методический материал по теме

Макушева Светлана Васильевна

Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему:  «Опыт работы использования ИКТ с детьми логогруппы»

Еще совсем недавно, к использованию ИКТ в детском саду, я относилась с недоверием, считала, что это лишнее, дети и так слишком много времени проводят возле экранов телевизоров, планшетов и мобильных телефонов. К тому же я еще не совсем хорошо разбираюсь в компьютере, поэтому опыта работы применением ИКТ у меня нет, но время не стоит на месте, надо идти вперед.

Прошло не очень много времени, и вот чему я научилась. Первые мои шаги были направлены на изучение всем известной программы «Логомер»; начала использовать ее на индивидуальных занятиях, постепенно переходила на групповые занятия (используя телевизор), затем начала сама набирать картинный материал для групповых и индивидуальных занятий с детьми; использовать презентации на консультациях для воспитателей и для родителей.

Хоть мой опыт применения ИКТ в работе с детьми не большой, я убедилась в высокой результативности занятий с использованием специализированной компьютерной программы. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Компьютерную программу лучше использовать как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.

Таким образом, ИКТ помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

Актуальность

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.

Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
 

Целью применения компьютерных технологий в логопедической работе является– совершенствование коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи.

Компьютерные технологии

-       Способствуют развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.

-       Активизируют мотивацию детей к логопедическим занятиям.

-       Имеют эффект наглядности в занятии.

-       Компактные, доступные, эмоционально привлекательные, мобильные, многофункциональные.

-       Позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций речи.

-       Применяются на разных этапах коррекционной работы; в разных видах деятельности.

Использование современного оборудования в детском саду:

-       Ноутбук;

-       Видеокамера;

-       Фотоаппарат;

-       Диктофон;

-       Телевизор;

-       Магнитофон.

Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно:

-       Исправление неправильного звукопроизношения

-       Лексико-грамматический строй

-       Связная речь

-       Мелкая моторика

-       Просодика

-       Развитие психических процессов

Слайд - дыхательная гимнастика

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

 

Слайд - Упражнения на восприятие и воспроизведение различных ритмов «Ритмическое эхо»

Цель: направлено на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, барабан, губная гармошка, дудочка и т.п.) по ритмическим рисункам.

Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

Цель: развитие темпа и ритма речи.

1) Хлопки в ладоши (Дядюшка АУ очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним. (Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

2) «Маленькие ножки топают по дорожке»

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)

3) «Пчёлы и мёд»

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы. (Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

4) «Одуванчики»

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.

(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)

5) «Мыльные пузыри»

6) «Барабан»

Слайд- Работа по развитию лексико-грамматическому строю речи

Цель: сформировать у детей представление о разнообразии и единстве приставочных глаголов; формировать навык употребления предлогов в речи.

Слайд Консультация для воспитателей

Цель: познакомить воспитателей, что такое речевое дыхание? Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки.

Слайд - Презентация учебно-дидактического пособия

Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Этапы развития фонематического восприятия

1.Узнавание неречевых звуков;

2.Различеие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4.Различение слогов;

5.Различение звуков;

6.Анализ звукового состава слова.

Слайд Консультация для родителей с использованием презентаций

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений.

 “Забей мяч в ворота”, «Футбол», «Прокати мяч в ворота»

Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.

«Буря(шторм) в стакане».

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2. Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.

3. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Заключение:

-       Продолжать работу с ИКТ (создание презентаций, фотоотчетов, оформление документации, познавательного материла к ООД)

-        Изготовление презентаций на лексические темы

-       Приобретение аналогичных специализированных программ («Игры для тигры», «Учимся говорить правильно») 

-       Подборка дисков с познавательными передачами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-konspekt.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республика Башкортостан

Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему:

 «Использование ИКТ в работе с детьми логогруппы»

                                                                                                                                    Подготовила:

учитель-логопед

Макушева С.В.

Туймазы 2017 год

Еще совсем недавно, к использованию ИКТ в детском саду, я относилась с недоверием, считала, что это лишнее, дети и так слишком много времени проводят возле экранов телевизоров, планшетов и мобильных телефонов. К тому же я еще не совсем хорошо разбираюсь в компьютере, поэтому опыта работы применением ИКТ у меня нет, но время не стоит на месте, надо идти вперед.

Прошло не очень много времени, и вот чему я научилась. Первые мои шаги были направлены на изучение всем известной программы «Логомер»; начала использовать ее на индивидуальных занятиях, постепенно переходила на групповые занятия (используя телевизор), затем начала сама набирать картинный материал для групповых и индивидуальных занятий с детьми; использовать презентации на консультациях для воспитателей и для родителей.

Хоть мой опыт применения ИКТ в работе с детьми не большой, я убедилась в высокой результативности занятий с использованием специализированной компьютерной программы. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Компьютерную программу лучше использовать как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.

Таким образом, ИКТ помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

Актуальность

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.

Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

Целью применения компьютерных технологий в логопедической работе является– совершенствование коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи.

Компьютерные технологии

  • Способствуют развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.
  • Активизируют мотивацию детей к логопедическим занятиям.
  • Имеют эффект наглядности в занятии.
  • Компактные, доступные, эмоционально привлекательные, мобильные, многофункциональные.
  • Позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций речи.
  • Применяются на разных этапах коррекционной работы; в разных видах деятельности.

Использование современного оборудования в детском саду:

  • Ноутбук;
  • Видеокамера;
  • Фотоаппарат;
  • Диктофон;
  • Телевизор;
  • Магнитофон.

Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно:

  • Исправление неправильного звукопроизношения
  • Лексико-грамматический строй
  • Связная речь
  • Мелкая моторика
  • Просодика
  • Развитие психических процессов

Слайд  - дыхательная гимнастика

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Слайд - Упражнения на восприятие и воспроизведение различных ритмов «Ритмическое эхо»

Цель: направлено на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, барабан, губная гармошка, дудочка и т.п.) по ритмическим рисункам.

Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

Цель: развитие темпа и ритма речи.

1) Хлопки в ладоши (Дядюшка АУ очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним. (Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

2) «Маленькие ножки топают по дорожке»

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)

3) «Пчёлы и мёд»

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы. (Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

4) «Одуванчики»

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.

(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)

5) «Мыльные пузыри»

6) «Барабан»

Слайд- Работа по развитию лексико-грамматическому строю речи 

Цель: сформировать у детей представление о разнообразии и единстве приставочных глаголов; формировать навык употребления предлогов в речи.

Слайд  Консультация для воспитателей

Цель: познакомить воспитателей, что такое речевое дыхание? Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки.

Слайд - Презентация учебно-дидактического пособия

Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Этапы развития фонематического восприятия

1.Узнавание неречевых звуков;

2.Различеие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4.Различение слогов;

5.Различение звуков;

6.Анализ звукового состава слова.

Слайд  Консультация для родителей с использованием презентаций

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений.

 “Забей мяч в ворота”, «Футбол», «Прокати мяч в ворота»
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.

«Буря(шторм) в стакане».

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы: 

1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2. Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.

3. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Заключение:

  • Продолжать работу с ИКТ (создание презентаций, фотоотчетов, оформление документации, познавательного материла к НОД )
  •  Изготовление презентаций на лексические темы
  • Приобретение аналогичных специализированных программ («Игры для тигры», «Учимся говорить правильно»)  
  • Подборка дисков с познавательными передачами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Использование инновационных приемов и технологий коррекции речевых нарушений в рамках взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога с обучающимися ноо

Выступление познакомит вас с новыми технологиями, которые можно использовать совместно учителям-дефектологам и учителям логопедам....

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...