Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью "На чём любит кататься кукла Аня"
план-конспект на тему

Карасева Ирина Павловна

Комплексное занятие по лексической теме "Транспорт" с детьми с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_transport.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Тема: «На чём любит кататься Аня»

                                                                                         

Конспект разработала:

Карасева Ирина Павловна,

                                                                              учитель – дефектолог

Цель: Знакомить детей с ближайшим социальным окружением (транспорт)

Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления о транспорте (машина, самолёт, автобус, корабль).

2. Продолжать развивать познавательные способности детей («Что это?», «Что делает?»).

Коррекционные задачи:

1.Формировать у детей умение соотносить слова с объектом, признаком, действием.

2. Формировать у детей умение соотносить объекты с обобщающим словом.

3.Стимулировать речевую активность детей (звукоподражания, односложные и двусложные слова); формировать у детей неречевые средства общения (мимику, пантомимику, жест).

4. Продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве по образцу действиям взрослого и словесной инструкции.

5. Продолжать формировать у детей умение создавать целое из частей.

6. Формировать у детей умение имитировать движения самолёта, машины, автобуса; формировать у детей умения согласовывать свои действия с действиями других детей; начинать и заканчивать упражнения по подражанию действиям педагога.

7.Формировать игровые действия с предметами – заместителями (руль – кольцо).

8.Формировать у детей правильный выдох.

9. Формировать умение выполнять постройки из плоскостных и объёмных геометрических фигур используя приём наложения.

10. Продолжать развивать мелкую моторику рук, согласованность движений обеих рук, способность прослеживать взглядом выполняемые действия, способность удерживать плоскостной и объёмный материал.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей особое отношение к кукле, как к ребёнку.

Материал и оборудование: кукла Аня, игрушки (машина, автобус, самолёт, корабль), предметные картинки (машина, автобус, самолёт, корабль), мольберт, блоки Дьенеша, альбомный лист с изображением машины, на каждого ребёнка, разрезные картинки, «гараж» (набор плоскостных геометрических фигур 4 основных цветов – прямоугольник, треугольник), с вкладышами (окна, двери), разные по размеру, на каждого ребёнка, оригами – корабли, 4 основных цветов, таз с водой, пано с изображением неба, дороги, моря; набор предметных картинок (машина, автобус, самолёт, корабль),картинки по лексическим темам «Одежда», «Овощи», «Посуда», «Транспорт» на обобщение, диски с музыкальными композициями, пластмассовые кольца (руль), на каждого ребёнка, клубок шерстяных ниток, игровой модуль - автобус.

Участники: 3 - 4 ребенка, учитель-дефектолог.

Ход занятия:

1.Учитель – дефектолог: «За клубочком мы пойдём в гости к Ане попадём». Дети садятся на стульчики.

Учитель – дефектолог: «Ребята, мы пришли в гости к кукле Ани. А где же, Аня? Вот Аня. Кто это?» (Ответы детей. Если ребёнок молчит, педагог проговаривает вместо ребёнка).

Учитель – дефектолог: «Давайте поздороваемся с Аней. Скажем Ане, привет!» (ответы детей).

Учитель – дефектолог:  «Аня хочет показать нам, на чём она любит кататься».

2. Учитель – дефектолог: «Посмотрите, что это?»  (машина). Аня любит кататься на машине. У машины есть кузов, колёса, фары, машиной управляет водитель (педагог сопровождает свою речь показом). Машина едет по дороге. Покажите, где кузов (колёса, фары). Где сидит водитель? Как сигналит машина? (би – би – би). Найдите картинку с машиной» (педагог прикрепляет картинку с изображением машины на мольберт).

Учитель – дефектолог:  «У куклы Ани сломалась машина. Помогите ей собрать машину» (дети складывают машину из блоков Дьенеша).

Учитель – дефектолог: «Ребята, вы хотите прокатиться на машине? Тогда берите руль, заводите мотор, и поехали.

Игра «Мы едем, едем, едем» под музыкальное сопровождение.

Учитель – дефектолог: «Посмотрите, на чём ещё любит кататься Аня? Что это?»  (самолёт).

Учитель – дефектолог: «У самолёта есть крылья. Самолётом управляет пилот. Самолёт летит высоко в  небе (педагог сопровождает свою речь показом). Покажите, где у самолёта крылья. Где сидит пилот? Как гудит самолёт? (у – у – у). Найдите картинку с самолётом». Педагог прикрепляет картинку с изображением самолёта на мольберт.

Учитель – дефектолог:  «Кукла Аня просит вас собрать картинку, на которой нарисован самолет. Помогите ей собрать самолёт». Дети складывают из разрезных картинок «Самолёт».

Учитель – дефектолог: «Ребята, вы хотите прокатиться на самолёте?».

Игра «Самолёт» под музыкальное сопровождение.

«Самолёт летит,

Самолёт гудит

У – у – у, я лечу в Москву.

Командир – пилот,

Самолёт ведёт.

У – у – у, я лечу в Москву».

Учитель – дефектолог: «Аня любит кататься на автобусе. Что это? (автобус). У автобуса есть кабина, там сидит водитель, ещё у автобуса есть салон с сиденьями для пассажиров, колёса, фары. Автобус едет по дороге. Покажите, где сидит водитель? Где сидят пассажиры? Где фары (колёса). Покажите, где едет автобус? (по дороге). Найдите картинку с автобусом». Педагог прикрепляет картинку с изображением автобуса на мольберт.

На стол выкладываются вырезанные по контуру автобусы 4 основных цветов.

Учитель – дефектолог: «Коля, возьми красный автобус. Ева, возьми зелёный автобус и т.д.» (если ребёнок затрудняется выполнить задание, ему предлагается задание «Дай такой, как у меня»).

Учитель – дефектолог: «А сейчас каждый построит для своего автобуса «Гараж» (дети выполняют задание).

Учитель – дефектолог:  «Ребята, а сейчас мы  прокатимся на автобусе»

Игра «Автобус» под музыкальное сопровождение Е.Железновой.

Учитель – дефектолог: «Аня любит кататься на корабле. Что это? (корабль). Управляет кораблём капитан. Корабль плывёт по воде. Давайте покажем, как качается кораблик на волнах (движения руками). Найдите картинку с кораблём». Педагог прикрепляет картинку с изображением корабля на мольберт.

Учитель – дефектолог:  «Посмотрите, какие разноцветные кораблики у меня есть. Коля, возьми синий кораблик. Полина, возьми красный кораблик. Ева, возьми жёлтый кораблик. Ярослав, возьми, зелёный кораблик. Подойдите ко мне. Посмотрите, это маленькое озеро. Пусть наши кораблики поплывут. Чтобы корабли поплыли, нужен ветерок. Подуйте на свои кораблики». (Упражнение на речевое дыхание).

«Плывет, плывет кораблик,

В далёкие края.

Кто капитан кораблика,

Конечно, это я!».

Учитель – дефектолог:  «Посмотрите, кораблики плывут по воде, качаются на волнах. А теперь возьмитесь за руки и встаньте в пары».

Игра «Кораблик» под музыкальное сопровождение. Дети садятся на стульчики.

3.Учитель – дефектолог: «Ребята, давайте ещё раз посмотрим, на чём любит кататься Аня. На машине, самолёте, автобусе, корабле. Это всё, транспорт».

На мольберте панно с изображением неба, дороги, моря. Набор предметных картинок (машина, автобус, самолёт, корабль).

Учитель – дефектолог:  «Полина, машина, где едет? (по дороге). Ребёнок прикрепляет картинку с машиной на изображение дороги».

Учитель – дефектолог:  «Коля, самолёт летит, где? Ребёнок прикрепляет картинку с самолётом на изображение неба».

Учитель – дефектолог: «Ева, автобус едет, где? Ребёнок прикрепляет картинку с автобусом на изображение дороги».

Учитель – дефектолог: «Полина, корабль плывёт, где? Ребёнок прикрепляет картинку с кораблём на изображение моря».

4. На мольберте прикреплены картинки по лексическим темам «Одежда», «Овощи», «Посуда», «Транспорт» на обобщение.

Учитель – дефектолог: «Коля (Полина, Ева, Ярослав), покажи, где транспорт?».

5.Заключительная часть

Учитель – дефектолог:  «Ребята, мы сегодня с вами играли с Аней. Катались на транспорте: на машине, самолёте, автобусе, корабле. Вы помогли Ане собрать картинки. Вы очень старались. Аня говорит вам спасибо. Пора прощаться. Скажем Ане: «Пока».

Учитель – дефектолог: «А сейчас мы ещё раз прокатимся на автобусе». Дети садятся в автобус (игровой модуль) и под музыкальное сопровождение отправляются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира (средний дошкольный возраст) « РАЗ, ДВА, ТРИ! ТРИ, ДВА, РАЗ! ЗУБКИ БЕЛЫЕ У НАС !»

закрепить знания о назначении зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии; помочь детям убедиться в необходимости чистить зубы. Показать, какую важную роль в жизнедеятельности организм...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «А мы скажем вместе с мамой»

формирование опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками, ознакомление с элементарными  средствами общения вербальной и невербальной коммуникации, развитие  потребности в общ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Фрукты"

Комплексное занятие с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности проведения непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности проведения непосредственной образовательной деятельности  по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста...