Рабочая программа дополнительного образования детей кружка "Вокальный"
рабочая программа на тему

Программа решает одну из важных проблем – развитие индивидуальных способностей детей коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bartenev_v_rabochaya_programma_2017_-_2018.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Ельца»

        

               

                                     

                                     ПРОГРАММА

      ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                       КРУЖКА «ВОКАЛЬНЫЙ»

                                                    Возраст детей 7 – 15 лет

                                                                         Срок реализации – 1 год

        

        Составитель:

                                                                                            Бартенев В. Н.

                                                               

        

                   2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка.

   Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих коррекционных школ, свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально – эстетическое развитие личности ребёнка, но и на умственное.

С учётом   указанного выше была разработана программа вокального кружка. Программа решает одну из важных проблем – развитие индивидуальных способностей детей коррекционной школы. Позволяет овладеть практическими  умениями и навыками в вокальной деятельности.

Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Кроме того, воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме. Замечено, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей. Занятия в  кружке эстрадного пения пробуждают у ребят коррекционной школы интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Таким образом, музыкально - певческое воспитание способствует решению задачи гармонического развития личности.

Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей;                                                                                          прививать любовь к эстрадному пению; формировать вокальные навыки;                              

Задачи:

  1. развивать музыкальные способности обучающихся: слух, чувства ритма, певческий голос, музыкальную  память, мышление, речь;
  2. воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности;
  3. помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
  4. развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых  песен; использовать различные приемы вокального исполнения, способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; прививать основы художественного вкуса;
  5. создать атмосферу радости, праздника, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

                                           Ожидаемые результаты:

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

- владение  голосовым аппаратом;

- навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание;

- умение исполнять   несложные элементы двухголосия – подголоски. 

Формы и виды контроля.

- участие в школьных мероприятиях ;

- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Условия реализации:

осуществляются через различные виды вокальной деятельности:

          -  сольное и ансамблевое пение;

         - слушание различных интерпретаций исполнения;

   - элементы импровизации;

   - танцевальные движения под музыку;

    - элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом.

     Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

      Музыкальную основу программы составляют  песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, песни военных лет, песни из мультфильмов фильмов, мюзиклов, русские народные песни  в современной обработке, репертуар ранее неизвестных детских композиторов - песенников.

     Подбор песен осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (репертуар зависит от дат, особых праздников и  школьных мероприятий).

     Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности.

Занятия проводятся в двух группах младшей и старшей, наполняемостью не более 10 -12 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7 – 15 лет.

Курс программы рассчитан на 39 недель 117 часов для младшей группы, на 39 недель 117 часов для старшей группы, из них:

     - теоретических: 22 ч

     - практических: 95 ч

     При составлении данной программы опиралась на аналогичные программы Д.Е. Огороднов «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека», Е.А. Медвелева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика».

                                             

Содержание программы.

(Младшая группа)

   Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

 Раздел I.  Работа над певческой установкой и дыханием. (30 часов).

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Раздел II. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (12 часов).

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Раздел III. Работа над дикцией и артикуляцией.(25 часов). 

Развивать согласованность    артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Раздел IV. Формирование чувства ансамбля.(32 часа) 

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

Раздел V. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (18 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной  аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Учебно-тематический план.

Раздел, тема.

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с детьми. (1ч)

Певческая установка. (2 ч)

Посадка певца. Положение корпуса, головы.(1ч)

 Навыки пения сидя и стоя.(1 ч)

2

6

8

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. (1 ч)

Дыхание перед началом пения. (1 ч)

Различные характеры дыхания (медленное, быстрое). (2 ч)

Смена дыхания в процессе пения. (2 ч)

Работа с солистами. (3 ч)

1

8

9

3

Музыкальный звук. Высота звука. (2 ч)

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.(4 ч)

 Естественный свободный звук без крика и напряжения.(2ч)

 Мягкая атака звука. Округление гласных.

(2 ч)

3

7

10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. (6 ч)

Развитие согласованности артикуляционных органов. (7 ч)

2

11

13

5

Формирование чувства ансамбля.(4 ч)

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование). (4 ч)

 Работа с солистами. (4ч)

2

10

12

6

Формирование сценической культуры. (3 ч)

Работа с фонограммой. (2 ч)

Работа с микрофоном.(2 ч).

 Пение под фонограмму . (3 ч)

 Культура поведения на сцене. (1ч)

Работа с солистами. (3 ч)

2

12

14

7.

Певческое дыхание. (2 ч)

Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное ).(2ч)

Цезуры. (2 ч).

Навыки «цепного дыхания». (2 ч)

2

4

6

8.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.(5 ч)

Пение нон легато и легато. (3 ч)

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса. (2 ч)

 Использование головного и грудного регистров.(1 ч)

Работа с солистами.(3ч)

2

12

14

9.

Работа над дикцией и артикуляцией.(4 ч) Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.(4 ч)

2

6

8

10.

Формирование чувства ансамбля. (4ч)

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей.  (2ч)

Элементы двухголосия с аккомпанементом. (2ч)

Пение несложных двухголосных песен с сопровождением. (2ч)

1

9

10

11.

Формирование сценической культуры. (2ч)

Работа с фонограммой.

Пение под фонограмму.(2 ч)

 Работа с микрофоном.(1ч)

 Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.(4ч)

 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. (3ч)

Работа с солистами. (2ч)

2

12

13

Всего:

22

95

117

Содержание программы.

(Старшая группа)

   Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

 Раздел I.  Работа над певческой установкой и дыханием. (30 часов).

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Раздел II. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (12 часов).

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

Раздел III. Работа над дикцией и артикуляцией.(25 часов). 

Развивать согласованность    артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Раздел IV. Формирование чувства ансамбля.(32 часа) 

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

Раздел V. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (18 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Учебно-тематический план.

Раздел, тема.

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с детьми. (1ч)

Певческая установка. (2 ч)

Посадка певца, положение корпуса, головы.(1ч)

 Навыки пения сидя и стоя.(1 ч)

2

6

8

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. (1 ч)

Дыхание перед началом пения. (1 ч)

Различные характеры дыхания (медленное, быстрое). (2 ч)

 Смена дыхания в процессе пения. (2 ч)

Работа с солистами. (3 ч)

1

8

9

3

Музыкальный звук. Высота звука. (2 ч)

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.(4 ч)

 Естественный свободный звук без крика и напряжения.(2ч)

 Мягкая атака звука. Округление гласных.

(2 ч)

3

7

10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. (6 ч)

Развитие согласованности артикуляционных органов. (7 ч)

2

11

13

5

Формирование чувства ансамбля.(4 ч)

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование). (4 ч)

 Работа с солистами. (4ч)

2

10

12

6

Формирование сценической культуры. (3 ч)

Работа с фонограммой. (2 ч)

Работа с микрофоном.(2 ч).

 Пение под фонограмму . (3 ч)

 Культура поведения на сцене. (1ч)

Работа с солистами. (3 ч)

2

12

14

7.

Певческое дыхание. (2 ч)

Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное ).(2ч)

Цезуры. (2 ч).

Навыки «цепного дыхания». (2 ч)

2

4

6

8.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.(4 ч)

Пение нон легато и легато. (3 ч)

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса. (2 ч)

 Использование головного и грудного регистров.(1 ч)

Работа с солистами.(3ч)

2

11

13

9.

Работа над дикцией и артикуляцией.(4 ч) Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.(4 ч)

2

6

8

10.

Формирование чувства ансамбля. (4ч)

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей.  (2ч)

Элементы двухголосия с аккомпанементом. (2ч)

Пение несложных двухголосных песен с сопровождением. (2ч)

1

9

10

11.

Формирование сценической культуры. (2ч)

Работа с фонограммой.

Пение под фонограмму.(2 ч)

 Работа с микрофоном.(1ч)

 Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.(4ч)

 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. (3ч)

Работа с солистами. (2ч)

2

12

13

Всего:

22

95

117

Литература.

1.Михайлова. «Детские праздники». Пособие для педагогов. Ярославль. 1997 г.

2.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для педагогов. Ярославль. 1997 год.

3.Фадин В.В. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей. Волгоград. Учитель 2005.

4.Медвелева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М. 2002

5.Огороднов Е.Д. "Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека». М., 1994 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"

Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения"

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению "Основы топографического черчения" разработана на основе ФГОС по специальности СПО 120701 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО...