Советы педагогам по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.
консультация на тему

Рытова Марина Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы педагогам по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.

Занятия с семьей – это не всегда простая, но бесспорно важная работа, без которой практически невозможно строить эффективную реабилитацию ребенка с нарушением зрения.

Существует огромное разнообразие форм организации взаимодействия с семьей незрячего ребенка:

  • индивидуальные консультации;
  • групповое консультирование;
  • индивидуальные тренинги;
  • групповые тренинги;
  • семинары-практикумы или «круглые столы», в ходе которых родители получают информацию не только от специалиста, но и обмениваются друг с другом своими достижениями и находками;
  • индивидуальные занятия с ребенком, в присутствии родителей и т.д.

Каждый педагог сам выбирает формы взаимодействия с родителями, но все же лучше, если педагог, сотрудничая с семьей, использует разнообразные подходы.

Теперь подробнее рассмотрим эти формы организации взаимодействия с семьей слабовидящего ребенка.

Индивидуальные консультации.

К ним относятся беседы специалиста  с одним из членов семьи ребенка. Такие беседы могут содержать советы по работе с ребенком, по подготовке ребенка к школе, по организации среды – в целом вы отвечаете в такой беседе на все вопросы, которые вам задает родитель. Консультация может быть заранее запланирована, а может проводиться, например, после группового тренинга или групповой консультации; как одним , так и одновременно несколькими специалистами.

Групповое консультирование.

Проводится с несколькими членами семьи одного ребенка или с несколькими семьями, объединенными одной проблемой. Например, это могут быть родители детей с одинаковыми заболеваниями глаз или запланированная тематическая беседа.

Индивидуальные тренинги для родителей и других членов семьи.

Это очень эффективный метод работы, для проведения которого желательно участие нескольких специалистов одновременно. Здесь вы можете наглядно демонстрировать приемы работы с ребенком с нарушением зрения. Демонстрировать те или иные приемы специалисты могут сначала друг на друге. Не менее эффективный способ – демонстрировать приемы работы в паре: специалист – родитель. Тем самым мы даем родителю возможность войти в роль слабовидящего ребенка.

Незаменимы индивидуальные тренинги и при  необходимости объяснить членам семьи, в чем состоит нарушение зрения ребенка.

Групповые тренинги.

Они очень похожи на индивидуальные тренинги, но проводятся с участием нескольких человек. Методы работы могут демонстрировать сразу нескольким парам.

Семинары-практикумы («круглый стол»)

В ходе этих мероприятий родители не только получают от вас информацию, но и обмениваются друг с другом своими достижениями и находками. «Круглый стол» может быть как отдельным мероприятием, так  и продолжением групповой консультации или тренинга. Вы можете задать конкретную тему, дать некоторый теоретический экскурс, вводя родителей в беседу. Как правило, дальше ваша задача состоит в том, чтобы направлять беседу, отвечать на вопросы и комментировать опыт родителей. Такие мероприятия необходимы, так как родителям важно поделиться своим опытом и проблемами, почувствовать, что они не одиноки.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей.

Индивидуальные занятия с ребенком, наверное, самая распространенная форма работы с детьми с нарушением зрения. Необходимым условием их проведения является присутствие на всех занятиях родителей: они должны знать, как обучать ребенка тем или иным навыкам, чтобы продолжать работы самостоятельно и в правильном направлении. Обращайте внимание родителей на особенно важные моменты занятия.

Семьи нуждаются в индивидуальной работе в домашних условиях, так как занятия с ребенком в домашних условиях являются более эффективными, а также не у всех есть возможность привести ребенка в специализированное учреждение, особенно если  у него имеются дополнительные нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность н...

Программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и в...

Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Т.М. Ратынская, А.В. Рязанова

В своей работе специалисты Центра лечебной педагогики исходят из представления о том, что семья является основной, естественной сре дой, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому при работе с де...

Эффективные формы  работы  педагога микрориабилитационного центра с  семьей, воспитывающей  ребенка с  расстройствами  аутистического спектра

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА МИКРОРИАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАО.Н.Кожевникова социальный педагог. Работа с родителями в фо...

Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...