АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ
рабочая программа по психологии на тему

Поднебесных Елена Леонидовна

Аннотация

Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность названия по аналогии  с бестселлером Э.Берна подчеркивает важность игровых технологий в воспитании, семейной психотерапии и абилитации  ребенка с нарушением в развитии.

  С рождением ребенка, имеющего нарушение в развитии ребенка, происходит деформация семьи как целостной системы. Психотравма родителей, проблемы современного общества, связанные с непринятием людей с особенностями в развитии, подверженность постоянным стрессам часто приводит родителя ребенка с нарушениями в развитии  к нервному истощению, агрессии, негативным выплескам. Часто, родитель  в течение суток погружен исключительно в ситуацию связанную с болезнью ребенка, отсутствие семейных помощников и практики их подготовки( как ,например, популярные  в Великобритании программы обучения самих родителей детей инвалидов лишает его возможности  элементарной релаксации. Это становится причиной семейных конфликтов, нарушения взаимопонимания и взаимоотношений между членами семьи (между родителями, между родителями и детьми). Незнание  способов и методов разрешения конфликтных ситуаций приводит к усугублению психологических и психофизических проблем, вторичным нарушениям здоровья детей.

Реабилитация семьи - основа обеспечения успешной реабилитации ребенка. Одна из таких программ, предложенная  ООН -   Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется как  стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Суть РНБО заключается в том, что семья и непосредственное окружение ребенка-инвалида, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а также сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости  и социальной защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

                               Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

 АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Разработала:  педагог-психолог, к.п. н. Поднебесных Е.Л

     Рецензент: д.п.н., профессор МППГУ Жадько Н.В

     

                 

  Москва 2017г.

"Вместе с любым дефектом

даны стимулы для его преодоления"

Л.С. Выготский

Аннотация

Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность названия по аналогии  с бестселлером Э.Берна подчеркивает важность игровых технологий в воспитании, семейной психотерапии и абилитации  (от лат. habilis -первоначальное формирование способности к чему—либо)  ребенка с нарушением в развитии.

  С рождением ребенка, имеющего нарушение в развитии ребенка, происходит деформация семьи как целостной системы. Психотравма родителей, проблемы современного общества, связанные с непринятием людей с особенностями в развитии, подверженность постоянным стрессам часто приводит родителя ребенка с нарушениями в развитии  к нервному истощению, агрессии, негативным выплескам. Часто, родитель  в течение суток погружен исключительно в ситуацию связанную с болезнью ребенка, отсутствие семейных помощников и практики их подготовки( как ,например, популярные  в Великобритании программы обучения самих родителей детей инвалидов Home fanm trust) лишает его возможности  элементарной релаксации. Это становится причиной семейных конфликтов, нарушения взаимопонимания и взаимоотношений между членами семьи (между родителями, между родителями и детьми). Незнание  способов и методов разрешения конфликтных ситуаций приводит к усугублению психологических и психофизических проблем, вторичным нарушениям здоровья детей.

Реабилитация семьи - основа обеспечения успешной реабилитации ребенка. Одна из таких программ, предложенная  ООН, -   Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется как  стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Суть РНБО заключается в том, что семья и непосредственное окружение ребенка-инвалида, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а также сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости  и социальной защиты.

Цель программы: формирование психологической компетентности родителей в вопросах семейной  психогигиены и освоение   основных реабилитационных навыков  восстановительного характера.

 В рамках программы участники группы смогут освоить новые форматы взаимодействия с членами семьи и окружающими, получить доступ к внутренним силам, почувствовать и научиться опираться на собственную уверенность и целостность.

По окончании программы слушатели смогут пройти сертификацию и стать тьюторами.

В результате обучения по программе родители:

  • освоят техники когнитивно-поведенческой терапии, сосредоточеной на сочетании двух противоположностей: принятия и изменения («люби себя  и своего ребенка таким, какой ты есть» и «нужно стремиться к изменениям»),
  • научатся 4 поведенческим навыкам: осознанности, эмоциональной регуляции, стрессоустойчивости и межличностной эффективности.
  •  техники терапии творческим самовыражением в паре "мама-ребенок.
  • навыки оказания первой медицинской помощи, взаимодействия с медицинским персоналом и людьми помогающих профессий;
  •  навыки купирования вспышек  собственной агрессии и агрессии  ребенка, закрепление навыков   релаксации, саморегуляции психического состояния;
  • получат знания основ ЛФК, безопасной кинесики, психосоматики.

Программа содержит два  модуля. Ввиду особенностей психотерапевтической работы в семейной терапии (длительность, необходимость сочетания с индивидуальным консультированием и др.) программа  реализовывается в течение года. Каждый модуль самодостаточен, возможно прохождение одного модуля и присоединение к группе на одном из этапов освоения программы.

Обучение по программе проводят специалисты по прикладному анализу поведения, кинезиологи, клинические психологи.

Модуль первого года " Игры, в которые играют люди"

Задачи:

  • пропаганда психогигиенических, психологических, практических знаний среди родителей;
  • закрепление приемов игровой терапии, терапии творческим самовыражением в паре " родитель-ребенок»;
  • приобретение навыков создания замещающих ситуаций развития (нового "жизненного пространства");
  • приобретение и закрепление навыков бесконфликтного общения, релаксации, саморегуляции психического состояния;

Модуль второго года "Люди, которые играют в игры" 

 Цель: Обучение родителей навыкам абилитационной и реабилитационной работы в домашних условиях (навыкам домашнего тренера)

Задачи:

  • основы ЛФК и безопасной кинесики;
  • основы психосоматики;
  • первая медицинская помощь, взаимодействие с медицинским персоналом и людьми помогающих профессий;
  •  купирование вспышек агрессии, закрепление навыков   релаксации, саморегуляции психического состояния;
  • профилактика психологических и психофизических проблем, вторичных нарушений здоровья детей;
  • терапия творческим самовыражением в паре "мама-ребенок.

Методы:

В программу включены  занятия с использованием инструментов техники медиации, игровые и тренинговые технологии, методы и техники ТТС (терапии творческим самовыражением), метод восстановления "Новое завтра". 

Реализация программы

Программа реализуется с  октября по май, начинается с вводного тренинга "Знакомство" и включает в себя  ежемесячные встречи в различных форматах:  лекторий (или круглый стол), групповое тренинговое занятие, творческое мероприятие. Программа    дополняется индивидуальными консультациями с использованием методов трансактного анализа, МАК и других методов семейной и индивидуальной психотерапии, психонаблюдением психолога за детьми и участием в совместных с родителями творческих мероприятиях.

 Итоговое занятие может иметь формат родительской конференции с приглашением участников обеих групп, администрации, родителей, не посещавших группу. Общий объем реализации программы 64часа (два модуля по 32 часа).

Интегративность  задач программы предполагает тесное взаимодействие со всеми специалистами школы (дефектологами, специалистами по ЛФК, социальными педагогами), с общественными организациями, специалистами других организаций.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

модуля " Игры, в которые играют люди"

 п/п

Тема

Кол-во часов

Результат

1.

 Круглый стол "Тьюторство в новой образовательной политике»

 Знакомство с программой, ее целями и ожидаемыми результатами  

4 часа

Знакомство с участниками

Группы.  Осознание значений техник когнитивно-поведенческой терапии и  поведенческих навыков осознанности, эмоциональной регуляции, стрессоустойчивости и межличностной эффективности для реабилитации ребенка и эмоционального благополучия семьи.

2.

Лекция «Мир эмоций» или ресурсы восстановления процесса переживания в контакте

    2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание.

Текст видеолекции в приложении

3.

Групповое занятие. ТТС (Терапия творческим самовыражением) Создаем арт-объект

    2 часа

 ТТС, релаксация,

гармонизация, пример

совместного с ребенком занятия.

Видеоурок по валянию шерсти.

4

Лекция "Симбиотическая связь "мама-ребенок". Проблемы созависимости" Предварительное домашнее задание для родителей: познакомиться с книгами

«Когда любви слишком много. Профилактика семейной зависимости», «Зависимость — семейная болезнь»


    2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание.

10 лекций на тему «Созависимость и зависимость» на Youtube

5.

Тренинг "Принятие себя. Принятие ситуации. Принятие ребенка"

   2 часа

Гармонизация, рефлексия

Материалы тренинга в приложении

6

Лекция" Методы альтернативной коммуникации и прикладного анализа поведения  при обучении и коррекции поведения детей с РАС "

    2 часа

 Психологическое

просвещение, новое знание.

7

 Интерактивная  лекция

«Методы прикладного анализа поведения: усиления и ослабления поведения. Гашение поведения. Методы предупреждения нежелательного поведения. Методы обобщения и сохранения сформированных навыков»

    4 часа

 Психологическое

просвещение, новое знание.

8

Лекция «Принятие людей с особенностями развития. Как реагировать на отсутствие культуры и толерантности у окружающих» с элементами тренинга "Персонаж"

    2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание.

Формирование навыков бесконфликтного общения.

Упражнения в приложении.

9.

Тренинг "Новое завтра" с применением любого метода арт-терапии , МАК и др.

    4 часа

Формирование образа «желаемой» жизни (песочная терапия)-   коллаж (рисунок, построение из песка и фигурок «картин», их обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций.

10

Лекция "Экология мысли и жизненные сценарии"

     2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание.

Рефлексия.

11.

Родительская конференция

"За что я благодарен своему ребенку"

    4 часа

Рефлексия, чтение дневников родителей, обобщение

 результатов курса,

расширение числа участников

                                              ИТОГО: 32 часа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

модуля   " Люди, которые играют в игры"

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Результат

1.

 Круглый стол «Зарубежный  и российский опыт РНБО. Личные истории успеха»

 

4 часа

 Знакомство. Обсуждение передового опыта абилитации и семейной реабилитации.  Обмен личным опытом и «передовыми технологиями» абилитации.

2.

Лекция "Безопасная кинесика и основы кинезиологии"

    2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание. Знакомство родителей с современными достижениями по биомеханике человека и нейроортопедиии реабилитации http://physrehab.ru/ 

3.

Групповое занятие «Интегративная кинесиология в стрессовой ситуации и в повседневной жизни»

    4 часа

Освоение  инструментов интегративной кинесиологии, которые помогают справляться со стрессовыми ситуациями коммуникации

4

Лекция "Основы психосоматики "

    2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание.

5.

Тренинг

«Технологии снятия стрессового напряжения»  с освоением комплекса упражнений «Гимнастика мозга»

   2 часа

Использование физических движений тела для активизации природных механизмов мозга, навыки снятия стрессового напряжения

6

Лекция "Как купировать агрессию ребенка. Способы самозащиты»

    2 часа

 Психологическое

просвещение, новое знание.

7

Лекция «Социализация ребенка как главная воспитательная задача. Педагогические технологии видеомоделинга и социальных историй».

    4 часа

 Психологическое

просвещение, новое знание.

8

Лекция «От абилитации в стационаре к семейной абилитации»

    2 часа

Психологическое

просвещение, новое знание.

Важность комлексного подхода к абилитации, культуре взаимоотношений с о специалистами помогающих профессий.

9.

Тренинг  восстановления "Когда кажется, что уже нет сил"

    4 часа

 Рефлексия, саморганизация.

 Позитивное сценарирование и управление сценарием.

10

Лекция «Экология мысли и мое новое завтра

     2 часа

 

Рефлексия.

11.

Родительская конференция "За что я благодарен своему ребенку"

    4 часа

Рефлексия, обобщение

 результатов курса,

расширение числа участников

                                              ИТОГО: 32 часа

 Библиография

  1. Абдуллина, Н. И. Мы вместе! / Н. И. Абдуллина // Социальная работа. – 2015. – № 8. – С. 37-38. Об организации палаточного лагеря «Мы вместе!» для семей с особыми детьми в целях их социальной и психологической реабилитации.
  2.  Адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями: теория и практика / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013.
  3. 3. Азова, О. Решение проблем обучения с помощью информационных технологий / О. Азова // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2015. – № 3. – С. 34-35 : ил. 4. Алейникова, И. Тьютор в школе : С его помощью ученики раскрывают свою индивидуальность / И. Алейникова // Управление школой : журн. Изд. до- ма «Первое сент.». – 2012. – № 1. – С. 20-23. – Прил.: Управление школой : электронное прил. – 2012. – № 1.
  4. Александрова, Е. А. Путь ребенка к самому себе: индивидуальная образовательная траектория / Е. А. Александрова // Социальная педагогика. – 2015. – № 3.
  5. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск, 2008. - 64 с.  
  6. Зелинская Д.И. Детская инвалидность. - М.: Медицина, 1995. - 136 с.  Научно-методическое пособие/Под ред. В.Ю. Меньщикова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. – 102 c.   Научная библиотека им.
  7. А.Н. Игнатова - Социальная работа с семьями, имеющими детей–инвалидов.  [Электронный ресурс]. URL: www.cyberleninka.ru
  8.  О проведении социальной адаптации молодых инвалидов. 105. Рыжков, Д. А. Реабилитация людей с умственными отклонениями: опыт Великобритании / Д. А. Рыжков // Социальная работа. – 2010. – № 2. – С. 49-55. 106. Савина, Л. Ю. Особенности социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями в процессе реабилитационных воздействий / Л. Ю. Савина // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 5 (41). – С. 43-47.
  9. Самойлюк, Л. А. Характеристика трудностей социализации и путей их преодоления у подростков с заиканием / Л. А. Самойлюк // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 33-39. – Библиогр.: с. 39 (8 назв.). 108. Самсонова, Е. В. Возможности для индивидуализации обучения / Е. В. Самсонова // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 180-185.
  10. Сатаева, А. И. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запус- кающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации / А. И. Сатаева, А. В. Буданцов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – С. 20-32.
  11.  Сатаева, А. И. Показатели завершения запускающего этапа реабили- тации при кохлеарной имплантации / А. И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 3. – С. 3-9 : табл. – Библиогр.: с. 9. 111. Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 16.
  12. Семенова, Т. В. Реабилитация детей-инвалидов в условиях Центра социального обслуживания / Т. В. Семенова // Логопед. – 2015. – № 9.
  13. Сидоров, Н. Р. Образование как феномен культуры и фактор социа

лизации / Н. Р. Сидоров // Школьные технологии. – 2015. – № 2. –

  1. Синельникова, М. С. «Детки-конфетки» – программа коррекции и профилактики нарушений эмоциональной сферы и поведения детей / М. С. Си- нельникова, Г. В. Кругликова // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2015. – № 3. – С. 40-49. – Продолж. следует.
  2. Синельникова, М. С. «Детки-конфетки» – программа коррекции и профилактики нарушений эмоциональной сферы и поведения детей / М. С. Синельникова, Г. В. Кругликова // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2016.
  3. Синюгина, Т. И. «Дитя вселенной» / Т. И. Синюгина // Социальная работа. – 2015. – № 7. – С. 29-31. Фонд по поддержке детей с особыми возможностями здоровья предлагает программу психологической абилитации.
  4. Слабуха, О. В. Опыт реабилитационной работы с «особыми» детьми / О. В. Слабуха, И. В. Макарова // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2012. – № 4.
  5.  Снегирев, С. Н. Анималотерапия как средство реабилитации инвалидов / С. Н. Снегирев // Социальная работа. – 2015. – № 2.
  6. Создание реабилитационного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Рогова [и др.] // Социальная педагогика. – 2015. – № 4.
  7. Соколовская, Т. А. Особенности речевого развития детей после кох- леарной имплантации / Т. А. Соколовская // Специальное образование. – 2013. – № 2
  8.  Соловьева, О. Цепочка ассоциаций : акции для детей в реабилитаци- онном центре / О. Соловьева, А. Фесенко // Школьный психолог : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 1.
  9. Соловьева, Т. И. Социальная реабилитация детей-инвалидов с ис- пользованием бос-метода / Т. И. Соловьева, Г. Б. Черешнева // Социальная работа. – 2013. – № 6. 
  10. Солоед, К. Американский опыт / К. Солоед // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 2. – С. 46-50. Американский опыт инклюзивного образования, в том числе работы по социализации детей-аутистов.
  11. Хохлова, Н. А. Социальная адаптация дошкольников с ограниченны- ми возможностями здоровья в условиях интегрированного образования / Н. А. Хохлова // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 37-43.
  12. Черняева, Т. Н. Социализация детства: образовательный контекст / Т. Н. Черняева, Е. В. Преображенская // Социальная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 76-83. 16 133. Шаповаленко, Л. М. Преимущества реабилитации детей и подрост- ков с ограниченными возможностями в учреждениях социальной защиты населения / Л. М. Шаповаленко // Социальная работа. – 2015. – № 12. – С. 45-47.
  13. Шафикова, З. Х. Инклюзивное образование: опыт работы учебных и специальных мастерских / З. Х. Шафикова // Педагогика. – 2015. – № 6. – С. 69- 74. – Библиогр.: с. 74 (7 назв.). Опыт работы мастерских в системе инклюзивного образования, играющих важную роль в профессиональной и социальной адаптации молодежи с ОВЗ в современном обществе. 135. Шевелева, Д. Е. Как помочь детям с особыми образовательными по требностями в массовой школе / Д. Е. Шевелева // Народное образование. – 2015. – № 9. – С. 88-94.
  14.  Шевелева, Д. Е. Педагогические условия образовательных успехов детей с ограниченными возможностями здоровья (компаративистский подход) / Д. Е. Шевелева // Психология обучения. – 2016. – № 1. – С. 73-86. – Библиогр.: с. 85 (8 назв.). 137. Шик, С. В. Социально-педагогическая коррекция нарушений обще- ния у детей, подвергшихся насилию в семье / С. В. Шик // Вестник психосоци- альной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. – № 4. – С. 15-36 : табл. – Библиогр.: с. 23 (3 назв.). – 3 прил. 138. Шлейкова, Н. Структурные компоненты реабилитационного про- странства специального (коррекционного) детского дома / Н. Шлейкова, Н. Фо- миных // Учитель. – 2015. – № 2. – С. 46-49. – Библиогр.: с. 49 (4 назв.).

Энциклопедии и словари  

 Справочник по комплексной реабилитации инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: http://aupam.narod.ru/pages/sozial/sprav_kri/page_17.html       Справочник по комплексной реабилитации инвалидов/ [Электронный ресурс]. URL: http://aupam.narod.ru/pages/sozial/sprav_kri/page_15.html.          Казанский медицинский журнал. Современные принципы организации медико-социальной и психологической помощи детям-инвалидам 2008 год        Психическое здоровье населения мира: эпидемиологический аспект (зарубежные исследования 2000-2010). Журнал неврологии и психиатрии, 6, 2011 год. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=yaserp%3A%2F%2Fwww.mediasphera.ru%2Fuppic%2FZhurnal%2520nevrologii%2520i%2520psikhiatrii%2520imeni%2520S.S.%2520Korsakova%2F2011%2F6%2F1%2FNEV_2011_06_004.pdf&lang=ru&c=55765fe67ac7               Прочие источники   Социальная работа с детьми – инвалидами. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/8288/Html/24.htm  Социокультурная реаблитация детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: http://solnyshko86.ru/view_metrek.php?id=14/  Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации 2011 год Электронный ресурс: https://docviewer.yandex.ru/Gosudarstvennyj_doklad.doc&lang=ru&c=5564265469b4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии...

Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Т.М. Ратынская, А.В. Рязанова

В своей работе специалисты Центра лечебной педагогики исходят из представления о том, что семья является основной, естественной сре дой, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому при работе с де...

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...