статья. Семейное ресурсное объединение "Взаимодействие" , как способ формирования сотруднических отношений с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
статья

Феоктистова Людмила Николаевна

Статья, аннотация, фото печатного издания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аннотация61.53 КБ
Файл Статья28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

     30-31 октября 2018 года в г. Москве прошла I Всероссийская научно-практическая Конференция: «Организация комплексного сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. По материалам Конференции в 2019 году МГГЭУ под редакцией канд. психол. Наук Н.П. Болотовой, опубликовал сборник статей, посвящённый данной проблематике.

     В сборник вошли две работы наших коллег: «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на примере школы-интерната» Середкина Е.Ю. и Мовчан Е.В. В статье раскрываются вопросы комплексного сопровождения обучающихся и наработки коллектива по созданию гибкого подхода в создании специальных условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе. В работе затрагиваются важные вопросы:

- Сопровождение во время учебной деятельности (реализация АООП);

- Сопровождение во время коррекционно-развивающей работы;

-Роль психологического сопровождения;

- Роль и задачи дефектологического и логопедического сопровождения;

- Роль тьютора и социального педагога;

- Сопровождение во время внеурочной деятельности.

     Вторая работа посвящена просветительской деятельности по вопросам оказания помощи в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями. Наши коллеги Феоктистова Л.Н. и Дмитриев А.Н. представили опыт школы по созданию Общешкольного проекта: «Семейное ресурсное объединение ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, как способ формирования сотруднических отношений с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата». Работа с семьей, в которой есть «особый» ребенок, важное направление любой образовательной организации. Семья –важная часть жизни человека, поэтому так необходима помощь специалистов в оказании комплексной всесторонней помощи семье в преодоление возникающих трудностей в школе. Коллеги поделились опытом организации такой помощи:

- Цель и Задачи Семейного ресурсного объединения ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ;

- Основные направления работы ресурсного объединения;

- Структура работы объединения;

- Варианты оказания практико-ориентированной помощи родителям, педагогам, специалистам.

http://schiv31.mskobr.ru/images/IMG_9053-01-11-18-10-03.jpg



Предварительный просмотр:

Семейное ресурсное объединение «Взаимодействие», как способ формирования сотруднических отношений с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор:

Феоктистова Людмила Николаевна, почетный работник общего образования, учитель-дефектолог, руководитель Семейного ресурсного объединения «Взаимодействие» ГКОУ СКОШИ № 31, Дмитриев Александр Николаевич, учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ № 31.

      Author:

Feoktistova Lyudmila Nikolaevna, honorary worker of General education, teacher-defectologist, head of the Family resource Association "Interaction" boarding school № 31;

 Аннотация: в статье рассказывается о деятельности специалистов и педагогов Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31»  в реализации школьного проекта Семейное ресурсное объединение «Взаимодействие». Благодаря дополнительному способу взаимодействия всех участников образовательного процесса, которое осуществляется в рамках «Взаимодействия», формируются сотруднические отношения с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Abstract: the article tells about the activities of professionals and teachers boarding school № 31 in the implementation of the school project, the Family resource Association "Interaction". Thanks to the additional method of interaction of all participants of the educational process, which is carried out within the framework of "Interaction", formed collaborative relationships with families raising a child with a violation of the musculoskeletal system.

Ключевые слова: семья, консультация, обучение, взаимодействие, нарушение опорно-двигательного аппарата, ограниченные возможности здоровья, школа-интернат.

Key words: family, counseling, education, interaction, impaired musculoskeletal, disabilities, boarding school.

    В настоящее время изменения в системе общего и специального образования, а именно включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в «массовые» общеобразовательные школы и комплексы, где обучаются дети без особых образовательных потребностей, быстро развивающиеся инклюзивное образование показало сложности в организации процесса обучения и воспитания детей данной категории. Соответственно, увеличились запросы и обращения в адрес специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, педагогического сообщества школ района, родителей, в том числе, и в адрес нашей специальной коррекционной общеобразовательной школы №31.

ГКОУ СКОШИ № 31 специализирована для обучающихся с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата). В нашей школе, обучение и воспитание детей данной категории обеспечивает работа педагогического коллектива: учителей, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, тьютеров, социального педагога и инструкторов по физической культуре.

Работа с семьей, в которой есть «особый» ребенок, важное направление работы любой образовательной организации. Семья — это очень важная часть жизни каждого человека, все, что происходит в семье, отражается на нашей судьбе, поэтому очень важно с какими трудностями семье приходится сталкиваться. Помочь силами всех специалистов эти трудности семье преодолеть и помочь ребенку стать успешным.

Таким образом, мы определили себя как СЕМЕЙНОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Взаимодействие всех педагогов, специалистов, учителей и конечно СЕМЬИ.

Проанализировав имеющийся опыт педагогов нашей школы в области коррекционного образования, инициативной группой в 2016-2017 учебном году было создано Семейное Ресурсное Объединение «Взаимодействие».

Активными слушателями Ресурсного Объединения стали педагоги районных общеобразовательных школ, студенты, проходящие практику, учителя и специалисты нашей школы, и конечно родители обучающихся.

Основная цель школьного проекта – это просветительская деятельность по вопросам оказания помощи в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Основными задачами ресурсного объединения «Взаимодействие» являются:

- методическое сопровождение и консультирование, поддержка учителей, специалистов в работе с детьми с ОВЗ (НОДА);

​- методическое сопровождение и консультирование студентов, проходящих практику в школе-интернате;

- сопровождение и консультирование молодых специалистов школы в системе образовательной, педагогической и методической среды;

- консультирование родителей (законных представителей), имеющих детей с особыми образовательными потребностями по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

-​ изучение и распространение передового педагогического опыта в работе с детьми с ОВЗ;

- выявление и предупреждение трудностей в работе специалистов, поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области коррекционного образования;

-​ организация и проведение конференций, семинаров, конкурсов, выставок и других мероприятий по проблемам специального образования;

-​ разработка рекомендаций для родителей (законных представителей), педагогов, специалистов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ;

- помощь в создании комплексного подхода в воспитании и образовании обучающихся с ОВЗ, способствующих сохранению нравственного и физического здоровья, социальной и психологической адаптации, поддержанию комфортного психологического климата в семье;

-​ проведение комплексного психолого-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, социализации, характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи по индивидуальному образовательному маршруту;

- информирование законных представителей о возможностях системы образования, здравоохранения и социальной защиты;

- ​содействие процессам интеграции в обществе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Основным направлением работы является проведение занятий и консультаций специалистов школы: логопедов, психологов, дефектологов, инструкторов оздоровительной физической культуры и адаптивной физической культуры.

Благодаря Семейному Ресурсному Объединению «Взаимодействие» стало более доступным изучение и распространение передового педагогического опыта в работе с детьми, имеющими ДЦП, нарушение, опорно-двигательного аппарата и сопутствующие нарушения развития, через проведение семинаров, конференций, круглых столов.

При выборе тематики выступлений каждого из специалистов, мы опираемся на актуальные потребности слушателей нашего ресурсного объединения. Проводим анкетирование педагогов, специалистов и родителей.  В результате анализа данных предлагаем темы занятий, консультаций, мастер-классов.

В Ресурсном объединении чередуются консультации для специалистов и для педагогов; для родителей обучающихся нашей школы или родителей района, которых заинтересовала тема консультации или возникли вопросы по какой-либо проблеме.

Каждое занятие в ресурсном объединении построено по следующей структуре:

- теоретическая часть, в которой освещаются общие вопросы, методики;

- практико-обучающее консультирование; на данном этапе предлагаются практические задания, способы и методы работы с обучающимися;

- вопросы и ответ; в этой части освещаются вопросы, которые остались неразрешенными по итогам предыдущих этапов занятия.  

На каждую часть занятия или консультации отводится 20 мин. Время может перераспределяться в зависимости от цели и запросов участников. Консультации и занятия проводятся раз в неделю в установленное и комфортное время для специалистов, учителей, родителей. Но по запросам участников оно может носить более гибкий характер. Например, проведение консультаций для педагогов во время каникул.  Для родителей в субботние дни или в наиболее удобное вечернее время.

  1. Консультирование для специалистов.

Посещение ресурсного объединения специалистами разного профиля, в первую очередь, направлено на обмен профессиональным опытом, на поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области коррекционного образования, обучения и воспитания, для выбора особого индивидуального маршрута обучения.

Знания и опыт работы учителя-логопеда в работе с детьми, у которых серьезные нарушения речи (дизартрия) полезен в работе дефектолога, тьютора, инструктора адаптивной физкультуры или педагога-психолога. И наоборот.

Специалисты обмениваются своим опытом, практическими навыками, личными наработками в области специальной педагогики, которыми могу воспользоваться специалисты других направлений и учителя. Например:

Тематическое консультирование учителя-логопеда: «Обучение произношению на основе рефлекторно-сегментарного массажа».

Практико-ориентированное консультирование: «Демонстрация упражнений, приемов самомассажа, как одна из форм становления произношения».

Тематическое консультирование инструктора адаптивной физической культуры, учителя-дефектолога: «Развитие межполушарного взаимодействия».

Практико-ориентированное занятие: «Использование фингер-гимнастики на уроках и занятиях специалистов».

  1. Консультирование для педагогов.

Многие педагоги общеобразовательной школы, молодые учителя испытывают трудности в работе с обучающимися с ОВЗ, НОДА в том числе и ДЦП. Многие не имеют представления, как общаться и какую работу проводить с ребенком у которого имеются сложные комплексные нарушения (в двигательной сфере, зрительной, слуховой, в речи, в концентрации внимания, координации движений, пространственной ориентации, мыслительной деятельности). А для выстраивания индивидуального образовательного маршрута это просто необходимо. В связи с этим они нуждаются в консультативной помощи специалистов, имеющих опыт работы с данной категорией обучающихся, и уже профессионально разрабатывающих оптимальную образовательную траекторию развития для своих учеников. Логопеды, психологи, дефектологи, инструкторы по адаптивной физической культуре предлагают универсальные приемы работы с обучающимися, подсказывают методы и формы работы с «особыми» детьми.

Занятия строятся следующим образом:

Тематическое консультирование педагога-психолога: «Регулирование поведения ребенка в сложных экстренных ситуациях».

Практико-ориентированное занятие: «Практические приемы поведения регуляции стрессовых состояний».

Тематическое консультирование педагога-психолога: «Роль окружающего коллектива в становлении личности ребенка».

Практико-ориентированное консультирование: «Практические рекомендации по взаимодействию с ребенком».

  1. Консультирование для родителей.

Специалисты Ресурсного объединения оказывают психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами, логопедами, другими специалистами. Специалисты помогают родителям грамотно оценить развитие ребенка с учётом возрастных особенностей, выявить различные нарушения в его развитии и поведении и оказать помощь в преодолении выявленных нарушений. В Ресурсном объединении родители получают ответы на свои «наболевшие» вопросы. Квалифицированная консультация помогает развеять тревоги и сомнения, скорректировать свое воспитательное воздействие.

Тематическое консультирование инструктора по адаптивной физической культуре: «Периоды лечебного применения физических упражнений. Организация лечебной физической культуры». 

Практико-ориентированное консультирование: «Упражнения на дыхание, на усиление кровообращения, на тонизацию мышц и на расслабление». 

Тематическое консультирование педагога-психолога: «Детская агрессивность и ее причины». 

Практико-ориентированное консультирование: «Разбор техники правильного взаимодействия с ребенком во время агрессивного поведения. И как не доводить ситуации до такого состояния».

Тематическое консультирование учителя-дефектолога: «Использование компьютерных технологий для детей с нарушением интеллекта».

Практико-ориентированное консультирование: «Компьютерные игры для развития памяти, внимания, мышления. Использование компьютерных технологий для сближения с ребенком».

Семья – это структура. Образно говоря, цепь. Каждое звено этой цепи – неотъемлемая и значимая часть семейной системы. Взаимодействие между звеньями и их целостность – это основа благополучного развития и формирования здоровой личности ребенка, а также полноценного, счастливого существования родителей внутри семьи. Детско-родительские отношения – совокупность потребностей родителя и ребенка и способов их реализации.

Ресурсное объединение стало одним из приоритетных видов сопровождения, консультирования и помощи педагогам, родителям нашей школы и педагогическому сообществу школ района.  

Одним из примеров комплексного взаимодействия может служить субботние встречи с родителями, и педагогами других школ. Некоторые родители, да и педагоги не могут посетить специалистов в течение рабочей недели - накопившиеся запросы мы выносим на субботние встречи.

Например, специалисты объединения решили провести расширенную консультацию выходного дня, направленную на улучшение взаимодействия с особенными детьми не только в школе, но и в семье, путем проведения мастер-класса под названием «По семейным обстоятельствам». Были приглашены все желающие узнать о возможностях современной коррекционной педагогики в области налаживания контакта с детьми с ОВЗ. Программа мероприятия включала в себя мастер-классы педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и инструкторов адаптивной физической культуры. Во время мастер-классов специалисты показали лишь малую часть тех способов и приемов, которые могут помочь и родителям, и педагогам в общении, обучении и воспитании детей с ОВЗ. Специалисты ресурсного объединения предложили игры направленные на улучшение моторики, речи, внимания; «мини-уроки», позволяющие научить ребенка выстраивать логические цепочки событий. Невозможно не заметить, что через все мастер-классы проходят самые важные принципы работы с особенными детьми: любовь, внимание, терпение и принятие таких детей. Ведь даже для взрослых бывает тяжеловато справиться с тем или иным заданием, а для детей с ОВЗ это еще труднее. И каждый день они преодолевают себя и проделывают огромную работу, помочь в которой задача не только педагогов, психологов, дефектологов, но и родителей. А для того, чтобы знать, как это сделать и какими приемами пользоваться, специалисты школы и проводят подобные консультации.

Педагоги - психологи, учителя - логопеды и дефектологи, инструкторы по физической культуре демонстрировали способы поддержки обучающихся с НОДА и их семей в различных жизненных ситуациях. 

Логопеды показали комплекс работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата по коррекции просодической стороны речи. Работа над дыханием, мелодикой и темпо-ритмической стороны речи.

Психологи рассказали про «открытый запрос» и «скрытый запрос» – это то, что произносит ребенок или взрослый человек вслух импульсивно и эмоционально, а что ребенок или взрослый человек сознательно, либо бессознательно пытается донести слушателю на самом деле.

Инструкторы по физической культуре продемонстрировали использование специального оборудования для детей с ДЦП в условиях школы и дома – вертикализаторы. Показали упражнения фингер - гимнастики, которая стимулирует работу полушарий головного мозга, развивает силу, быстроту, координацию и независимость кисти и пальцев рук, способствует профилактике артроза, улучшает кровообращение. Показали небольшой мастер-класс по применению фитбола для реабилитации детей с ОВЗ. Фитбол - универсальное оборудование, которое не имеет никаких противопоказаний и доступно в приобретении.

Дефектологи провели коррекционно-развивающие занятие по созданию условий для развития личностно-мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания, пространственного представления и ряда других важных психических функций, которые помогают развивать межполушарное взаимодействие, познавательную деятельность у ребенка.

Безусловно, нам – взрослым, педагогам специалистам, родителям необходимо понять, что проблемы в развитии и плохая успеваемость – это не вина, а беда ребенка.  И без заинтересованной помощи взрослых ему с ней очень трудно справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата,  является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность н...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК"

 В основу моей статьи легла работа с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях Центра детского творчества. Более трех лет я веду индивидуальные занятия с ребенком...

Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Т.М. Ратынская, А.В. Рязанова

В своей работе специалисты Центра лечебной педагогики исходят из представления о том, что семья является основной, естественной сре дой, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому при работе с де...

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....