Дыхательная гимнастика в работе с детьми с нарушениями речи
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_ns_port.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д. с № 63
Дыхательная гимнастика в работе
с детьми с нарушениями речи
Подготовила: учитель-логопед
Долганова В.Г.
Таганрог 2018
Дыхательная гимнастика в работе с детьми с нарушениями речи
К вопросу дыхательной гимнастики педагоги в своей работе обращаются неоднократно. Хотелось бы посмотреть на данный вид деятельности с точки зрения логопедической работы.
Рождаясь, человек делает непроизвольно первый вдох, необходимый, чтобы жить. Как только ребенок начинает говорить, у него параллельно развивается речевое дыхание. При физиологическом дыхании вдох происходит за счет сокращения дыхательный мышц, выдох пассивный. При речевом дыхании речь образуется в фазе выдоха воздушная струя одновременно выполняет голосообразующую и артикуляционную функцию.
Если говорить о типах дыхания, то традиционно выделяют три типа: ключичное, реберное, диафрагмальное. У детей с нарушениями речи часто наблюдается проблемы с речевым дыханием. В основном преобладает верхне-ключичный тип дыхания, при этом работает лишь верхняя часть легких. Что негативно сказывается на образовании устойчивой воздушной струи, необходимой для четкого произношения звуков.
Формирование диафрагмального дыхания требует длительного времени и больших усилий. Начинать лучше всего в положении лежа. Для самоконтроля можно использовать контроль рукой и различными легкими предметами.
Фронтально дыхательную гимнастику можно проводить как часть комплексной речедвигательной гимнастики, в виде динамических пауз во время фронтальных занятий, перед дневным сном.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
- формирование навыков правильного речевого дыхания;
- укрепление мышц лица и грудной клетки;
- улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
- развитие фонационного (озвученного) выдоха;
- выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
- нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
Выполняя дыхательную гимнастику необходимо соблюдать ряд правил:
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Формировать направленную воздушную струю можно используя различные предметы: коктейльные трубочки, пузырьки, ватные и шерстяные шарики, различные вертушки, мыльные пузыри. Главное необходимо следить за тем, чтобы ребенок не напрягал губы и не надувал щеки, чтобы артикуляционная мускулатура оставалась расслабленной.
Таким образом, мы можем говорить о том, что данный вид деятельности не занимает много времени в течение дня, но является незаменимым элементом в комплексной работе по преодолению нарушений речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взавимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
бобщение опыта работы по взаимодействию музыкального руководителя и логопеда...
Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи
В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
Чтобы заинтересовать детей сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...
«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с нарушениями речи»
Коврограф – инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимущ...
Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
- Мне нравится (1)