Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий для детей с нарушениями зрения.
консультация на тему

Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий  будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные рекомендации к  подбору

 дидактического материала, методам, приемам

 и  организации занятий

для детей с нарушениями зрения.

          I.При подготовке к занятию:

  • Наглядный материал  должен быть  определенных размеров,  в зависимости от зрительного диагноза: демонстрационный:15-20 см (от 6 до 8 шт. одновременно), 20-25 см (от3 до 5 шт.),  раздаточный: 1-5 см(см. зрительную нагрузку) и более 5 см( для слабовидящих детей). Материал должен быть размещен не в одну линию, пятном, а так, чтобы каждый объект или картинка выделялись по отдельности.
  • Материалы и пособия должны иметь матовую не отражающую поверхность, четкое композиционное построение, конкретные признаки предметов, должны соответствовать естественным размерам (машина меньше дома).
  • Для слабовидящих детей пособия должны быть с выделенным контуром, без множества мелких деталей.

Желательно рассматривать предметные и сюжетные изображения со слабовидящими детьми заранее.

  • При подборе объектов для демонстрации  важно выбрать нужный фон для него, так как цвет в сочетании и на расстоянии меняется: красный с желтым видится как оранжевый, фиолетовый с коричневым – черным.
  • Образцы для показа на занятиях по ИЗО  должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.
  • Для детей  с низкой остротой зрения  и с прогрессирующим зрительным диагнозом используются специальные дидактические пособия: рельефные картинки, барельефные изображения, игрушки-модели со съемными частями, объемные аппликации.

        II. При проведении занятия: 

  • Следить за освещенностью помещения во время занятия.
  • При рассаживании детей с нарушением зрения на занятиях важно учитывать наличие окклюзии. Необходимо, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом (во время окклюзии).
  •  Расстояние до объекта восприятия должно соответствовать способности детей успешно различать мелкие детали воспринимаемого.
  • Детей с низкой остротой зрения следует как можно ближе размещать к рассматриваемому объекту. С целью поддержания зрительной работоспособности этой группы детей при работе вблизи наглядный материал следует располагать перед взором ребенка в вертикальной плоскости.
  • С учетом вида косоглазия рекомендуется располагать наглядные пособия следующим образом: на горизонтальной плоскости работают дети с расходящимся косоглазием, на вертикальной плоскости- дети со сходящимся косоглазием.
  • Ребенок  с окклюзией должен при показе объекта находиться у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз-слева, заклеен левый глаз-справа).
  • Рассматривание предметов, игрушек, предметных картинок проводится по следующим этапам: целостное восприятие (цвет, величина, форма), рассматривание частей, затем деталей и снова  целостное восприятие. Слабовидящим детям давать больше времени для рассматривания.
  • В ходе занятия при обследовании и воспроизведении  объекта во всех возрастных  группах необходимо использовать указку, формообразующие движения, обводку.
  • На занятиях, в режимных моментах необходима активизация сохранных анализаторов (слухового, тактильного, обонятельного), а также стимуляция остаточного зрения.
  • Для предупреждения вербализма у детей важно обращать внимание на  соотнесенность  образа объекта со словом, при этом слово  нужно использовать в разных фразовых конструкциях.
  • В процессе проведения занятия необходимо ограничивать непрерывную зрительную нагрузку.
  • Важно чередовать  зрительную работу вдаль и в близь.
  • Повышенная утомляемость детей со зрительными нарушениями требует частой смены деятельности на занятиях и поз (сидя, стоя, сидя и лежа на полу), что создает дополнительную возможность для тренировки мышц, введения физкультурных минуток.
  • Необходимо во время занятий проводить зрительную гимнастику, направленную на снятие зрительного утомления( зажмуривание, моргание, пальминг).В свободное от занятий время проводить зрительную гимнастику , направленную на укрепление глазодвигательных мышц (прослеживание за предметом, лазерной указкой и т.д.). Упражнения на изменение фокусного расстояния исключить детям со сходящимся косоглазием(прослеживание за кончиком указательного пальца, движущегося от кончика носа до расстояния вытянутой руки и обратно).
  • Важно четко соблюдать продолжительность занятий.
  • При сопровождении ребенка по детскому саду, улице брать за руку со стороны заклеенного глаза.

   

.

                                    Составила: учитель-дефектолог Липатова Л.В.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)

Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании детей....

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Применение интерактивных технологий на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения

Интерактивные технологии - это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность по заданным правилам ...