Статья. Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Фирсова Татьяна Геннадьевна

Дифференцированное обучение прочно вошло в современную педагогическую практику.

Наиважнейшей задачей образовательных учреждений является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт». Все это делает проблему развития личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фирсова Татьяна Геннадьевна, учитель технологии

КОУ ХМАО - ЮГЫ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

СТАТЬЯ

Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта

 в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся

с интеллектуальной недостаточностью

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Дифференцированное обучение прочно вошло в современную педагогическую практику.

Наиважнейшей задачей образовательных учреждений является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт». Все это делает проблему развития личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

Дифференциальное обучение является средством достижения многоуровневых планируемых результатов обучения. Оптимальное количество уровней планируемых результатов три-четыре. А вот траекторий их достижения, действительно, должно быть столько, сколько учеников.

Стандартный минимум должен ориентироваться на 80% большинства учащихся. Но долг учителя – сделать все возможное для каждого ученика, чтобы он смог этот минимум преодолеть.

В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности).

Дифференцированное обучение – это:

  • форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Этому способствует технология дифференцированного обучения как частная личностно ориентированная технология, осуществляющая принцип учения без принуждения, принцип гуманного отношения к ребенку.

Дифференциация адаптирует учебный процесс к особенностям ученика, темпу его продвижения, специфике памяти, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности учащихся. Все это должно способствовать удовлетворенности ученика (а также его родителей) учебным процессом, что мы и выбрали в качестве одного из показателей.

Целью дифференциации является создание условий успешного усвоения содержания образования.

Адаптация учебного процесса к особенностям, склонностям, способностям ученика, учет его интересов повышает мотивацию обучения. А рост мотивации тесно связан с показателями удовлетворенности учащихся учебным процессом.

Учитывая мотивацию и интеллектуальное развитие каждого учащегося, группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых имеет свой уровень.

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений учеников.

Таким образом, целью педагогической деятельности по выше обозначенной теме является: обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе обязательных результатов и особенностей его субъективного опыта.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи уровневой дифференциации.

2. Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся.

3.Создание системы дидактических материалов, ориентированных на реализацию в условиях внутригрупповой дифференциации.

Дифференцированный подход осуществляется на разных этапах занятия. На этапе изучения нового материала сильным ученикам предлагается задание: самостоятельно прочитать литературу по заданной теме, выполнить практическую работу, затем выступить перед подгруппой.

Если тема не сложна, предлагается ребятам изучить ее заранее, а на уроке выступить в роли учителя, объясняя подгруппе материал. Предварительно, конечно, уровень усвоения материала проверяется учителем.

Эта технология позволяет развивать уровень самостоятельности, что немаловажно для развития навыков самообразования.

Ученики учатся самостоятельно добывать знания, анализировать свою деятельность, уровень овладения программным материалом, степень достижения намеченных целей.

Сильные ученики работают в паре со слабыми и помогают им в объяснении и практическом выполнении заданий на компьютере. Осуществляется взаимоконтроль. В условиях групповой работы школьники приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтроля, совершенствуют умения совместной деятельности. Это формы работы, способствующие развитию сотрудничества детей.

При закреплении нового материала и повторении по технологии дифференцированного обучения используются:

  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы (с указанием уровня), для работы в паре;
  • дифференцированный фронтальный опрос.

Одни и те же разработки применяются при проверке знаний учащихся, повторении материала. Задания разработаны в таком количестве и такой трудности, чтобы обеспечить оптимальную занятость учащихся на занятиях, охватить весь программный материал, расширяющий и углубляющий их теоретические знания.

Перед выполнением работы учащимся сообщаются контролируемые результаты обучения и критерии выставления оценки.

При выполнении практических работ учащиеся получают дифференцированные инструкционные карты – задания. Для проведения занятий готовятся учебно-наглядные пособия, дидактический материал (тесты, карточки – задания, лото, кроссворды). К этой работе привлекаются и учащиеся.

Систематически предлагаются разноуровневые задания для того, чтобы ученики постепенно подводились к осознанному восприятию полугодовой и годовой оценок, что немаловажно (ученик должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).

Проанализировав возможности технологии дифференцированного обучения, можно сделать вывод о том, что данная технология имеет свои положительные и отрицательные аспекты.

Дифференцированный подход в обучении дает результаты при условии превращения его в систему, но сделать это трудно, что и осложняет его широкое применение. Действительно, чтобы такое занятие подготовить и провести, учителю приходится потратить много сил и времени.

Применяя принцип дифференциации, необходимо учитывать, что чем разнообразнее оценки, тем выше их эффективность. Кроме стандартной шкалы оценок при промежуточной проверке знаний учащихся можно шкалу расширить.

5+

Превосходно

5

Отлично

5-

Почти отлично

4+

Более чем хорошо

4

Хорошо

4-

Недостаточно хорошо

3+

Более чем удовлетворительно

3

Удовлетворительно

3-

Малоудовлетворительно

2+

Более чем неудовлетворительно

2

Неудовлетворительно

2-

Нет знаний

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. А в группах высокого уровня возникает иллюзия своей исключительности, иногда эгоистический комплекс. Но при умелой психологической поддержке учеников этих трудностей можно избежать.

Положительные аспекты:

  • уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться (не секрет, что в первый класс приходят более 50% детей с отклонениями от нормы в психосоматическом развитии);
  • повышается уровень Я-концепции: сильные ученики утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  • становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума;
  • происходит изменение акцентов в учебной деятельности обучающихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Рассмотренная технология организации деятельности осуществляется через сотрудничество учителя и учащегося, она создает атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития. Основная задача – чтобы дети, уходя с занятий, с радостью могли сказать: «я способен, я нужен, я могу, я знаю, я владею».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб, пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995; с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб. М., Краснодар, 2003.
  5. Выготский Л.С. Психологическая наука в СССР // Общественные науки СССР. 1917—1927 / Под ред. Волгина В.П., Гордона Г.О., Луппола И.К. - М. 1988. - 478 с.
  6. Дембо Т.В. Приспособление к увечью - проблема социально- психологической реабилитации. - М.: 1992.
  7. Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. – 198с.
  8. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998, -94 с.
  9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. – М.: Академия. 2000. – 304 с.
  10. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - с.31–57.
  11. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2006. - 224 с.
  12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш, учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.
  13. Петрова В.Г Психология умственно отсталых. – М.: Академия, 2004. – 160 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дифференцированное обучение математики"

Данная статья-это небольшой очерк из опыта своей работы....

Создание ситуации успеха как одного из факторов обеспечения психологического комфорта обучающихся

Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние  психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на  успеваемость....

Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся  с интеллектуальной  недостаточностью»...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Статья "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"

В статье "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"приводятся фрагменты уроков, примеры заданий,которые может использовать учитель на уроках.Особое ...

Статья "Дифференцированное обучение на уроках математики"

Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые...