Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
проект на тему

Жукова Светлана Никодимовна

Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

 Известно, что коммуникация- процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Это способность общаться, понимание и осознание себя.

Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.

Актуальность  темы  проекта  определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе.  Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» Выполнила: Жукова Светлана Никодимовна, учитель — логопед МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина г.Ржева Тверской области

Слайд 2

Название проекта «Развитие речи через коммуникативные игры» Территория реализации проекта МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина г.Ржева Тип проекта Сроки реализации Долгосрочный, учебный год Участники проекта Учащиеся 1 - 4 классов (7 - 10 лет), учитель-логопед,педагог-психолог,классные руководители, родители. Направление проекта Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения навыками практического общения в различных жизненных ситуациях Краткое содержание проекта В основе идеи проекта лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию мероприятий для развития речевых способностей уч-ся через игру, развитие умения слушать, перерабатывать информацию, умение высказываться. В систему коррекционной работы включены игры, тренинги, инсценировки сказок. Ресурсы проекта Кадровые : учитель-логопед, педагог-психолог, классные руководители, Материально-финансовые : грамоты, мультимедиа аппаратура, интернет Информационная карта проекта

Слайд 3

Актуальность проекта Необходимость эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов, развитие речемыслительной деятельности, предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника

Слайд 4

Цели и задачи проекта: - Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками; - Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания; - Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.

Слайд 5

Механизм реализации проекта Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями. Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.

Слайд 6

Этапы работы: Подготовительно-информационный : сбор информации. 2. Практический-познавательный :подготовка, разработка, планирование мероприятий. 3. Реализация проекта : реализация деятельности. 4. Рефлексия, подведение итогов : анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе

Слайд 7

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» 1 Этап -Календарно-тематический план на месяц -Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами -Методы и приёмы развития коммуникации

Слайд 8

Календарно-тематический план на месяц Дата Тема Задачи работы с детьми Прогнозируемые результаты 1 неделя Владение речью — средство общения и культуры Учить владеть речью, как средством общения и культуры Уметь владеть речью 2 неделя Невербальные средства общения Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении Уметь общаться 3 неделя Рук как средство коммуникации Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации 4 неделя Побуждать детей к речевому высказыванию Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий Уметь высказываться по результатам действий

Слайд 9

модель взаимодействия с другими педагогами Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами

Слайд 12

Методы и приёмы развития коммуникации 1 этап (Подготовительно-информационный) : Наглядные Словесные Практические Метод наблюдения: -непосредственное наблюдение, -экскурсии, -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): -рассматривание картин и предметов 1. Чтение и рассказывание художественных произведений. 2. Заучивание наизусть 3. Пересказ 4.Обобщающие беседы 5. Рассказывание без опоры на наглядный материал 1. Дидактические игры 2. Игры-драматизации 3. Инсценировки

Слайд 13

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» 2 Этап -Перечень методик коммуникативного развития - Картотека коммуникативных игр -Методики по речевому развитию

Слайд 14

Перечень методик коммуникативного развития 1. Обучение в сотрудничестве, работа в парах. 2.Коммуникативная компетентность. 3. Работа с художественной литературой. 4. Занятие искусством, самодеятельностью. 5. Посещение театра. 6. Диалог: взрослые — дети

Слайд 15

Картотека коммуникативных игр для младших школьников (7-10 лет) 4 направления: I. Умение активно слушать («Расследование») II. Умение сотрудничать ( «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк». «Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка», «Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост дракона») III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми меня», «Позвони другу», «Подарок на всех». «Я — режиссёр») IV. Умение правильно перерабатывать информацию ( «Ситуации» )

Слайд 16

НАЗВАНИЕ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ Наглядные - использование изобразительной наглядности Наблюдение Словесные -Рассказ - беседа Практические Дидактические игры дидактические упражнения Обучение связной речи. Формирование грамматического строя. Обогащение и активизация словаря . Воспитание звуковой культуры речи. Дифферинцировать все изученные звуки. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении. Вывод: Задачи направлены на: 1. накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности. 2.воспитание культуры поведения детей. 3.развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи. Рекомендации: Слушайте звуки и шумы. Давайте ребёнку возможность говорить и отвечать на вопросы. Методики по речевому развитию

Слайд 17

Жеребьёвки и считалки Небылицы-перевёртыши Докучные сказки Приговорки и заклички Рисование и музыка в игровой деятельности Художественно-игровая деятельность в алгоритме режима дня младшего школьника Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические и подвижные игры Содержание и формы деятельности:

Слайд 18

Реализация проекта «Развитие речи через коммуникативные игры» 3 Этап -Праздник для родителей -Оформление стенда (график мероприятий, рисунки, рефераты, плакаты) -Разработка буклетов -Коммуникативные игры с детьми

Слайд 19

Каждый класс на перемене показывает игры : «Клеевой ручеёк» «Весёлая сороконожка» «Лебедь, рак и щука» «Газета»и др. Игры

Слайд 21

Проведение игр во время классных мероприятий, на занятиях с учителем-логопедом,педагогом-психологом: «Ситуации» «Позвони другу» «Микрофон» «Прессконференция»и др. Игры

Слайд 23

Праздник для родителей

Слайд 24

Разработка буклетов «Рекомендации педагогам и родителям»

Слайд 25

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» 4 Этап -Рефлексия, подведение итогов

Слайд 26

Ожидаемые результаты: Обогащение, активизация словаря детей. Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями. Формирование речевых умений и навыков. - Развитие речевого дыхания, слухового внимания. Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды. - Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.

Слайд 27

Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей младшего школьного возраста Выводы:

Слайд 28

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

         

        Муниципальное    общеобразовательное учреждение                                    средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С. Пушкина                                                города Ржева  Тверской области

                                                       Проект       

       «Развитие речи через коммуникативные игры»

                                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                      учитель-логопед

МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина

                                                                                                                Жукова Светлана Никодимовна

                                                                       2018

       Содержание:

А) Пояснительная записка : актуальность, цель, задачи, участники, приемы, материал, длительность.

         

           

          Б) Основная часть:

I этап –подготовительно-информационный.

II этап – практический-познавательный.

В) III этап- заключительный

А) Пояснительная записка

Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

 Известно, что коммуникация- процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Это способность общаться, понимание и осознание себя.

Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.

Актуальность  темы  проекта  определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе.  Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Цель и задачи :
- Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
- Формирование распознавания  эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;

- Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения
конфликтных ситуаций.

Участники проекта: младшие школьники.

Методы и формы работы:

-дискуссия, обсуждение, беседа;

-двигательные упражнения;

-рисунок;

-игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);

-драматизация (разыгрывание различных ситуаций);

-работа в парах;

-работа в малых группах

Обеспечение проекта: -видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений;                                        -наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – компьютер, проектор;-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Продолжительность проекта: долговременный


Б) Основная часть

I этап –подготовительно-информационный.

1.  Календарно-тематический план на месяц

Дата

Тема

Задачи работы с детьми

Прогнозируемые результаты

1 неделя

Владение речью — средство общения и культуры

Учить владеть речью, как средством общения и культуры

Уметь владеть речью

2 неделя

Невербальные средства общения

Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении

Уметь общаться

3 неделя

Рук как средство коммуникации

Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации

4 неделя

Побуждать детей к речевому высказыванию

Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий

Уметь высказываться по результатам действий

2. Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами


3. Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации

 (см. приложение 1)

II этап – практический-познавательный.

1. Описать особенности речевого развития.
У младших школьников развитие речи идет в двух основных
направлениях: набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; также речь обеспечивает перестройку познавательных процессов .
При поступлении в школу словарный запас ребенка увеличивается.
Он может свободно объясниться с другим человеком, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребенок употребляет от 3000 до 7000 слов.
К шести годам ребенок уже полностью овладевает в речи грамматикой,  язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего
детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в
речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти
от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой
школой.
Шести-семи летний ребенок уже способен общаться на уровне
контекстной речи  - той самой речи, которая достаточно точно и полно
описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без
непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ , собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
Речь человека всегда несет в себе выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная  культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.
Учитель сморит на культуры человека- это показатель уровня развития речи ребенка.
К девяти годам наблюдается особенность: ребенок позволяет себе говорить и выразить свои мысли, удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или  сверстниками во время игрового общения.
Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие
литературной норме.
Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля,
чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями
к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие
экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и
телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе
лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь
предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться
тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно
разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание .
Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты
бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия:
повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь
как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить
контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако
ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная
творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему;
определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать,
подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой
последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать
нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить
синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и
каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки
препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и
другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и
ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять
свои и чужие ошибки.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен
обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени
опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно
предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда
не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму
детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с
программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую
дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и
другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в
школу читающими (хотя бы только по слогам).
В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова
связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись
читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую
форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок
вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это
приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже)
необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и
сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью
отражать смысл текста.
Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по
окончании первого класса навык оказывается несформированным, то
ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно
пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

2. Перечень методик коммуникативного развития.

1.обучение в сотрудничестве, работа в парах.

2. Коммуникативная компетентность

3. Работа с художественной литературой.

4. Занятие искусством, самодеятельностью

5. Посещение театров

6. Диалог: взрослые -дети

3. Картотека коммуникативных игр  для младших школьников (см. приложение 2)

4. Фронтальное занятие логопеда

Тема:Дифференциация звуков [Ч]- [Щ].

Дата: 26.04.2018

Продолжительность: 40 мин

Задачи:

Обучающие: Уточнить и различать артикуляцию при произнесении звуков [Ч] [Щ]. дифференцировать звуки [Ч] [Щ] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Развивающая: развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза, речевое дыхание, мелкую моторику, силу голоса и правильную артикуляцию.; активизация словаря  существительных по теме «Предметы».развитие психических процессов: внимание, память.

Воспитательная: воспитывать нравственно-духовные качества личности, коммуникативные навыки через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве, воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Материалы для учащихся: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики.

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал для учеников.

Этап

Содержание

Приемы

Методические указания

Деятельность             Деятельность                      

  учителя                        учащихся              

I.Организационный

этап

-Ребята, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Как вы думаете, чему мы будем учиться на логопедическом занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?

-Ребята, что вы хотите пожелать своим одноклассникам на предстоящий урок? Я желаю, чтобы наше занятие было удачным и продуктивным!

Приветствуют учителя. Настраиваются на занятие, отвечают на вопросы, заданные учителем.

Выходят к доске и прикрепляют пожелания своим одноклассникам на предстоящий урок на зимнюю картину.

-формирование готовности восприятия учебного материала

Привлечение детей к занятию

-напоминание правил дисциплины

II. Подготовительный этап

1) Мимические упражнения

2) Упражнения для дыхания

3) Упражнения для развития силы голоса

4) Упражнения для развития мелкой моторики

5) Артикуляционная гимнастика

-Ребята, сегодня к вам пришли гости. Кто эти гости, вы сможете узнать, прослушав песни.

Аудиозапись «Маленький чайник», «Песня про щётки».

-Гости нашего урока- Чайник и Щётка. Они рады вас приветствовать и надеются, что мы с ними подружимся.

-Наш гость Чайник- очень артистичный и эмоциональный. Он любит фантазировать и гримасничать. Предлагаю вам поиграть, и повторять эмоции Чайника.

-Ребята, очень здорово получилось. Молодцы! Чайник не ожидал, что вы тоже любите гримасничать. Что же за упражнения мы выполняли?

-Ребята, можете предположить, что любят пить все чайники?

-Конечно! И наш Чайник- не исключение. А вы любите пить чай? Возьмите в руки чашечки, представьте, что чай в них очень-очень горячий. Подуйте на чашечки так, чтобы чай остыл.

-Чай действительно остыл. Молодцы, вы справились с упражнением. Для чего мы выполняли это упражнение? Нужно ли вообще развивать дыхание?

-Ребята, а вы знаете, что делает чайник, когда кипит?

-Совершенно верно. Через несколько минут пребывания чайника на огне, он начинает кипеть. Возьмите в руки циферблаты, и перемещая стрелку вправо повышаем тон и произносим «И-и-и-и-и-и…», когда стрелка окажется возле «огонька»- перемещайте ее обратно в левую сторону, постепенно понижая голос.

-Ребята, через сколько минут закипел чайник?

-Какое упражнение мы выполняли? Чему учились, выполняя это упражнение? 

-Ребята, наша Щётка немного обиделась, что мы все наше внимание уделили Чайнику. Давайте порадуем ее вашими рисунками. Не простыми рисунками, а волшебными. Возьмите «волшебные листы» на вашей парте и нарисуйте то, что вы бы хотели преподнести нашей гостье. Ей будет очень приятно!

-Ребята, Щётке очень понравились ваши рисунки. Она рада, что познакомилась с вами! Для чего вы выполняли это упражнение?

-Ребята, я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику. А гости урока будут выполнять ее вместе с нами.

1. «Улыбка – Трубочка»

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

2.«Чистим зубки»

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

3. «Чашечка» 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

4. «Лошадка» 

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

-Отлично! Очень хорошо справились с заданиями. С какой целью мы выполняли эти упражнения? Какие органы артикуляции нам в этом помогали?

Прослушивают аудиозаписи, приветствуют гостей урока- Чайника и Щётку.

Выполняют мимические упражнения, повторяя эмоции гостя урока- Чайника.

-Мы выполняли мимические упражнения.

-Все чайники любят пить чай.

-Мы тоже любим пить чай.

Выполняют упражнение для дыхания.

-Мы выполняли упражнение для развития дыхания.

-Когда чайник кипит, он начинает свистеть.

Выполняют упражнения для развития силы голоса, наблюдают за временем кипения чайника.

-Наблюдают за циферблатом, обращают внимание, что чайник закипел через 5 минут.

-Мы выполняли упражнение для развития силы голоса, учились говорить «громко-тихо».

Выполняют упражнение для развития мелкой моторики- рисуют подарок на «волшебном листе» гостье занятия- Щётке.

-Мы выполняли это упражнение для развития мелкой моторики.

Под руководством учителя выполняют артикуляционную гимнастику.

-Мы выполняли артикуляционную гимнастику. Нам помогали губы, зубы и язык.

-выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета

-словесный метод

-наглядный метод

-метод стимулирования занимательным содержанием

- подражательно-исполнительский метод (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику);

-формирование понимания личностной значимости занятия

-метод жизненного слова

-использование игр и игровых форм организации учебной деятельности

-упражнения

-объяснение

-практический показ по образцу с указанием

-формирование понимания личностной значимости занятия

-формирование  мотива деятельности

Смена видов деятельности

-активизировать познавательный интерес.

-

III. Основная часть

  1. Работа с профилем

  1. Развитие фонематического слуха

  1. Дифференциация звуков [Ч] [Щ]

-Ребята, еще раз назовите гостей нашего урока.

-Какой первый звук в слове Чайник?

-Посмотрите на меня, как я произношу звук [Ч]. Произнесите звук [Ч] перед зеркалом. Звук [Ч] какой он?

-Какой первый звук в слове Щётка?

-Звук [Щ] какой он?

-Ребята, скажите, что общего у звука [Ч] и [Щ]. Какими сигналами они обозначаются?

-Ребята, Чайник и Щётка предлагают нам выполнить задание. Я буду произносить слова, а вы, когда услышите один из наших звуков [Ч] [Щ]- показывайте сигнал.

-Голубь, часы, щука, шуба, щенок, чеснок, шерсть, щупальца, девочка, уголок, ножницы, пещера.

-Молодцы, ребята. Справились с заданием наших гостей.

-Щётка и Чайник пришли к нам не с пустыми руками. Каждый гость нёс свой подарок, но в мешочке они все перепутались. Попробуем разделить предметы по их хозяевам.

-Бабочка, щётка, бочка, щит, чайник, овощи, ящик, удочка, щёчки.

-Ребята, очень хорошо. Чайник и Щётка рады, что теперь мы сможем определить, кто принес нам тот или иной подарок.

-Сейчас я вам предлагаю выполнить звукобуквенный анализ слова «Щёчки».

-Ребята, что такое словосочетание?

-Составьте устно словосочетания с нашими словами.

-Теперь составьте предложения, используя данные словосочетания.

-Замечательные предложения у вас получились. Чайник и Щётка очень довольны.

-Наши гости приготовили для нас интересные вопросы. Вам нужно внимательно слушать и дать ответы.

-Где жили первобытные люди? -Какой механизм показывает время? -Чем чистят одежду? -Огурцы, морковка, лук, свёкла?

-Есть ли в этих словах звуки, над которыми мы сегодня работаем?

-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые принесли для нас Чайник и Щётка? Вы рады, что у вас появились такие новые друзья?

-Чайник и Щётка.

-Звук [Ч].

Звук [Ч] – губы слегка выдвинуты вперёд и округлены, кончик языка касается

нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним

коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха

кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не

дрожит.

Звук [Ч] – согласный, всегда мягкий, глухой.

-Звук [Щ].

Звук [Щ] – губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят

к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к

верхним коренным зубам. Спинка языка поднята, язык напряжён, голосовые

связки отдыхают, горло не дрожит.

Звук [Щ] – согласный, всегда мягкий, глухой.

-Эти звуки согласные, всегда мягкие и глухие. Обозначаются зелеными сигналами без звоночка.

Выполняют упражнение на развитие фонематического слуха.

Помогают Чайнику и Щётке отобрать их предметы на две группы. Подробно комментируя и объясняя свой ответ.

Выполняют звукобуквенный анализ слова «Щёчки».

щ— согласный, глухой, мягкий, шипящий

е— гласный, ударный

ч— согласный, глухой, мягкий, шипящий

к— согласный, глухой, мягкий

и— гласный, безударный

-Сочетания слов, связанных по смыслу.

-Разноцветная бабочка, зубная щётка, жёлтая бочка, тяжелый щит, горячий чайник, полезные овощи, большой ящик, деревянная удочка.

Разноцветная бабочка порхала на лугу. Каждый человек пользуется зубной щёткой. Моя бабушка готовит квас в желтой бочке. У каждого рыцаря есть тяжелый щит и меч. На печке стоит горячий чайник. Каждый день нужно есть полезные овощи. Мы отправили посылку родственникам в большом ящике. Моя дедушка ходит на рыбалку с деревянной удочкой.

-В словах: пещера, щётка и овощи-есть звук [Щ], в слове часы- звук [Ч].

-Мы рады знакомству с Чайником и Щёткой.

-организация наблюдения

-упражнение

-словесный метод

-метод объяснения

-создания ситуаций творческого поиска

-упражнение

-использование игр и игровых форм организации учебной деятельности

-наглядный метод

-практическая работа

-оперативный контроль

-предъявление учебных требований



-создание ситуаций успеха в обучении

-формирование  мотива деятельности

-Смена видов деятельности

-степень активности детей(работают больше дети, чем логопед-создание условий для работы детей.

-решение заданных задач

Включаем в деятельность  как можно больше количества анализаторов-в данном случае усвоенная ребёнком информация будет более системной, разносторонней и прочной.

IV. Рефлексия

-Ребята, вы молодцы. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательными, активными, сосредоточенными и очень старательными. С кем вы сегодня познакомились? Чему было посвящено наше занятие? Какие органы артикуляции помогают нам правильно и красиво говорить? Наше занятие было полезным? Оцените свою деятельность на занятии. Спасибо!

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на занятии.

-освоение элементарных норм ведения разговора

-поощрение

-формирование понимания личностной значимости учения

Обобщение, вспоминание . что делали, чем занимались

-Общая и индивидуальная оценка детей.

-Создание благоприятного эмоционального состояния.

ВЫВОДЫ :
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Гости Чайник и Щётка, пришедшие на занятие, приготовили для детей много заданий. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.

Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены.

РЕКОМЕДАЦИИ:

  • Слушать звуки и шумы

  • Давайте детям возможность говорить и отвечать на вопросы

  • Создание благоприятного эмоционального состояния детей .

 5. Методики по речевому развитию :

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Наглядные

- использование изобразительной наглядности

Наблюдение

  • Словесные

-Рассказ

- беседа

  • Практические

Дидактические игры

 дидактические упражнения

  • Обучение связной речи.
  • Формирование грамматического строя.
  • Обогащение и активизация словаря .
  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Дифферинцировать все изученные звуки.
  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи.
  • Овладеть интонационными средствами выразительности речи  в пересказе, чтении.

Вывод:

Задачи направлены на:

1. накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности.

2.воспитание культуры поведения детей.

3.развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Рекомендации:

Слушайте звуки и шумы. Давайте ребёнку возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка  по коррекции речевого развития  

Фамилия, имя ребенка–

Год обучения- 1-й

Логопедическое заключение:ОНР- I  уровень

п/п

Основные направления

логопедической коррекционной работы

Динамика

1

Развитие артикуляционной моторики:

-Упражнения на развитие дыхания

- выработать умение сдувать ватку, лежащую на столе

- вырабатывать умение дуть на язык, спокойно лежащий на нижней губе;

Артикуляционные упражнения для языка:

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами)

- отрабатывать движения языка вверх (с механической помощью), развивая его подвижность

- самомассаж губ, языка;

- учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка;

- развивать произвольные движения языка;

- Учить удерживать язык распластанным, широким.

- работать над силой и интонированием голоса

- Артикуляционные упражнения для губ:

-открывание рта: а-а-а

- трубочка: у-у-у

- улыбка: и-и-и

-колесо: о-о-о

- сосательные движения;

2

Формирование правильного звукопроизношения

Постановка (вызывание) гласных звуков А, О, У, И

3

Развитие произносительной стороны речи.Учить определять источник звука.
Учить различать речевые и неречевые звуки.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего онтогенеза).
Учить отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Учить запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например:«ма-ма-ма».

4

Развитие понимания речи. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить понимать названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значения слов.

5

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.Учить называть слова двух сложной слоговой структуры (ма-ма, ба-ба).
Учить детей понимать отдельные порядковые числительные (один, много).
Формировать понимание некоторых простых предлогов (на, у).
Учить понимать наиболее часто употребляемые приставочные глаголы.
Учить подбирать картинки существительных к названию действия.

6

Развитие внимания, памяти, мышления.Учить складывать картинки из двух, трех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—3 игрушки).
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные мячи).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только круги).

7

Развитие мелкой моторики

Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики)

Самомассаж шариками Су-джок.

Развивать динамическую организацию движений, пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, работа с мозаикой и конструктором

7. Рекомендации для учителей начальной школы и родителей

«Нарушения чтения и письма»

- Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит – нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном – учительница быстро разобралась и направила его к специалисту. Так что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

 Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечёткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях. Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.

«Предупреждение дисграфии у леворуких детей»

Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, столкиваемся с трудностями обучения леворуких детей. У ребенка - левши, помимо речевых нарушений, существует и ряд других факторов, ведущих к трудностям обучения. Это:

- нарушение зрительно-моторных координации (ребенок не может скопировать даже простые геометрические фигуры, буквы, цифры, неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

- нарушение зрительно пространственного восприятия (дети не ориентируются в понятиях: вправо-влево, вверх-вниз, вперед - назад);

- трудность организации и мобилизации внимания (излишняя активность детей, неусидчивость, неумение слушать и наблюдать, замедленность в выполнении заданий, неорганизованность и рассеянность).

Одним из важнейших факторов адаптации детей к школе является процесс овладения ими навыками письма, что является главной проблемой леворуких детей.

В работе с леворукими детьми опираемся на их образное мышление, подкрепляем словесные инструкции наглядностью. С этой целью на занятиях с детьми используются различные модели, макеты, схемы, игровые моменты.

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти начинаем формировать с предъявления детям ярких красочных персонажей - игрушек, чтобы они могли увидеть их отличительные признаки. Далее рассматриваем парные предметные картинки, проводим игры «Запомни слово», «Найди сходство и различие», «Что изменилось?» Дорисуй следующий или пропущенный предмет, запомни фигуры или предметы изображенные на одной карточке, затем найди новые на другой. Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание детей становится активным, целенаправленным, белее качественным.

«Письмо без ошибок советы учителям»

  • Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
  • Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.
  • Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.

«Письмо без ошибок советы родителям»

  • Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.
  • Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
  • Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).
  • Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».
  • Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.
  • Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего школьного возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематика бесед для младших школьников значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Большинство детей на конец младшего школьного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. Младший школьник должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.

Учащийся младшего школьного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Учащимся младшего школьного  возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще в более младшем возрасте рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»

Любимым жанром младших школьников являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»

В) III этап — заключительный

(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)



Предварительный просмотр:

  1. Методы и приемы по развитию коммуникации:
  2. в начальной школе:
  1. Наглядные
  1. Словесные
  1. Практические

  1. Метод наблюдения:
  • непосредственное наблюдение,
  • экскурсии,
  • опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание картин и предметов
  • Чтение и рассказывание художественных произведений
  • Заучивание наизусть
  • Пересказ
  • Обобщающие беседы
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал

  • Дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Инсценировки
  1. В средней и старшей школе:

в основном используются Словестные и Практические методы и приёмы.

   В условиях современной российской действительности институт образования столкнулся с необходимостью формирования уподрастающего поколения личностных качеств, которые позволили им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем.

К сожалению, в  последние годы наблюдается снижение уровня коммуникативной компетентности и выпускников школ. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные уроки, которые используются в системе школьного образования, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности обучающихся к коммуникации.

Поэтому использование педагогических методов и приёмов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся становиться весьма актуальным.

Как развить у учащихся коммуникативные навыки и научить выбирать правильное решение из множества других. Именно в этом направлении на помощь педагогам приходит такие действия, как:

  1. Метод «Дебаты»

Этот метод кроме развития коммуникативных навыков также способствует развитию критического мышления, так как выслушивая точку зрения оппонентов, ученик приобретает способность анализировать факты и принимать мнение другого человека.

Чтобы организовать дебаты, подготовьте такой вопрос, на который можно дать два ответа — да или нет. Дайте время ученикам обдумать вопрос и обсудить его в парах (тройках). Каждый принимает какую-то сторону. Каждый ученик может высказаться и привести дополнительные аргументы в поддержку своей команды. После 10-15-минутных дебатов подведите итог, анализируя высказанные идеи и аргументы. Возможно, участники команд захотят поменяться ролями или перейти в другую команду в ходе обсуждения.

  1.  Прием «Дискуссия»

Дискуссия осень похожа на дебаты, но менее выражен акцент на четкости позиций «да/нет», тут скорее цель прийти к какому-то мнению в ходе дискуссии. Результат дискуссии зависит от того, удалось ли участникам прийти к единому мнению по вопросу, или по-другому насколько аргументы участников убедили остальных.

Постройте дискуссию направленно. Объявите тему дискуссии, затем предложите высказать мнение каждому ученику. Каждый может задать вопрос любому (вопрос задается в сжатой, лаконичной форме).

  1. Метод «Ролевая игра»

Чтобы провести ролевую игру, необходимо, чтобы каждый ее участник четко знал свою роль, содержание, цель игры.

Цель ролевой игры — определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт путем игры. Такие игры используют и для выработки конкретных навыков. Во время ролевой игры между участниками распределяются роли с обязательным содержанием в соответствии с проблемной ситуации. Чтобы рассмотреть эту проблему с разных позиций, предложите ученикам объединиться в группы. Каждая группа получает задание рассмотреть ситуацию с точки зрения выбранной роли, сформулировать и озвучить свою позицию по данной проблеме.

Ролевая игра стимулирует проявление самостоятельности учащихся, их творческие возможности. Она имитирует реальность путем «проживания ситуации в роли», которая ученику досталась, и предоставляет возможность действовать «как на самом деле». Ученик может вести и разыгрывать свою роль, моделируя реальное поведение.

Успех ролевой игры зависит от эффективности ее структуры, поэтому четко продумывайте каждый этап игры.

  1. Прием «Мозговой штурм»

Очень полезный прием, когда нужно за короткое время придумать много идей или вспомнить много аспектов. Предложите ученикам вопрос/проблему/идею. Пусть они в течение 5 минут предложат как можно больше идей и варианты решения вопроса. При этом можно поделить учеников на команды, а потом оценивать уникальные идеи.

  1. Прием «Ток-шоу»/«Интервью»

Один из самых необходимых навыков для любого человека – навык выступать на публике. Одним из приемов,  который способствует  приобретению умений публично выступать, является Ток-шоу. Подготовьте вопросы, раздайте их ученикам. Для приема «Интервью» можно объединить учеников в пары один будет корреспондентом, другой — респондентом. Корреспондент сам составляет три вопроса по теме урока, а респондент отвечает на них. Потом при желании можно поменяться ролями.

Кроме необходимости быстро ориентироваться в вопросах и находить на них ответы, ученик также приобретет умения вести диалог.



Предварительный просмотр:

 Картотека игр

 на развитие коммуникативных навыков младших школьников  (7-10 лет)

4 направления:

I. Умение активно слушать. 

Доминирующая образовательная задача: развиваем внимание к партнеру, слуховое восприятие,  наблюдательность
1. «Расследование»
Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические
способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная
занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит
его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание.
Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать,
кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше
его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т.
е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята
выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может
выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно
объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже
целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить
гораздо больше отличительных качеств.

II. Умение сотрудничать.   Доминирующая образовательная задача: слышать, понимать друг друга, снимают негатив от общения со сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу

2. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого
человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг
друга на расстоянии вытянутой руки.
Учитель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь
руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
-снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
-ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
опустите руки;
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и
корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

3. “Клеевой ручеёк”
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само-и
взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем
общаешься.
Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том,
что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они п
реодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны
отцепляться друг от друга.

4. «Лебедь, рак и щука».
Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений,
улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство
партнера».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине,
соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу
ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть
соперника на свою сторону. Необходимо  смотреть, чтобы дети не нанесли
себе травмы.
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы

5. «Веселая сороконожка»
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше.
Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка
впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он
направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение
сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно
справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят
усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

6.  «Газета»
На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка.
Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее.
Газету складывают до тех пор, пока кто-о из участников не сможет встать
на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно
обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде.
Другими словами, на газе¬ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После
того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их
расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

7. “Ладонь в ладонь»

(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

8. «Поймай хвост дракона»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

III. Умение высказываться.  Доминирующая образовательная задача:умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам

9. Игра – приветствие « Микрофон».

Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит

слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на

день.

10. «Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети
должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель,
литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

11. «Позвони другу»
Цль: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен
соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с
закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со
словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать
сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со
сверстниками, чувства коллектива.

12. «Подарок на всех»
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса,
то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был
Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок
загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех

13.«Я - режиссер». 

Детям предлагаются пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»...Обсуждается смысл пословиц. Затем детям предлагается стать театральными режиссерами: разыграть любую пословицу как маленький спектакль средствами пантомимы. (Необходима предварительная беседа о функциях режиссера.) Пример: в мини-спектакле «Семь раз отмерь, один раз отрежь», пофантазировав, можно действовать с предметами (укоротить длину рукавов, штанин), сопровождая процесс выразительной пантомимой.

Спектакль-пантомима дает возможность провести с детьми викторину «Какую пословицу мы разыграли?» Можно разыгрывать пословицы, в которых упоминаются предметы одежды, например: «Встречают по одежке, а провожают по уму», «Работать

спустя рукава» и т.д. Можно разыгрывать загадки: «Сто одежек, и все без застежек»

(капуста) и т.д. Правильно определить пословицу, наряду со средствами пантомимы,

детям поможет пропевание отдельных реплик. Также возможно музыкальное

сопровождение: дети сами выбирают инструменты, подходящие для их

мини-спектакля, и музыкально оформляют «спектакли».

Комментарий. Игра раскрывает и развивает творческие способности ребенка, театральные (актерские и режиссерские), дает возможность каждому ребенку в произвольной форме реализовать творческий потенциал.

IV. Умение правильно перерабатывать информацию.  Доминирующая образовательная задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения

 14. «Ситуации»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,
переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,
используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят
твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,
помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они
ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у
библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.
Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища
10. Ребёнок плачет – успокой его.
помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою
комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или
бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя
схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как
нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

15.«Прессконференция»
Все дети группы участвуют в прессконференции на любую тему (например:
“Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В
цирке” и др.). Один из участников прессконференции “гость” (тот, кому
будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы
детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи через пальчиковые игры и мелкую моторику"

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи.  По мере совершенствования тонких движений па...

"Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации. Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника взначительной мере ...

Развитие речи через коммуникативные игры.

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения....

Презентация к проекту "Развитие речи через коммуникативные игры"

Презентация кратко расскрывает суть и содержание проекта "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Рассмотрено на заседанииУтверждаю:методического советаДиректор ГКУ СО МО «КаширскийССРЦН «Семья»« _____» ______________2022 г....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со...