Развитие речи через коммуникативные игры.
проект

Захарова Надежда Анатольевна

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx62.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Пояснительная записка:

Актуальность:

Мы все знаем, что каждый ребенок это личность, которая проходит свой индивидуальный путь развития. Но большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют одинаковые коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети  не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения. Все это создает детям трудности в общении, не развито умение сотрудничать и взаимодействовать с людьми.  Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

1.Развивать навык общения через коммуникативные игры.

2.Развивать эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений.

3.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

4. Развивать умения согласовывать свои действия с другими участниками проекта.

5. Развивать дыхание, артикуляционную моторику, координацию движений.

Участники:

-учитель-логопед;

-дети старшей логопедической группы;

-родители;

-воспитатели и другие специалисты ДОУ.

Методы и приемы:

-наглядные;

-словесные;

-практические.

Принципы:

-не навреди;

-последовательность;

-преемственность;

-непрерывность;

-комплексный подход.

Материал: картотека игр и упражнений, аудио и видео записи, презентации, памятки и буклеты, информационные стенды, компьютерные игры, специальные  атрибуты для игр и драматизаций и тд.

Механизм достижения поставленной цели:

-фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;

-взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ и родителей;

-учет индивидуальных особенностей ребенка.

Тип проекта: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Продолжительность: долгосрочный.

Основная часть:

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.

Календарно - тематический план на месяц.

Дата.

Тема/Игры.

Цель.

Октябрь/ 1 неделя

Игрушки./

«Любимая игрушка», «Две игрушки – поменяемся местами»

Развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.

Октябрь/ 2 неделя

Человек./

«Ау», «Зеркала», интерактивные игры, созданных  в программе «ActivInspire»

Развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Октябрь/ 3 неделя

Одежда и обувь./

«Сапожок», «Магазин», интерактивные игры, созданных  в программе «ActivInspire».

Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.

Октябрь/ 4 неделя

Деревья./

«Сосны, елочки, пенечки», презентация по теме.

Развивать внимательность, умение управлять своим поведением.

Развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Модель взаимодействия с другими педагогами.

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, родителей и специалистов ДОУ для увеличения результативности работы.

ЛОГОПЕД

Развитие речи через коммуникативные игры.

Максимальная коррекция речевых отклонений.

                        

         

Методы и приемы на развития коммуникации.

Наглядные:

Метод иллюстрации (картины, карты, схемы); метод демонстрации (слайды, презентации, компьютерные игры).

Практические:

Игровой метод; моделирование; экспериментирование.

Словесные:

Рассказ, пересказ, беседа, творческие рассказы, аудио-слушанье,  чтение.

2 Этап – Практический – познавательный.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов ревой системы: лексики, грамматики, фонетики. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.  Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности.

Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется.

Существуют сложности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Координация пальцев рук недостаточна, дети быстро утомляются, работоспособность снижена.

Коммуникативная сфера детей характеризуется трудностями адаптации к коллективу – дети могут проявлять повышенную конфликтность, испытывают трудности понимания межличностных отношений.

Картотека КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.

.

ЗЕРКАЛА (Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции)

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

АУ! (Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.)

Возраст: 3-5 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

ДВЕ ИГРУШКИ — ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ (Развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.)

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА (Развитие коммуникативных навыков.)

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

ХРОМАЯ УТОЧКА (Развитие коммуникативных навыков.)

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают,  гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно  играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить  за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

САПОЖОК. (Развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.)

Возраст: 4 – 5 лет

Количество играющих: группа детей

Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)

А бежали мы лесочком,

Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)

Прыг-скок! Прыг - скок!

Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:

"Нашли сапожки!

Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

НАЗОВИ СЕБЯ. (Учить представлять себя коллективу сверстников.)

Возраст: 3-5 лет.

Количество играющих: группа детей

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.        

МАГАЗИН. (Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.)

Возраст: 4-5 лет

Количество играющих: группа детей

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

ЧЕЙ ПРЕДМЕТ? (Научить детей проявлять внимание к другим людям.)

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.

ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ (Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.)

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

КОМПЛИМЕНТ (Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.)

Возраст: от 5 лет.

Количество играющих: группа детей

  Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».  Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

ОХОТА НА ТИГРОВ. (Развитие коммуникативных навыков.)

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

ДОТРОНЬСЯ...( Научить детей проявлять внимание к другим людям.)

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

СИАМСКИЕ БЛИЗНИЦЫ. (развитие коммуникативных навыков)

Возраст: 5-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Методики по речевому развитию:

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Коммуникативные игры для логопедического самомассажа.

Нормализовать мышечный тонус. Подготовка к артикуляции. Развитие коммуникативных навыков.

Сокращение сроков коррекции звукопроизношения, формирования слоговой структуры, развитие речевого дыхания.

Развитие коммуникативных навыков.

Рекомендую постоянно использовать логопедический самомассаж в работе учителя-логопеда ДОУ.

Регулярное применение самомассажа улучшает артикуляцию, соответственно облегчает понимание речи ребенка, повышает его самооценку.

Коммуникационные игры и игровые упражнения для развитие интонационной выразительности.

Развитие эмоциональности и выразительности речи, мимики, движений.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности.

Развитие коммуникативных навыков.

Ребенок владеет навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета.
Умеет передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Постоянно используя коммуникационные игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи ребенок учится грамматически правильно строить предложения, легче идет на контакт с другими детьми и педагогами.

Нетрадиционные методы и приемы.

Сокращение сроков коррекционной работы.

Развитие ВПФ.

Снятие напряжения.

Развитие коммуникативных навыков.

Повышенный интерес к содержанию занятий.

Сокращение сроков коррекционной работы.

Стимуляция познавательной активности.

Применение нетрадиционных методов и приемов в логопедической работе позволяет сократить сроки коррекции, более эффективно решать проблемы в общении.

Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка.

Для воспитателей:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Разъяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.

Основные средства и способы организации работы воспитателя:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3.Коммуникационные игры – ежедневно 1-2 игры.

4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по заданию логопеда.

5.Коррекционно-развивающая работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.

3 Этап – заключительльный.

Мониторинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи через пальчиковые игры и мелкую моторику"

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи.  По мере совершенствования тонких движений па...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получ...

"Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации. Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника взначительной мере ...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения....

Презентация к проекту "Развитие речи через коммуникативные игры"

Презентация кратко расскрывает суть и содержание проекта "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Рассмотрено на заседанииУтверждаю:методического советаДиректор ГКУ СО МО «КаширскийССРЦН «Семья»« _____» ______________2022 г....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со...