Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект

Осипова Раиса Анатольевна

Чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_cherez_kommunikativnye_igry.docx125.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Развитие речи через коммуникативные игры

 Цель: ввести в практическую работу развитие речи у детей с ОНР через коммуникативные игры в детском саду.

Пояснительная записка

  Актуальность

   Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи. Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фрон-тального обучения, так и в процессе индивидуального обучения.

 Цель: систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ОНР.

 Задачи: - формирование навыков звукового анализа и синтеза с использованием комуникативных игр; - использование коммуникативных игр в формировании лексико-грамматических категорий; - развитие связной речи, посредством коммуникативных игр.

Участники: Воспитанники старшего дошкольного возраста с ОНР (3-4 уровня), учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Приемы: 

  • Наглядный (использование картинного материала),
  • словесный (дидактические упражнения),
  • игровой( создание игровых ситуаций, развитие мелкой мотори-ки, динамические паузы)

Материал: Дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный материал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.

 Длительность: 1 месяц.

                                           Основная часть

  1. Подготовительно-информационный этап

Календарно-тематический план на месяц

Содержание

Приёмы работы

Игры на снятие психологического и мышечного напряжения

Игры «Насос и мяч», «Надувала кошка шар», «Поезд идет», «Прорвись в круг»

Физические упражнения «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Замри», «Гора с плеч»

Изучение  и уточнение эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Беседа.
Рассматривание фотографий людей, изображающих разные эмоциональные состояния

Игровые упражнения «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций», «Зеркало настроений», «Угадай настроение», «Посочувствуй другому», «Эстафета настроений», «Закончи предложение», «Цветовое настроение»

Чтение художественной литературы и драматизация:

Б.Заходер "Кискино горе";  В.Левин "Песенка о варенье"; Л Яковлева "Жираф"; Ф Бобылева "Мила"

- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.

Игры, развивающие коммуникативные навыки

Игры «Веселая сороконожка», «Кто твой друг», «Поменяйся местом», «Лесные братья»

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений

Игры «Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова»

Игры-ситуации

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Театр», «Магазин»

Модель взаимодействия с другими педагогами

Учитель-логопед и воспитатель.

Формы взаимодействия: Рекомендации воспитателям

  • по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми;
  • по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
  • по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
  • по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
  • по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Учитель-логопед и педагог-психолог.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия:

  • Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
  • Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.
  • Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.
  • Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.
  • Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  • Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия.

  • Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
  • Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
  • Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
  • Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

Методы и приёмы развития коммуникации

        

        

Выделяют методы — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения: экскурсии, осмотры помещения. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями через ТСО, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, сочинение, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, использование образцов педагога. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

К словесным приемам относят речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения речевых задач. Можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяется в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.

Продуктивные методы предполагают приёмы: построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, контролирует, анализирует и комбинирует их всякий раз по-новому.

Приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. 

     

  1. Практический – познавательный этап.
  1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через   активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
  2. Обучение детей организации   коммуникативных игр   в свободной деятельности.
  3. Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.
  4. Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу»
  5. Консультация для родителей с практическим показом “Играем в коммуникативные игры” 

              Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

     Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

      В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

     Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.  Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Речевое развитие рассматривается как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

   Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

   В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000-2500, а в 6-7 лет – до 3500-4000 слов.

   Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

     Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

      Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

      Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика – синтетической деятельностью коры головного мозга. 

     Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. 

    В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка – дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

     По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

    Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

     Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

    В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

     В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

      Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Особенности речевого развития детей 7-го года жизни с речевыми нарушениями:

  На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий.      При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.    Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда для того, чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают пространным объяснениям.

    Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.

Перечень методик коммуникативного развития.

     Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

а) Совместная игра.

б) Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль.
в) Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие).
г) Совместное выполнение задания.
д) Взаимные диктанты в паре.

е) Групповые технологии.

  1. Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчеств
  2.  Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.
  3. Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
  4. В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

     Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

  1. Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;
  2. И.А. Лыкова (2008) — Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;
  3. В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.
  4. Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова);
  5. Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс);
  6.  Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова);
  7. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)
  8. «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)
  9. «Капитан корабля» (П. Экблад)
  10. Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)
  11. Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко)
  12. Методика «Маска» (А.М.Щетинина)
  13. Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина)
  14. Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломенский).

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет

  1. Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

  1. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

– Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

– снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

– ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

  1. Коврик примирения

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

  1. Закорючка

Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

  1. «Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

  1. «Без маски»

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

  1. «Ласковое слово»

Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод, в хоровод,

Здесь собрался народ!

Раз, два, три — начинаешь ты!

Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к

рядом стоящему ребенку. Например: «Сашенька, доброе утро!»

 Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

  1. «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

  1. «Каравай».

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

  1. “Испорченный телефон”

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где “телефон” испортился.

  1. “Я знаю пять имен”

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

  1. Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

  1.  Дождь идет – Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет, а мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

  1. «Зеркало»

Цель: Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

  1. Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

  1. Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

  1. Игра «Поварята»

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

  1. Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее…

  1. «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

  1.  Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

  1. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

  1. Игра «Измени голос»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) маски и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

  1. Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель: Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее: – стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); – стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); – сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); – наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

1. «Повтори, не ошибись» Цель — развивать фонематический слух и восприятие: проговаривание слоговых рядов с прямым и обратным слогом с заменой гласного или согласного звука

 2. «Сосчитай до пяти» Цель — упражнять детей в согласовании числительных с существитель-ными

3. «Незнайка в лесу» Цель — правильное употребление в речи предлогов.

4. «Вспомни и назови» Цель — упражнять в подборе слов на заданный звук. 5. «Чего не стало» Цель — развивать внимание, произносительную сторону речи

6. «Найди отличие» Цель — упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предло-жений с союзом «а».

7. «Угадай словечко» Цель — использование в речи глаголов в единственном и множествен-ном числе.

 8. «Назови ласково» Цель — учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 9. «Почему так называется?» Цель — уточнить представление детей об образовании сложных слов.

 10. «Найди ошибку» Цель — упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для».

11. «Какое слово длиннее?» Цель – упражнять в делении слов на слоги.

12. «Слово рассыпалось» Цель — упражнять в составлении слов из слогов.

Анализ фронтального занятия учителя-логопеда в ДОУ

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: «Звук [Л]. Буква Л.»

Дата: 24.11.2021г

Продолжительность:  30 мин.

Задачи:

Образовательные: уточнение артикуляции звука [Л]; развитие фонематического слуха и восприятия; выделение заданного звука на слух; составление характеристики звука; определение местонахождения звука в словах; употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления; употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»; знакомство с буквой Л; учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление

Материал:

Демонстративный: : схемы для чтения слогов, картинки с предметами на заданный звук (в начале, середине, конце слова)

Раздаточный: предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный

Дети стоят около логопеда. Предлагается отгадать загадки со словами, в которых есть звук [Л]

Игровой, наглядный

Дети называют слова, в которых есть звук [Л]

Основной

Знакомство со звуком [Л] Логопед проговаривает слова-отгадки выделяя звук голосом.

Упражнение «Найди место звука в слове»

Игра «Поймай звук в ладошки»

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Игра «Найди место предмета»

Динамическая пауза Логоритмическое упражнение «Лодка плоская плыла»

Работа с буквой Знакомство с буквой, уточняют, чем отличается звук от буквы; для чего нужна заглавная буква.

Чтение слогов по схемам

Упражнение на развитие мелкой моторики «Ежик»

Работа с разрезными  кассами Звуко-слоговой анализ слова «лама»

Наглядный

Игровой, наглядный

Игровой

Наглядный, игровой

Наглядный, игровой

Игровой

Наглядный

Наглядный

Игровой

Практический

Дети дают характеристику звука.

Дети называют по картинкам-отгадкам слова, где звук стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Л].

Дети сравнивают картинки на двух плакатах. Составляют сложносочененное предложение с союзом «а».

Дети составляет предложение с использованием предлога «между»

Дети выполняют движения и проговаривают текст

Рассматривают картинку с буквой Л.

Дети читают прямые и обратные слоги, слоги со стечением.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выкладывают слово в кассах выполняют звуковой и слоговой анализ

Заключительный

Работа на карточках по развитию графо моторных навыков Раскрашивание мозаики Работа на карточках по развитию графо- моторных навыков Раскрашивание мозаики.

Практический

Дети раскрашивают только те части мозаики, на которых есть буква Л.

ВЫВОДЫ: Цель занятия достигнута. Задачи выполнены полностью. Занятие построено от простого, к сложному. Прослеживается плавный переход между частями занятия. Все занятие построено в едином стиле. Разнообразный наглядный материал, смена игровой деятельности позволяет удерживать внимание детей. Дети проявляли высокую активность и интерес на протяжении всего занятия.

РЕКОМЕДАЦИИ: На заключительном этапе провести рефлексию с детьми

Методики по речевому развитию с одним ребенком

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

«Повтори, не ошибись»

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

В процессе обучения ребенок повторят слоговые ряды на заданный звук с заменой гласного, слогов со стечением.

Направлено для развития фонематического слуха и закрепления произношения отдельных звуков

«Найди отличие»

Учить строить сложные предложения с союзом «а»

Ребенок использует в речи предложения различной конструкции

Употребление  в речи сложных предложений со значением противопоставления

«Найди место предмета»

Развитие грамматического строя речи

Ребенок учится правильно согласовывать слова в предложении.

Употребление  в речи предложных конструкций творительного падежа

 

Индивидуальный маршрут сопровождения на Богдана В.

Подготовительный этап

 Задачи:

 1) На этапе логопедического обследования заинтересовать ребенка в логопедических занятиях, для этого в игровой форме провести ряд тестов для развития слухового внимания, фонематического восприятия, работоспособности, внимания, памяти, мышления и умения достигать намечен-ной цели.

2) Отработать общие упражнения артикуляционной гимнастики. - прогулка; - ветерок; - горка; - заборчик; - отработка теплой и холодной струи выдыхаемого воздуха; - часики; - почистим зубки язычком; - лопаточка; - вкусное варенье; - чашечка; - грибок; - побелим потолочек ; - лошадки скачут; - барабанщик. и т.д.

 3) Приступить к ознакомлению упражнений для развития общей и мел-кой моторики. - логоритмические упражнения (развивать координацию движений в соответствии с текстом); - упражнения пальчиковой гимнастики.

2. Формирование правильного звукопроизношения

  • Дыхательная гимнастика;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • постановка и коррекция звуков: группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ губно-губные – П, Б, М + мягк. губно-зубные – Т, Д, Н + мягк. заднеязычные – К, Г, Х + мягк. Другие __________________________
  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
  1. Формирование фонематического восприятия:
  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
  •  определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
  1. Формирование структурой фонематического слуха
  2. Работа над слоговой слова.
  3.  Развитие грамматического строя речи
  • словообразование;
  •  словоизменение.
  1. Развитие лексической стороны речи
  • расширять предметный словарь;
  • расширять словарь признаков;
  •  расширять глагольный словарь.
  1. Формирование связной речи
  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  •  формировать умение составлять рассказ по серии картин;
  •  формировать умение составлять пересказ; •
  • формировать умение составлять рассказ — описание.
  1.  Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.

 Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка

 1. В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

 2. При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.

3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.

5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (меди-цинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка

1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.

2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.

3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним.

4. Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение.

5. Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли.

6. Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.
Консультация для родителей с практическим показом “Играем в коммуникативные игры”

Вступительная беседа

 «Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям? – многие родители задают себе эти вопросы. В мире нет одинаковых людей, каждый человек по-своему уникален и неповторим, но полноценной личностью он становится только в обществе. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.  

К сожалению, в последнее время педагоги и психологи с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в одиночестве.

 Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

В нашей работе с детьми мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются специальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей. Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, учат выражать свои эмоции, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

Приглашаю родителей посмотреть, как играют дети и поиграть с ними в эти игры.

  1. Игра «Здравствуй, дружок»

Здравствуй, дружок! – машут одной рукой

Здравствуй, дружок! – машут второй рукой

Вместе с тобою мы встали в кружок

Здравствуйте, наши ручки – хлоп, хлоп

Здравствуйте, наши ножки – то, топ

Здравствуйте, наши коленочки – шлёп, шлеп

Здравствуйте, круглые щёчки – пух, пух

Здравствуйте, наши пальчики – тук, тук

Здравствуйте, девочки

Здравствуйте, мальчики!

Мы друг другу улыбнёмся, дружно за руки возьмемся!

  1. Игра «Доброе животное»

Дети и родители образуют круг. Воспитатель говорит, что они – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит.  На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь послушаем, как так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце. Стук – один шаг вперёд, стук – один шаг назад.

  1. Игра «Найди своего ребёнка»

  Дети стоят лицом в круг, родители – за кругом, спиной к детям. Воспитатель      объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников – цвет волос, глаз. рост, одежду…)  Родитель должен узнать своего ребёнка, подойти, обнять его.

  1. Игра «Я – дрозд, ты – дрозд»

Дети разбиваются на пары, произносят слова и выполняют движения по тексту

Я – дрозд, ты – дрозд

У меня есть нос, у тебя – есть нос

У меня – щёчки аленьки, у тебя – щёчки аленьки

У меня – губки сладеньки, у тебя губки сладеньки.

Мы с тобой друзья – я и ты, ты и я

Мы любим друг друга (обнимаются)

Игры, направленные на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом, на снятие эмоционального напряжения

  1. Игра «Маленькое привидение»  

  Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.

  1. Игра «Шум растёт»

Взрослый говорит: «Представьте, что на свете жил маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш», но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж». Наконец, шумок вырос и превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж». Давайте вместе покажем, как рос Шумок.

Благодарю родителей за внимание и участие в играх. Итог: «В эти игры родители могут играть с детьми дома, они помогут укрепить с ребёнком, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, а также доставят массу удовольствия и радости от общения с вашим ребёнком».

III этап – Заключительный

Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» – итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций»

Определение результатов проекта:

     Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» завершён успешно. С поставленной целью и задачами участники проекта справились. Дети с интересом участвовали в мероприятиях, проявляя свои творческие способности. В играх были активными и заинтересованными, получили много положительных эмоций и впечатлений. Родители также проявили заинтересованность, с желанием сотрудничали с педагогами.

     Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учётом их возрастных особенностей при активном взаимодействии педагогов и родителей.

Интегрированное занятие: «Путешествие в страну Эмоций»

Цель:

Формировать знания об эмоциональных состояниях людей и персонажей литературных произведений, побуждать использовать знания о мимике в процессе коммуникации, продуктивной деятельности, а также игровой.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация), формирование словаря; закреплять умение располагать изображение на листе в соответствии с замыслом; развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета; закреплять технику выполнения аппликации; ФЭМП (практиковать в ориентировке в пространстве), ориентировка во времени (закреплять последовательность частей суток).

 Воспитательные: продолжать формировать интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый, радостные, грустный, спокойный); побуждать эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок.

 Развивающие: развивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства; побуждать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо;  побуждать к внимательному слушанию сказок.

побуждать использовать в театрализованных играх сюжет ранее прочитанных литературных произведений.

Материал:

Демонстрационный и дидактический: Обозначение кассы; ширма–декорация, домик–декорация, игрушки бибабо и изготовленные ранее на конструировании из бумаги (Лягушка, Мышка, Медведь, Зайчик); иллюстрации к сказкам («Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть»,) и к стихотворению К.И. Чуковского «Телефон»; запись фонограммы русской народной музыки; графические изображения настроений и чувств (лицо веселое, плачущее, расстроенное, смеющееся, злое, спокойное); готовый макет куклы на ложке.

Для продуктивной деятельности: заготовки кукол на ложке, овал из белой бумаги (для лица куклы), карандаши цветные, клей, клеенки, тряпочки.

Предварительная работа

В утренние часы свободной игровой деятельности организация игры–«Театральная касса».

Этапы

Действия педагога

Действия детей

Организационный момент

Раздается 1-ый звонок). Приглашаем занять свои места согласно билетам.

(Раздается 2-ой звонок). Просьба отключить все мобильные телефоны и убрать игрушки, чтобы они не мешали Вам и Вашим соседям во время спектакля.

(Раздается 3-ий звонок). 

Выходит конферансье. Здравствуйте, дорогие зрители! Рада приветствовать вас в нашем  театре. Сегодня вы увидите 3 сцены из спектакля. А вот названия его вы попробуете отгадать сами!  Есть подсказка. Это русская народная сказка. И так, наш занавес открывается. Начинает звучать фоном русская народная музыка.

Убирают игрушки

Сцена первая.

Лягушка прискакала к Теремку и спрашивает:

—Кто-кто в теремочке живет. Кто–кто в невысоком живет? А Мышка ей и  отвечает: —Я Мышка–норушка.—Пусти меня жить! Пустила ее Мышка в Теремок. Обрадовалась Лягушка. И стали они жить вместе

Сцена вторая.

Медведь и говорит: —Раз я в Теремке не помещаюсь, то на крыше точно помещусь. Испугались животные отговаривать его стали:

— Михал Потапыч, не залезай на Теремок, ты же тяжелый, сломать его можешь!

Сцена третья.

Не послушал зверей Медведь. Залез на Теремок и сломал его. Сидят звери на лесной полянке и плачут от горя. Но плакали они недолго, а построили себе новый теремок, еще больше и еще краше прежнего.

Ребята, кого из героев сказки мы видели на сцене чаще?

 Сколько сцен из спектакля мы видели?

Сколько сцен из спектакля мы видели? остальных

Лягушку-Квакушку

Сколько сцен из спектакля мы видели?

В первой сцене что происходило?

Как вы думаете, какое настроение было у лягушки?

А что происходило во второй сцене?

А что делали остальные звери?

Почему?

Какие чувства испытывали звери?

Теперь вспомним третью сцену.

А почему плакали звери?

Вот еще одно чувство, которое испытали герои сказки. Это огорчение, расстройство.

Но ведь потом они все вместе вновь построили теремок и все закончилось хорошо. Как вы думаете, какие чувства испытали герои сказки в самом конце истории.

Я с вами согласна. Как вы догадались, что звери радовали и огорчались, плакали и веселились?

Точнее по голосу, которыми были сказаны эти слова.

Сейчас покажу вам как можно управлять своим голосом. Слово «Здравствуй!» произнесу с разной интонацией:

Приветливый, радостный. Пример приводит. 

Грустный, печальный. Пример приводит.

Задумчивый. Пример приводит.

Сердитый, злой. Пример приводит.

Торопливый. Пример приводит.

Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть немного. Для этого мы встанем, задвинем стулья и выйдем в проход между рядами.

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил… стакан! (Хлопаем в ладоши.)

Какое чувство было у девочки Милы, когда она сажала цветы?

Какое настроение было у ее брата, когда он разбил стакан?

Но свои эмоции можно передавать не только с помощью голоса, интонации, но и с помощью движений лица — мимики.

Мы с вами тоже становимся актерами, когда ставим спектакли для других детей в детском саду и для родителей. Поэтому нам тоже надо уметь правильно показывать настроение. Для этого приглашаю вас в страну Эмоций. Чтобы не заблудится, нам понадобится карта. У меня есть 3 карты, каждая в своем конверте. Какого цвета конверты?

Помогать мне будет куколка Бантик и те ребята, у кого синие билеты. Давайте рассмотрим карту.

Идут по карте. Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из сказки. Вспомните ее название.

Скажите, какое настроение было у Зайчика когда он построил свою избушку. Вот как можно изобразить его на рисунке. Скажите, какое настроение было у Зайчика. когда его Лиса из дома выгнала? Вот как можно изобразить это настроение в рисунке. Посмотрите, бровки на личике расположены по-другому и появилась слёзка.

Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Теперь возьму следующую карту. Желтую. И приглашаю подойти ко мне тех, у кого желтые билеты. Давайте рассмотрим карту. Идут по карте. Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из сказки.

Вспомните ее название.

Скажите, как зовут этого героя и что он делает? Его веселое настроение можно изобразить в рисунке так. А кто это из героев? Соломинка. Какое у нее настроение на иллюстрации  и почему? Ее грустное настроение можно изобразить в рисунке так. Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Теперь возьму следующую карту. И приглашаю подойти ко мне тех, у кого зеленые билеты.

Давайте рассмотрим карту. Идут по карте.

Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из стихотворения. Как оно называется? Кто его написал? Вспомните ее название.

А теперь вопрос. Какое настроение было у того, кто взял трубку? Его сердитое настроение можно изобразить в рисунке так. Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

А теперь вспомним, какая картинка что изображает.

Педагог вывешивает на доску рисунки с изображением эмоций.  И предлагает 1-2 детям изобразить их.

Мы говорили с вами, что кукла не может лицом передавать настроение, меняя его выражение. Но можно сделать куклу с уже задуманным выражением лица. Посмотрите, что у меня получилось. Я сделала ей веселое настроение.

Педагог показывает куклу.

А сделала я ее так. Мне понадобилась заготовка куклы. Овал из белой бумаги и карандаши, клей, клеёнке и тряпочка. Сначала решила. Что настроение у моей куклы будет хорошее. На овале нарисовала части лица так, как нарисовано на наших рисунках-подсказках. Затем на клеенке нанесла клей на обратную сторону заготовки лица и затем приклеила к ложке, прижав тряпочкой. Вот моя кукла готова. Предлагаю вам достать из стола заготовки кукол и самим стать кукольных дел мастером. Давайте вспомним, в какой последовательности надо выполнять задание.

А когда выполнил наше задание, пусть каждая кукла поздоровается со своей соседкой. После игры мы оставим наших куколок для уголка театра.

Теперь приступим.

Три

Лягушка к теремку подошла и попросилась в нем жить и стали они жить с Мышкой вместе.

Веселое, радостное.

Медведь забрался на теремок и сломал его.

Отговаривали его залезать на теремок.

Он мог его сломать.

Им было страшно.

Звери сидели на полянке и плакали. А потом построили новый теремок.

Теремок был сломан.

Радость.

По их словам.

Она была веселой.

Он был огорчен, расстроен.

Она тоже расстроилась.

Синий, желтый и зеленый.

Дети подходят.

Заюшкина избушка

Веселое, радостное.

Зайчик был расстроен и плакал.

Дети садятся.

Дети подходят.

Мыльный пузырь, соломинка и лапоть.

Это мыльный пузырь, он смеется.

Она расстроена, потому что ее сломали.

Дети садятся.

Дети подходят.

Телефон.

Корней Чуковский.

Он был сердит.

Дети вспоминают название эмоций и настроения.

Заключительная часть

Педагог по необходимости помогает выполнить задание детям и здоровается своей куколкой с куклой ребенка, приглашает ребенка показать кукле группу.

Дети вспоминают последовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи через пальчиковые игры и мелкую моторику"

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи.  По мере совершенствования тонких движений па...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получ...

"Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации. Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника взначительной мере ...

Развитие речи через коммуникативные игры.

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....

Презентация к проекту "Развитие речи через коммуникативные игры"

Презентация кратко расскрывает суть и содержание проекта "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Рассмотрено на заседанииУтверждаю:методического советаДиректор ГКУ СО МО «КаширскийССРЦН «Семья»« _____» ______________2022 г....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со...