Обобщённый материал по теме "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их социализация через занятия декоративно-прикладным творчеством"
опыты и эксперименты (7 класс) по теме

Новоселецкая Ирина Алексеевна

Данный материал представлен на  методическом объединении  педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_ovz_korrektsionnyy_klass.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ

 «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  их социализация через занятия декоративно-прикладным творчеством».

(КОРРЕКЦИОННЫЙ  КЛАСС)

Новоселецкая  Ирина Алексеевна

педагог дополнительного  образования

ст. Старовеличковская

2018 год

Аннотация

"Труд, творчество, талант" - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога  доп. образования. Я выбрала свою дорогу к Мастерству, посвятив ее уникальной профессии.

Вот уже более 20 лет я постигаю успех творчества через самообразование. В  моём объединении «Тестопластика» занимается более 50 детей.

Дети разные…  Все они отличаются, как по возрастным особенностям, так и по физическим качествам.

Образно говоря, каждое творческое объединение можно представить в виде дерева, которое растет на  почве и дает свои плоды. Плоды все разные и требуют к себе внимания и заботы. А каждый листик – это отдельный учащийся со своими мыслями, чувствами и поступками.

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег

 Педагог доп. образования - профессия особая, поскольку рядом с нами всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Нам, педагогам, всегда приходится быть на виду,  поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться. Современная образовательная ситуация требует от педагогов постоянного совершенствования  знаний и умений. В процессе трудовой деятельности должна быть мотивация к развитию способностей, познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.

Элементами педагогического мастерства являются:

- мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;

- мастерство владения педагогической техникой.

 «Чтобы быть хорошим педагогом нужно любить то, что преподаешь и любить того, кому преподаешь».

Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста.

С 2017 года  на базе СОШ № 6 сформирован  коррекционный класс. Это  дети особенные имеющие  отклонения в развитии с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями которым нужна комплексная система поддержки. Беседа  с классным руководителем  натолкнула меня  на создание программы по работе  с такой категорией  детей. Началась работа: анализ  группы, потребности,  и возможности  детей.

         Цели и задачи  опыта.

Цель: разработать модель развивающей среды в объединении «Тестопластика», осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями  в группе.

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
  • обеспечить  детей  с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом   мероприятий;
  • разработать программу коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение и привлечение детей к участию в мероприятиях как внутри объединения, так и дома детского творчества.
  • разработать карту успеха  каждому ребёнку.  

Прогнозируемые результаты.

           Разработка и внедрение в практику образовательного учреждения системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Дети, имеющие особенности развития, должны стать не изолированной группой, а активными участниками жизнедеятельности в  школе.

          Формирование у обучающихся положительного отношения к обучению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей с особенностями в развитии в успешные виды деятельности (творческую, проектную, коммуникативную, трудовую и др.).

           Положительные тенденции в профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями; в отношении к родителям обучающихся.

            Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического развития.

Данный опыт может быть рекомендован, как воспитательная работа  педагогам  дополнительного образования  или учителям  школы  работающими с коррекционными  классами.    

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Новоселецкой  Ирины  Алексеевны  педагог  дополнительного образования

Место  работы: муниципальное  бюджетное  учреждение   дополнительного образования  дом детского творчества  ст. Старовеличковской.

Образование: средне-специальное, Ленинградское  педагогическое   училище   Краснодарского края, 1991 год, дошкольное воспитание.

Квалификация: воспитатель в  дошкольных учреждениях.

Курсы повышения квалификации: «Организация инклюзивного образования инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательных  организациях».(2018 год)

Стаж педагогической  работы:  22 года.

Стаж работы в  данной должности: 18 лет.

Стаж работы  в данном учреждении: 18  лет.

Направление деятельности:   декоративно - прикладное  творчество.

Педагогическое   кредо: «Всегда  стараться зажечь огонёк в сердце ребёнка».

Достижения педагога: Грамота министерства образования и науки Краснодарского края отдел религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубаской Епархии 2015 год.

Грамота министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края 2017 год

Благодарность главы  муниципального образования  Калининский район 2018 год

Содержание.

  1. Введение.
  1. Актуальность, проблемы и новизна   работы с  детьми  с ОВЗ……………………………………………………………….3 -  4        
  2. Цели и задачи…………………………………………………….9-10
  1. Основная часть.
  1. Условия достижения результатов……………………………….11
  2. Этапы реализации проекта……………………………………….11
  3. Программа реализации …………………………………………12 -13
  4. Условия достижения ……………………………………………..14
  5. Ожидаемые результаты……………………………………………14
  6. Промежуточные результаты …………………………………….15
  1. Заключение………………………………………………………16 - 17
  2. Список литературы……………………………………………….18

  1. Введение.

Актуальность, проблемы и новизна   работы с  детьми  с ОВЗ                        

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».  В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.».

Такая постановка задачи  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Инклюзивное образование  – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по дополнительным  общеобразовательным общеразвивающим программам  с учетом их особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

 Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им знаний.

           Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.

Одним из актуальных вопросов в МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

               В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.

                   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Это  тот вид деятельности, чем  занимаюсь я в  творческом объединении «Тестопластика».

                  На момент работы  с детьми  из коррекционного класса на базе сош № 6, тогда был 7 класс (9 человек), это  дети  имеющие особые образовательные потребности (ОВЗ с умственной отсталостью разной степени).

                   В процессе работы было выявлено ряд конкретных проблем:  задержка в развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы, слабая социализация в образовательном пространстве.

               Для этого в начале учебного года  я разработала программу «Тестопластика» для работы с детьми данной категории, включающая  систему занятий, бесед  о правилах общения, знакомство с семейными праздниками  и традициями.

Новизна работы:

          «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве» - это новая перспектива обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской.

Новизна заключается в  тесном сотрудничестве педагог-ребёнок и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входят следующие позиции:

  • подбор программы для данной категории,
  • формирование  творческой  компетентности детей с ОВЗ
  • взаимодействие с классным руководителем школы,
  • включение родителей  в творческий процесс.

Цель и задачи  опыта: приобщение учащихся  к декоративно-прикладному творчеству, разработать типовую модель развивающей среды в объединении «Тестопластика», осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями  в группе.

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
  • обеспечить  детей  с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом   мероприятий;
  • разработать программу коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение и привлечение детей к участию в мероприятиях как внутри объединения, так и дома детского творчества.
  • разработать карту успеха  каждому ребёнку.  

  1. Описание  опыта.

  Круг основных активных участников:

         Учащиеся с проблемами в развитии, их родители, учителя  школы, социальный педагог, классный руководитель, администрация школы.

  1. Этапы реализации программы.

Программа  рассчитана   на 2 года обучения.

Подготовительный: этап накопления ресурсов и подготовки.

Сентябрь 2017 г. – август 2018 г.

Организация проектирования:

  • анализ существующего состояния, проблемы;  
  • планирование реализации основных направлений проекта;
  • создание условий реализации программы;
  • создание условий для взаимодействия педагог, классный руководитель и родители в работе с обучающимися с ОВЗ;
  • формирование и деятельность творческого объединения «Тестопластика».

Основной: этап активных действий по реализации концептуальных идей.  2018-2019  года.

Реализация проекта.

  •  апробирование практической работы использование  приемов, форм и видов деятельности, обеспечивающих комплексное развитие личности ребёнка;
  •  подтверждение теоретических положений через открытые занятия, мини выставки, выступления с опытом  работы  с данной категорией детей, участие  в родительских собраниях демонстрация  достижений ребёнка;
  •  подготовка методической и практической основы для реализации программы;
  •  развитие способности педагога переносить приобретённые знания и навыки в свою непосредственную повседневную педагогическую деятельность.

 Заключительный. 2019 год.(май)

  • анализ и систематизация материалов программы;
  • оценка результатов реализации программы;
  • распространение накопленного опыта в образовательных учреждениях  района.
  1. Программа реализации.

№ п/п

Сроки проведения

Цель

Содержание деятельности

Продукт деятельности

1.

подготовительный: этап накопления. Сентябрь 2017 г. – август 2018 г.

Целью первого этапа является анализ существующей ситуации в обучении детей с проблемами в развитии, разработка программы, определение приоритетных направлений, основанных  на педагогических идеях, подготовка условий для организации деятельности.

  1. Разработка программы. Создание и организация работы по взаимодействию классного руководителя, родителей и администрации школы.

2.Планирование работы

второго года обучения программы «Тестопластика».

3.Организация курсов повышения квалификации дистанционных курсов; курсов повышения квалификации ИРО

1.дополнительная общеобраз. программа «Тестопаластика»

Рекомендации родителям.

План  воспитательной работы.

удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации

2.

 Основной этап активных действий по реализации концептуальных идей.  2018-2019  года.

Цель второго этапа - реализация программы «Тестопластика» внесение коррективов в план работы.

Организация образовательной системы

Образовательный блок

реализация программы «Тестопластика»

  1. Разработка Программы для  учащихся.
  2. Организация мини выставок, бесед  с родителями  по достижениям  ребёнка. 
  3. Разработка карты успеха ребёнка.
  4. Участие  в М\О ДДТ о результатах работы с детьми ОВЗ.

Коррекционно-развивающий блок

  1. Творческое развитии ребенка.
  2. Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.
  3. Тесное взаимодействие с классным руководителем
  4. Приобщение учащихся и их родителей к творческим  успехам ребёнка.

5. Деятельность по организации воспитательных мероприятий.

Здоровьесберегающий блок

1.Создание печатных материалов, памяток. (Приложение№2)

2. Методические разработки. (Приложение № 3)

3.Создание памятки для детей, родителей и педагогов. (Приложение №2)

Воспитательный блок

  1. Программа воспитательной работы.

3.

Заключительный этап. 2019 год.

Целью является обобщение позитивного опыта реализации программы «Тестопластика»

Анализ и систематизация материалов. 

Представление результатов на педагогическом совете.

(Приложение № 1)

Протокол педагогического совета, печатные публикации, методические разработки \ занятий, программы сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Условия достижения результатов.

         Достижение цели и решение задач возможно при создании  следующих условий:

ознакомление педагога с содержанием, технологиями построения коррекционного образовательного процесса через систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

         сотрудничество с классным  руководителем  школы;

создание в школе эффективного социального сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии;

         взаимодействие всех участников образовательного процесса.

  1. Ожидаемые результаты:
  • получение  дополнительного образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
  • формирование   творческой активности  ребёнка.    

Показатели и критерии эффективности реализации.

        Стабильность или повышение количественных и качественных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

        Показатели творческой  адаптации обучающихся.

        Показатели уровня познавательной и коммуникативной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Повышение уровня профессиональной компетентности педагога: прошедшими переподготовку или получившие специальное образование;

     

  1. Промежуточные результаты.

В результате реализации программы  у детей с ОВЗ повысился уровень мотивации  к занятиям декоративно-прикладным творчеством, развивается творческие способности, формируется самостоятельность, активность   и уважительное отношение друг к другу.

Наблюдается динамика  развития детей с ОВЗ из  9 человек:

- 6 человек показывают положительную динамику в развитии способности;

- 2 ребёнка научились устанавливать межличностные взаимоотношения, владеть коммуникативными способами в общении, стремление к сотрудничеству;

- 1 ребёнка повысилась способность слушать собеседника, контролировать процесс общения.

III. Заключение.

Как показывают наблюдения, активное участие детей в работе творческого объединения,  положительно влияет на многие факторы и их развития, что  способствуют всестороннему развиватию ребенка.  Благодаря занятиям в объединении «Тестопластика» у детей с ОВЗ формируется опыт социальных навыков поведения. Ребята стали чувствовать себя  комфортнее в кругу сверстников, возросло преобладание позитивного настроения в объединении и школе, формируется активная социально-психологическая позиция.

Родители детей с ОВЗ отмечают преимущества инклюзивного образования, так как считают, что  дети лучше подготовлены к условиям реальной жизни,  лучше осознают и признают свои слабые и сильные стороны, умеют анализировать, высказывать своё мнение.

Родители  удовлетворены качеством оказываемых услуг,

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные  нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях:

  • по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

  • по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:

триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие  социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

  • по отношению к педагогу –инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

  • по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:

 адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

IV. Литературы.

1. Г.К. Селевко. Воспитательные технологии. М.: 2005

2. О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. Управление современной школой. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Учитель»2006 год Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997г.

3. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2003г. (серия «Психология детства: Практикум»).

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1997г.

Кривцова С.В. Как научиться слушать друг друга.- Педология: новый век, 2001г. №4.

5. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка: Книга для детей и их родителей.- М., 1995г.

6. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М., 2002г.

7. Подлиняев О.Л. Эффективная память: Учеб. пособие.- Иркутск, 2006г.

8. Снайдерс М. Ребёнок как личность.- М., 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.

В этой статье представлено обобщение опыта работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются основные этапы работы по формированию сенс...

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»

В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование  различных техник работы позволяет привлечь детей  для занятий в творческом объединении " Декупа...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...