Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми ТМНР.
статья

Макарова Надежда Анатольевна

В статье говорится о том, как можно решить коррекционные задачи в работе учителя-дефектолога при рассказывании русской народной сказки "Теремок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога с детьми с ТМНР

   Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.

   Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире.

   Сказку можно не только читать и рассказывать, но и показывать, лепить, рисовать, сочинять, изображать и т.п.

  В этой статье мы расскажем, как при помощи сказки можно развивать ребенка.

С помощью сказки можно развить у ребенка:

  • умение фиксировать взгляд;
  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • развивать элементарные математические представления;
  • связную речь;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эмоции;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Сказка в работе учителя-дефектолога с детьми с ТМНР

Сказки очень важны для развития ребенка, но важно при этом подбирать сказки, подходящие по возрасту и уровню развития ребенка.

Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?

Учителю-дефектологу, да и родителям, необходимо подбирать сказки исходя из возможностей каждого ребенка, в силу его возраста, возможностей, степени развития. Детям с ТМНР  идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. При показе или чтении можно подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится.

Для рассказывания русских народных сказок хочется посоветовать методику О. Н. Тепляковой, которая помогает решить многие коррекционные задачи (такие, как развитие тактильной чувствительности, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, формирование игровых навыков и т.д.)

В совместной деятельности дефектолога желательно, чтобы принимали активное участие не только дети, имеющие нарушения развития, но и их родители.

 Сказка «Теремок»

(Накрываем стол одеялом.  У рассказчика 4-5 героев сказки – мягкие игрушки. Поем.).

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Тут по полю-полю мышка бежит, (игрушка –мышка)

У дверей остановилась и стучит: (подбегает к теремку)

Тук-тук, кто в теремочке живет?(стучит)

Кто-кто в невысоком живет?

Никто ей не отвечает, стала она жить там одна.

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Тут по полю-полю лягушка бежит, (игрушка –лягушка)

У дверей остановилась и стучит: (подбегает к теремку)

Тук-тук, кто в теремочке живет?(стучит)

Кто-кто в невысоком живет?

- Я, мышка-норушка, а ты кто?

-А я, лягушка-квакушка! Пусти меня к себе жить!

И стали они жить там вдвоем!

И т.д.

Заселяем максимум 5 животных. Обращаем внимание мам, что не надо каждый раз пересчитывать животных – это будет отвлекать от веселой игры. Достаточно того, что говорим «стала она жить одна», потом вдвоем и т.д. А в конце можно пересчитать, сколько стало животных.

Проиграем теремок еще раз. Теперь заселяемся сами с детьми и мамами. Кому-то можно сказать: «Ой, а ты не влезешь, давай будешь рядом жить, дом сторожить!».

Это увлекательное путешествие заставляет окунуться в мир сказки не только детей, но и взрослых. А дефектологу решить свои коррекционные задачи!

Другой вариант рассказывания этой сказки.

Потребуются теремок из плотного картона, прищепки и нарисованные герои сказки. «Тук-тук» дети отстукивают пальчиком. По ходу сказки выбирают нужного героя и прикрепляют с помощью прищепки к теремку.

В рамках отдельных занятий можно сделать теремок, обговаривая формы (квадрат, треугольник). Рисовать животных простым образом (тело – овал, голова – круг, характерные ушки, хвостики). А можно построить дом из строительного материала, и вспомнить очередность заселения животных. Можно придумать массу вариантов рассказывания данной сказки, чтобы она стала интересна конкретно вашему малышу.

Отвечая на вопрос: "Как правильно читать ребенку сказку ребенку с ограниченными возможностями?», хочется посоветовать, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, эмоционально и, по возможности, по ролям – изменяя голос в зависимости от персонажа, используя разные виды деятельности, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ

В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамках кружковой деятельности

Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамкахкружковой деятельности...