Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»
рабочая программа (6 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya_rabochaya_programma_6_kl_8_vid.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 6 классов (VIII вид)

Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2017-2018 учебный год

Содержание  программы

 «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Содержание программы…………………………………………….......5
  3. Календарно-тематическое планирование……………………………...8
  4. Планируемые результаты ……………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………....12

  1. Пояснительная записка

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализации.

Задачи:

  • Определение механизмов, лежащих в основе нарушения письма у каждого конкретного учащегося;
  • Отбор необходимых методов для коррекционно-логопедического воздействия для каждого учащегося;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза и фонематических преставлений;
  • Развитие зрительного предметного и буквенного гнозиса и мнезиса;
  • Развитие пространственно-временных ориентаций;
  • Развитие процесса чтения и письма, навыка построения связного высказывания;
  • Развитие навыка дифференцирования сходных по начертанию букв;
  • Выработка четкости произносительных навыков,
  • Развитие навыка интонационной выразительности устного высказывания;
  • Обучение учащихся точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте,
  • Обогащение и активирование словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Актуальность программы

Устная и письменная речь является средством взаимодействия людей в обществе. Возникновение речи - это сложный процесс произвольной психической деятельности, который обеспечивается участием разных структурно-функциональных компонентов и психических функций, включает множество операций, связанных между собой и имеющих сложную организацию. Выпадение отдельного звена из этой системы приводит к дезорганизации всех функций и требует коррекции. Стойкие и специфические нарушения в овладении письмом и процессом чтения оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Процесс коррекционно-логопедической работы включает развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитие внимания, памяти, активизации словарного запаса; коррекцию почерка.

Логопед осуществляет работу совместно с психологом.

  1. Содержание программы

Программа состоит из четырех этапов, реализующих коррекционно-логопедические задачи.

Программа опирается на знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в школе и взаимосвязана с программой «Русский язык 6 класс (VIII вида)».  Логопед в коррекционно-логопедическую работу включает разнообразные виды работ, физкультминутки, использование дидактического и раздаточного материала. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Ученики, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе.

Программа включает  68  часа, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

Программа состоит из 4 этапов:

  1. Диагностический этап.

В 6 классе проводится экспресс-диагностика.

Задачи:

  • Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышления, внимания, памяти
  • Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • Определение состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
  • Анализ письменных работ и процесса чтения.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа - 4 часа.

  1. Коррекционный этап.

Нарушения речи носит системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Задачи:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов,
  • Развитие навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных,
  • Развитие навыка дифференциации букв, имеющих оптической сходство,
  • Развитие навыка составления и использование связного высказывания,
  • Обогащение словаря.

Длительность этапа – 54 часа.

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

Длительность этапа – 4 часа.

  1. Оценочный этап.

Задачи:

  • Проведение проверки навыков письма и чтения,
  • Анализ работ учащихся.

Длительность этапа – 6 часа.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися 6 классов (VIII вид) на 2017/2018 уч.год

п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во

часов

I.

Диагностический этап

6

Обследование устрой и письменной речи.

Речевая карта.

Проведение диагностических работ: списывание с текста, диктант, проверка техники чтения, пересказ.

II.

Коррекционный этап

56

1.

Звуки речи и буквы.

Введение.

Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами.

1

2.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация гласных звуков.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

4

3.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация согласных звуков.

Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.  

Дифференциация согласных [в-ф], [в’-ф’]

Дифференциация согласных [п-б], [п’-б’]

Дифференциация согласных [д-т], [д’-т’]

Дифференциация согласных [с-з], [с’-з’]

Дифференциация согласных [к-г], [к’-г’]

Дифференциация согласных [ш-ж]

Дифференциация согласных [с-ш]

Дифференциация согласных [з-ж]

Дифференциация согласных [с-ц]

Дифференциация согласных  [ч’-т’]

Дифференциация согласных [ч’-щ’]

Дифференциация согласных [ч’-ц]

8

4.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация гласных букв.

Дифференциация гласных букв: а-о, и-у

2

5.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация согласных букв.

Дифференциация согласных букв: л-м, п-т, б-д, ц-щ.

4

Звуки речи и буквы.

Дифференциация гласных и  согласных букв.

Дифференциация гласных и согласных букв: и-ш

1

6.

Звуки речи и буквы. Закрепление.

Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова , предложения, текста.

1

7.

Мягкий знак.

Роль мягкого знака.

1

8.

Слог. Слоговой анализ и синтез.

Знакомство со слогом. Выделение определенного слога в ряду слов. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов.

Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам.

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах.

.

3

9.

Слово.

Корень.

Однокоренные (родственные слова).

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения.  Выделение корня в словах. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова.

3

10.

Слово.

Словообразование слов при помощи приставок.

Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над). Развитие временных и пространственных отношений.

3

11.

Слово.

Образование слов при помощи суффиксов.

Выделение суффиксов в словах

Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

2

13.

Слово.

Окончание.

Закрепление знаний об окончании.

Орфограммы в окончаниях слов.
Исконно русские и заимствованные слова.

1

14.

Слово.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Выделение корня, приставки, суффикса и окончания.

1

15.

Приставки и предлоги

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Правописание приставок. Разделительный твердый знак после приставок.

2

18.

Предложение.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Работа над деформированным предложением.

- Простое предложение.

-Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

6

19.

Связная речь.

Развитие навыка составления и использование связного высказывания. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом.

Стили речи.

Официально-деловой стиль речи.

10

III.

Этап повторения и закрепления.

4

1.

Повторение и закрепление ЗУН

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

4

IV.

Оценочный этап.

6

1.

Оценочный этап.

Проведение итоговых диагностических работ: Списывание с текста. Диктант.

Проверка техники чтения. Пересказ.

5

2.

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, выполнение упражнений.

1

Итого:

68

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • Гласные и согласные звуки и буквы;
  • Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
  • Графическое обозначение слогов, слов, границ предложения;
  • Определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.

К концу обучения учащиеся  должны уметь:

  • Различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • Определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • Определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
  • Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
  • Применять правописание предлогов и приставок;
  • Дифференцировать сходные по начертанию буквы;
  • Переносить полученные знания на другие виды деятельности.

Список литературы

  1. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
  2. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.  – СПб.: Речь, 2005. – 180 с.
  3. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
  4. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и организация коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.-М.: ГНОМ и Д, 2009.
  5. Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова.  -  М.: ГНОМ,  2007. – 128 с.
  6. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ,  2014. – 184 с.
  7. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ,  2014. – 96 с.
  8. Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.-М.:Аквариум-Принт.2006.– 56с.
  9. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  10. Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  11. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М:, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 класса (VIII вид)"

Цель программы: «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной.  При разработке программы были испол...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...