Реализация системы инклюзивного образования в образовательном учреждении.
методическая разработка (9 класс)

Казакова Юлия Алексеевна

Для того, чтобы образовательное учреждение имело полномочия зачислять и обучать детей, имеющих особые образовательные потребности, т. е осуществлять обучение по инклюзивной системе образования, необходим ряд многочисленных мероприятий для создания необходимых условиях. Что же необходимо сделать, Вы можете прочитать в моей статье!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системы инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Для того, чтобы образовательное учреждение имело полномочия зачислять и обучать детей, имеющих особые образовательные потребности, т. е осуществлять обучение по инклюзивной системе образования, необходим ряд многочисленных мероприятий для создания необходимых условиях.

1.Нормативное обеспечение

Сюда включаются положение о приеме в общеобразовательное учреждение детей с ОВЗ. Положение об аттестации таких детей, в условиях инклюзивного образования. Положение об индивидуальных учебных планах (маршрутах) и вариативных образовательных программ. Локальные акты о психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

2.Организационно-методическое обеспечение

Дифференцированные учебные планы и образовательные программы по типу ОВЗ. Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы. Планы воспитательной работы школы, класса. Обучение педагогического состава (повышение квалификации).

3.Психолого-педагогическое сопровождение

Специальная психо-педагогическая поддержка, необходимый штат сотрудников (психолог, педагог, логопед, социальный педагог, дефектолог, тьютор и.т.п). Организация работы психолого-педагогической комиссии школы, развитие толерантных отношений в школьной среде.

4.Адаптивная образовательная среда школы

Доступность классов и других помещений школы (без барьерная среда, наличие лифтов, пандусов и пр.). Технические средства обеспечения комфортного доступа, ассистирующие средства и технологии. Коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации.

Зоны отдыха и медицинской коррекции (ЛФК, массаж и др.)

Что касается конкретных данных о работе инклюзивной системы на 2018год в Санкт-Петербурге, можно подвести некоторые итоги. Конечно, инклюзивная система образования получила более качественное и количественное развитие в городе Москва, что обусловлено её привилегированным статусом столицы Российской Федерации, но и «вторая столица», «культурный центр» России, Санкт- Петербург, уверенно движется в направлении внедрения и развития инклюзивной системы. На данный момент в Санкт-Петербурге, в составе которого насчитывается 18 районов, в каждом из которых находится от 6 до 11 школ, реализующих инклюзивную практику.   Однако, термин «инклюзивная практика» , зачастую оказывается лишь статистическими данными, не более, то есть не отражает истинное положение вещей. Оборудовали школу пандусом, осуществляется надомное обучение? Уже имеется статус «инклюзивной практики».

Как уже отмечалось выше, даже наличие детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе, не позволяет нам говорить об инклюзии, скорее, это частичная интеграция. Что касается интеграции – она куда более распространена, многие образовательные учреждения имеют отдельные классы (группы) для детей с ОВЗ. Обучение происходит по адаптированной образовательной программе (АОП). В штате таких учреждений имеются логопеды, психологи, социальные педагоги, дефектологи, ведется психолого-коррекционное сопровождение детей, но статуса «инклюзивной школы» данные учреждения не имеют.

В Невском районе работает школа № 593 с углубленным изучением английского языка, где совместно со здоровыми сверстниками обучаются дети с ДЦП, в том числе и передвигающиеся на колясках. В ней примерно 10-12 учащихся, разного возраста, они включены в разные классы, и наравне со своими сверстниками, осваивают учебную программу. Конечно, для таких детей существуют и специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально оборудованные компьютерные места. Опыт этой школы можно назвать самым позитивным, его нужно изучать в дальнейшем для того, чтобы учесть все сложности внедрения инклюзивного образования.

Можно назвать школу № 688 Приморского района, в которой контингент на 50% состоит из детей-инвалидов. Но тут немножко другая ситуация: эти дети в основном обучаются на дому по медицинским показаниям, они приглашаются в школу только на уроки, которые они в состоянии посетить и где созданы для них специальные условия. Это дети с нарушением слуха, зрения и с тяжелыми соматическими заболеваниями. В школе для каждого ребенка выстроен индивидуальный образовательный маршрут. Также дети с ОВЗ посещают общешкольные занятия, экскурсионные программы и таким образом происходит социальная адаптация, общение со сверстниками и усвоение общеобразовательной программы.

В ряде школ Петербурга также есть отдельные примеры инклюзивного образования. Это в основном те школы, где созданы специальные без барьерные условия, школы-новостройки. Например, школы № 126, 619, 531, 320. В них созданы современные условия для организации обучения детей-инвалидов, есть пандусы, лифты, специальные санузлы, учебные места. Но пока говорить о широком применении в этих школах инклюзивного образования рано — это все же единичные примеры. Эти учебные заведения их можно рассматривать, как площадки, где будут опробованы программы инклюзивного обучения.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что инклюзия, как система образования ещё не проявила себя в своем первозданном виде. Те идеи, принципы и сама цель инклюзивного образования ещё не реализованы в Российской Федерации на настоящий момент. Необходимо урегулировать нормативно-правовые базы, материально-техническое оснащение, кадровый состав, активно делиться опытом между учреждениями, которые реализуют инклюзию. Всё это необходимо для успешного становления и укрепления своих позиций, как отдельной, параллельной системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации инклюзивного образования в образовательном учреждении

Актуальность данного исследования определена одним из приоритетных направлений государственной политики - обеспечением доступности образовательных организациий....

Cтатья "Салют Победе!". Итоги реализации социального проекта. Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год.

Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год....

Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...

Опыт создания и реализации системы досуговых мероприятий на площадке учреждения дополнительного образования

Опыт создания и реализации досуговых мероприятий для общеобразовательных учреждений города с целью социальной адаптации обучающихся разных возрастов к разноплановым городским мероприятиям....

Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации

Цель:  Создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Для достижения поставленной цели необхо...

Реализация Концепции математического образования в образовательном учреждении

Главный принцип Концепции развития математического образования состоит в осознании реального сосуществования в методической системе обучения математике двух функций школьного образования: образование ...