КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ "НЕХОЧУХИЯ"
план-конспект

Алейник Мария Михайловна

Цель данного занятия закрепить у детей старшего дошкольного возраста  навыки звукового и слогового анализа, дифференциацию звуков на гласные и согласные, дифференциацию согласных звуков на мягкие и твёрдые согласные, используя игровую мотивацию, как средство активизации мыслительной деятельности детей, стимулирования их творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nehochuhiya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия»

Учитель – логопед: Алейник М. М.

Тема: «Путешествие в страну «Нехочухия»

Режим проведения: логопедический пункт

Речевой статус детей: ФФНР

Количество детей: 8

Продолжительность занятия: 40 мин.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Стимулировать речевую, мыслительную и познавательную активность детей через игровую мотивацию. Совершенствовать произносительную сторону речи. Учить детей самостоятельно размышлять, делать умозаключения на основе суждений. Расширять словарный запас существительных, прилагательных.

Коррекционно - развивающие:

Закрепить знания о звуковом составе слова. Упражнять в умении различать гласные и согласные звуки по способу их образования, различать твёрдые и мягкие согласные. Формировать навыки послогового чтения односложных, двусложных и трёхсложных слов, умение определять, какой звук (буква) в слове пропущен, вставлять пропущенные звуки (буквы) в слово; закрепить навыки слогового анализа слов. Продолжать знакомить детей с графическим изображением гласных и согласных звуков. Продолжать автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в чистоговорках.

Развивать плавный речевой выдох, слуховую память и слуховое восприятие. Развивать общую и мелкую моторику, мыслительные операции.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать мотивационную готовность детей к познавательной деятельности. Воспитывать культуру речевого общения, умение регулировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми согласно установленным в группе правилам. Воспитывать культуру поведения, культуру речи.

Предварительная работа:

Игры на дифференциацию гласных и согласных звуков.

Игры на дифференциацию твёрдых и мягких согласных.

Игры на формирование звуко – слогового анализа и синтеза.

Речевые игры; лексические упражнения.

Разучивание стихотворных текстов, песенок, правил обучения детей.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте будем вежливыми и поздороваемся с ними

(Дети здороваются)

Логопед: А теперь давайте традиционно поприветствуем друг друга: «Наша дружная семья это Вы и это… Дети кладут свою правую руку на руку педагога и добавляют: «Я», а левую руку отводят в сторону. Получается «солнышко».

А теперь давайте поиграем с пальчиками и подарим нашим гостям солнечное настроение.

(Проводится пальчиковая гимнастика):

Каждый пальчик – солнца лучик - дети протягивают руки вперёд ладонями кверху. Разведём мы их получше - широко раздвигают пальцы рук.

Разведём мы их пошире - упражнение «ножницы»

1, 2, 3, потом 4 – большие пальцы обеих рук последовательно соединяется с остальными.

И ещё добавим пятый – прижимаем пальцы рук к ладони, а большие - поднимаем вверх.

Самый толстый и пузатый – опускаем и поднимаем большие пальцы рук, остальные - сжаты в кулак.

И теперь у нас все пять - поднимаем кисти обеих рук вверх.

Будут солнышком сиять - сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук.

Логопед: а теперь протяните свои «солнечные лучики» гостям и подарите им солнечное настроение.

(Дети протягивают вперёд раскрытые ладошки)

Логопед: Видите, гости Вам улыбаются, это значит, что от солнечных лучиков им стало теплее.

(Предлагает детям подойти поближе к ней)

- Ребята, вы заметили, всякий раз, когда мы встречаемся, мы играем с Вами в путешествие в волшебную страну «Знаний». Сегодня я предлагаю продолжить наше игровое путешествие. Но на этот раз, чтобы оно было более увлекательным, я предлагаю отправиться туда на каком – либо сказачном виде транспорта. Как Вы думаете, что это может быть?

(Предполагаемые ответы детей)

Логопед: Замечательно! У вас отличная фантазия! Но я предлагаю совершить наше путешествие на воздушных шариках. Давайте сейчас каждый из Вас надует себе воздушный шарик.

- Сложите ладони обеих рук перед собой. Сделайте глубокий вдох носом так, чтобы воздушная струя опустилась как можно ниже и надула Вам живот.

(Логопед контролирует выполнение упражнения)

- А теперь сделайте выдох через губы, не надувая щёк, а направляя воздушную струю в шарик. (Упражнение выполняется несколько раз. Логопед контролирует выполнение упражнения).

- Вот какие у нас получились воздушные шарики. Теперь давайте закроем глаза и произнесём заклинание: «Раз, два, три, шарик мой, лети!»

- Вы чувствуете, как отрываетесь от земли. Поднимаетесь выше, ещё выше. Вот Вы парите уже под самыми облаками. Ветер уносит Вас всё дальше и дальше в небесную даль. Но вот ветер утих. И Вы плавно опускаетесь на землю.

Проводится зрительная гимнастика….

- Приземлились, прилетели. Всё в округе оглядели – Дети делают круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую.

- Посмотрели влево (вправо) – движения глазами сначала в одну, затем в другую стороны.

- А затем все смотрим прямо. Смотрим пристально вперёд, а затем наоборот - дети смотрят вдаль, затем на нос.

- Теперь глазки закрываем и спокойно отдыхаем – дети закрывают глаза.

Логопед: Ой, где это мы очутились? Прочитайте, что тут написано?

Дети читают: «Страна Нехочухия».

Логопед: Ребята, кажется, здесь живут одни нехочухи. Вы хотите стать нехочухами?.

Дети: Нет!

Логопед: Тогда надо что – то делать. Тс- тс, кто –то идёт сюда.

В зал заходит королева страны Нехочухия.

Королева: Так! Я должна издать сейчас королевский свой указ. Азбуку не изучать! Не читать и не писать! Не стараться, не учиться, а весь день лежать, лениться! Да! Должна я приказать нехочухами всем стать! Ох, устала! Не хочу! Не хочу! Не хочу!

Логопед: Ребята, надо как – то помешать королеве. Давайте подойдём поближе. Попробуем что – то сделать.

Дети и педагог подходят к королеве.

Логопед: Простите, мы не знакомы, но позвольте с Вами не согласиться. Учиться должны все. Это знают даже дети. А нехочухами быть плохо! Правда, ребята?

Дети: Да! Мы хотим учиться!

Королева: А я не хочу! И кто Вы такие? Как Вы смеете мне возражать? Я не хочу!

Логопед: А чего же Вы хотите!

Королева: О! Я хочу необыкновенных чудес!

Логопед: Но позвольте, чудеса … они ведь вокруг нас. Посмотрите, как свежи сочные, весенние травы, как красив цветущий весенний сад, и даже в шуме дождя есть своё очарование. Мы можем видеть, слышать, разговаривать! Вот наша речь! Разве это не чудо? Вот Вы, Ваше Величество, например, на каком языке разговариваете?

Королева: Разумеется, на своём. На королевском!

Логопед: А вот и нет! Дети. На каком языке мы разговариваем?

Дети: На русском!

Логопед: А из чего состоит Ваша речь, Ваше Величество?

Королева: Из моих приказаний!

Логопед: Но ведь Ваши приказания – это тоже речь, и она состоит…

Дети, из чего состоит наша речь?

Дети: Речь состоит из звуков, из слов и из предложений.

Королева: Ой, как это скучно! Давайте лучше петь. Я приказываю Вам петь!

Королева? Д е- е- е –е.

Логопед: Дети, какой звук поёт королева?

Логопед: Но и пению надо учиться! К тому же надо знать, какие звуки поются. Вот Вы, Ваше Величество, какие звуки умеете петь?

Королева: О, я люблю петь и умею петь все звуки!

Логопед: Но это невозможно! Вот спойте, например, звук [д].

Дети: Э –э –э –э.

Логопед: А как Вы споёте звук [р], Ваше Величество?

Королева: Р - р - р – р.

Вот видите, Ваше Величество, Вы не знаете, что согласные звуки не умеют петь. Они давно согласились с этим и поэтому называются согласными. А гласные звуки образуются голосом и поэтому поются. Если позволите, мы можем спеть Вам об этом песенку.

Королева: Что значит, позволите? Я приказываю Вам петь!

Логопед: С удовольствием! Правда, дети?

Дети поют:

Гласный звук мы называем, его долго пропеваем.

Потому что этот звук льётся песенкой вокруг.

А согласный называем, словно гвоздик забиваем,

Потому что этот звук не поётся вовсе, друг.

Может он шипеть, рычать; стрекотать, свистеть, жужжать.

Может фыркать и зудеть, но совсем не может петь!

Королева: О! Мне понравилась Ваша песенка! Больше всего на свете я люблю петь и танцевать. Давайте теперь танцевать! Я приказываю Вам танцевать!

Логопед: С удовольствием, Ваше Величество, и танцуя, можно чему – либо учиться.

Вот Вы, например, знаете, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Ну, в одном слове они звучат мягко, а в другом – твёрдо. Сейчас дети будут играть в игру «Тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик». Вы будете называть слова, в которых один и тот же согласный звук звучит по – разному: в одном слове – твёрдо, в другом - мягко. Если дети услышат мягкий согласный звук, они будут изображать танцующую куклу, а если твёрдый согласный – оловянного солдатика.

Проводится игра «Тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик».

Королева: Чудесно! Как я люблю танцевать! (Вальсирует).

- Ой, я закружилась, как на каруселях! О! Хочу кататься на каруселях! Я приказываю покатать меня на каруселях!

Логопед: С удовольствием, Ваше Королевское Величество! Мы будем кататься на каруселях и определять, какой звук слышится в начале слова в названии картинки. А затем находить этому звуку соответствующий замок.

Проводится игра «Карусель»:

Заведём мы карусель. Покатаемся на ней.

Карусель кругом, кругом. Мы бегом, бегом, бегом.

Карусель остановилась, тут картинка появилась.

Мы картиночку возьмём, первый звук в ней назовём.

Первый звук в ней назовём и в свой замок попадём!

Королева: О! Теперь я знаю все звуки речи! А буквы… Буквы знать не обязательно. Буквы я запрещаю изучать! Не хочу!

Логопед: Что Вы, что Вы, Ваше Величество! Буква – это же графическое изображение звука. Как же Вы напишите свой указ, если не будете изучать буквы? Дети, чем отличается звук от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.

Логопед: Конечно! Буквы – это та же письменная речь. Не зная букв, невозможно издать ни один королевский указ!

Королева: (Задумывается). Ну, ладно, какие там буквы мне надо знать? А остальные не хочу… их так много! (Произносит это печально).

Логопед: Ваше Величество, необходимо знать все буквы, и каждая должна стоять в слове на своём месте, иначе… Посмотрите, что может произойти.

Дети играют в игру «Звук потерялся»

Логопед показывает картинку, на которой написано слово с пропущенной буквой.

- В этом слове пропал звук. Ты найди его, мой друг.

Нарисуй его и снова вставь на место в это слово.

Дети называют слово с пропущенной буквой. Например, С – ОН. Затем называют то, что изображено на картинке: СЛОН. И устанавливают, что в слове пропущен звук [Л].

Последнее слово в игре КОРО- - ВА, а на картинке нарисована королева.

Королева: (Возмущённо) Да, как Вы посмели! Сейчас же вставьте буквы в слово! Немедленно исправьте ошибку!

Логопед просит детей назвать отсутствующие буквы и вставить их в слово.

Дети выполняют задание.

Логопед: Вот видите, Ваше Величество, как важно, чтобы на письме каждая буква стояла на своём месте.

Королева: Да! Чудеса! Корова может превратиться в королеву, а королева… Какой ужас! Я срочно меняю указ. Теперь эта страна будет переименована в страну знаний. И все жители этой страны будут обязательно учиться грамоте.

Логопед: Ну, а мы, ребята, давайте поблагодарим королеву за то, что она была гостеприимной, позволила нам поиграть, повеселиться и чему- то научиться. Это так здорово: учиться играя. А теперь закройте глаза и скажите: «Ча – ща, чу – щу, в детский сад опять хочу»

Дети произносят чистоговорку и снова оказываются в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе

Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Путешествие в страну Законию»

Цель занятия: формирование представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России....

Конспект логопедического занятия на тему: "Путешествие в страну звуков"

Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:1.      Образовывать множественное число существительных.2.      Развивать мышление,  коо...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему :"Приключения в волшебном саду."Звук [С]

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Приключения в волшебном саду." Звук [С]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Путешествие в зоопарк." Звук [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Путешествие в зоопарк"Звук[Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Путешествие"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие".Дифференциация звуков "С" и "Ш"....

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...