Итоговое занятие в подготовительной группе для детей С ТНР "Дифференциация звуков Л, Ль - Р, Рь"
план-конспект

Кобышева Наталия Юрьевна

 "Дифференциация Л, Ль - Р, Рь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_l-r.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 6 «Страна детства»

Красноярский край, г. Зеленогорск

Н.Ю. Кобышева

учитель-логопед коррекционной группы

для детей, имеющих ТНР (подготовительная группа)  

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

«Дифференциация Л, Ль - Р, Рь»

Цель: различение на слух и в произношении сонорных согласных Л-Ль, Р-Рь

Задачи:

  • совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развивать фонематический слух, навыки языкового анализа;
  • воспитывать мотивацию.

Оборудование: наборы для звукобуквенного анализа, звуковые линейки, картинки, мяч.

Ход.

  1. Орг. момент:

Составить из звуков слово, назвать 1-й звук в получившемся слове:

Л, Сь, И, О (лоси), Л, П, А, М, А (лампа), Р, Б, Ы, К, А (рыбак), Р, К, А, У (рука) и т.д.

  1. Работа по теме:

Л.: Какие первые звуки во всех этих словах? (Л, Ль, Р, РЬ).

       Сегодня будем различать эти звуки.

  • Повернитесь друг к другу, произнесите звук Р, а теперь Л.  
  • Скажите, чем они похожи (губки приоткрыты, зубки приоткрыты, голос работает; оба согласные, звонкие, бывают твердыми и мягкими).
  • Чем отличаются (положением язычка).
  • Вспомним буквы, которые обозначают звуки Л, ЛЬ и Р, Рь (буквы выставляются на доску).

  1. Различение в слогах, словах, фразах.
  1. Повторение слоговых цепочек:

Ря-ля-ря             ара-ала-ала          

Ля-ля-ря            кра-кра-кла

Ля-ря-ря            пла-пла-пра

  1. Игра с мячом. Замени Л на Р и наоборот:

Бар – бал       лис-рис

Дар-дал         лама-рама      

Мир-мил       лепка-репка  

стал-стар       ложки-рожки

  1. Повторение чистоговорок:

Ра-ра-ра, высокая гора

Ла-ла-ла, лопата и пила

Ри-ри-ри, прилетели снегири

Ля-ля-ля, посадили тополя

Арь-арь-арь, горит фонарь 

Оль-оль-оль, завелась в подвале моль 

Л. Вспомните и назовите слова со звуками Л, ЛЬ, которые услышали в чистоговорках.  

А теперь со звуками   Р, Р.

  1. Слоговой синтез:

Л.: Соберите слово из слогов (дети собирают слова и получают картинки):

Снегирь- гирь-сне

Лиса – са-ли

Львята-та-львя

Ворона- на-во-ро

Тигры-ры-тиг  

Волки – ки-вол

Верблюд- блюд-вер

5. Дифференциация Л, Ль – Р, Рь

Л.: ребята, давайте распределим картинки со звуками Л, Ль в левую часть доски; а со звуками Р, Рь – в правую.

Дети по цепочке выходят к доске и говорят полным ответом: в слове ЛЕВ я услышал звук Ль. Он звучит мягко.  Затем ставят картину в нужную строну.

Л.:  Как вы думаете, что обозначают эти картинки (диких животных и диких птиц).

6. Определение положения звука в слове:

Л.: Возьмите звуковую линейку, фишки для звуков Л, Ль, Р, Рь. Определяем, где находятся звуки (в начале, середине, конце слова).

  1. Лексико-грамматическое упражнение «Чей, чья, чье?».
  • Лапа лисы чья?
  • Хвост волка чей?
  • Крыло вороны чье?
  • Зубы тигра чьи?
  • Грудка снегиря чья?
  • Горб верблюда чей?
  • Грива льва чья?

ФИЗМИНУТКА

Заведем мотор в машине: р-р-р-р-р

В небо самолет поднимем л-л-л-л-л

Летит самолет низко (присели)

Летит высоко (встали)

Машина едет близко (руки у груди)

Машина едет далеко (руки вытягиваем вперед)

  1. Составление схемы звукобуквенного анализа.

Л.: Вспомните, какие картинки были у вас в конвертах, составьте схему этого слова.

Вопросы по схеме:

  • Назови 2-й звук.
  • Сколько гласных в слове?
  • Какой по счету звук Л (Ль, Р, Рь)
  • Назови последний звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Сколько твердых согласных?
  • Сколько мягких согласных?
  • Сколько слогов в этом слове?
  1. «Кто у кого?» (игра с мячом):

Л.: Назовите детенышей диких животных и птенцов диких птиц.

  1. Составление предложений со своими словами, выкладывание схемы предложения.

9. Итог. Л.: Какие звуки различали? В чем их сходство? В чем различие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

Итоговое занятие в подготовительной группе "Весна"

Конспект итогового занятия, закрепляющий знания о времени года Весна. Подготовительная группа....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе "День Победы"

Занятие посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Итоговое занятие в подготовительной группе детского сада «Those whom Englishmen like» («Кого любят англичане?»)

Занятие помогает обобщить лексико-грамматический материал по изученным за год темам и посвящено домашним животным и любимым питомцам англичан....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе

Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности «В первый класс идти готовы»в подготовительной к школе группе...