Урок математики в 5 классе по ФГОС с умственной отсталостью 1 вариант по теме: "Умножение двухзначных чисел на однозначное с переходом через разряд"
план-конспект урока (5 класс)

Василевич Наталья Николаевна

Конспект урока математики в 5 классе ФГОС 1 вариант "Умножение двухзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд" .Обучающиеся дожны получить минимальный уровень знаний об алгоритме умножения чисел с переходом через разряд. В ходе урока учащиеся учатся умножению двузначных чисел на однозначное число, пользоваться алгоритмом умножения чисел с переходом через разряд. Изучение темы расчитано на 1 час.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17» Омская область, город Омск, улица Садовая, 15 644074 Василевич Наталья Николаевна

Региональный этап IV Всероссийского конкурса

«Школа – территория здоровья»

Номинация: «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»

Василевич Наталья Николаевна

учитель математики

2020г.

Класс: 5

Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд».

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: учить учащихся умножать двузначные числа на однозначное число с переходом через разряд.

Задачи: 

1. Формировать умения умножать двузначные числа на однозначное число с переходом через разряд.

2. Развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память.

3. Воспитывать самоконтроль, умение объективно оценивать свою деятельность, умение работать в коллективе.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе на уроке, при выполнении задания (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные УД:

-использовать математическую терминологию при объяснении алгоритма умножения с переходом через разряд.

-выполнять умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в пределах 100(с записью примера в столбик).

-решать простые арифметические задачи практического содержания по данной теме.

-выполнять самостоятельно учебные задания.

-коллективно обсуждать предложенные учителем или возникающие в ходе работы учебные проблемы; выдвигать возможные способы их решения.

Речевой материал: множитель, произведение.

Оборудование:

1.ТСО (презентация).

2.Карточки с заданием для устного счета.

3.Карточки для самостоятельной работы.

4.Схема-памятка «Алгоритм умножения».

5.Плакат «Формула здоровья».

6.Тетради, учебные принадлежности.

7.«Математика» М. Н. Перова / учебник для 5 класса спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -13-е изд - М.: Просвещение, 2019.

Здоровьесберегающие технологии: психологический настрой, зрительная гимнастика, физминутка, смена видов деятельности, технология сотрудничества (снятие тревожности) и развивающего обучения (снятие нервно- психического напряжения).

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

-проверка домашнего задания;

- сообщение темы и цели урока;

-устный счет.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.

-работа с учебником;

-физкультминутка;

-решение задачи;

-минутка полезной информации;

-самостоятельная работа по карточкам.

V. Итог урока.

- домашнее задание;

- оценки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Все расселись по местам, никому ни тесно?

- По секрету вам скажу, будет интересно

- Будем мы считать, писать и решать задачи

- Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача!

- Я рада видеть вас сегодня в хорошем настроении, и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, свою смекалку, своё трудолюбие и всем нам будет интересно на уроке.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Критерии оценивания

- На уроке за выполненную работу вы себя оцениваете, используя жетоны, которые лежат у вас на столах.

Красный кружок-без ошибок.

Синий квадрат – 1-2- ошибки.

Зеленый треугольник – 3-4 ошибки.

- Оценку «5» вы получите, если наберете больше всего красных кружков

- Оценку «4»?

- Оценку «3»?

- Но думаю, троек у нас сегодня не будет.

- На уроке я тоже вас буду оценивать, учитывая:

- Активную работу

- Правильные и полные ответы

- Правильное выполнение заданий

- На уроке будем работать устно и письменно, у доски, в тетрадях, по карточкам, все вместе и самостоятельно.

- Работать будете по группам, в парах, индивидуально.

- Вспомним правила работы в группах и парах.

1.Уважай мнение товарища.

2.Говори негромким голосом.

3.Не перебивай, выслушай ответ товарища.

Определение темы и целей урока

- Ребята, выполните задание: напишите числа в порядке возрастания, соотнесите число с буквой и тогда вы узнаете, с чем будет связан наш урок.

-Какое слово у вас получилось?

-Что такое здоровье?

В словаре Ожегова сказано, что здоровье это правильная нормальная деятельность организма.

-Сегодня на уроке мы с вами расшифруем слово «ЗДОРОВЬЕ», составим так называемую формулу здоровья.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти математические термины, скажите, какое слово лишнее. Слайд 1

I множитель

II множитель

Сумма

произведение

-Почему оно лишнее?

-А остальные слова – это компоненты какого действия?

-Попробуйте назвать тему урока

- Тема урока - умножение двузначных чисел на однозначное число. Слайд 2

цель нашего урока - учиться умножать двузначные числа на однозначное число с переходом через разряд.

- Ребята, а для чего нам нужно учиться правильно выполнять умножение чисел?

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Умножение двузначных чисел на однозначное число» 

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой он по счету в году?

-Какой сегодня год?

Оцените себя.

Проверяют принадлежности

Работа в группах по карточкам

Здоровье

Ответы учащихся

Сумма

Компонент сложения

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Актуализация опорных знаний

Зрительная гимнастика

Устный счет: 

1.Задание «Найди пару».

- Ребята, найдите значения выражений, с помощью стрелок соедините выражение с ответом.

-Проверьте свои результаты. Слайд 3

- Оцените себя. 

-Обведите числа, к которым вы не провели стрелки.

-Что обозначают эти числа в режиме дня школьника?

-Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и тоже время, т.е. соблюдать режим дня.

(слово «Режим» выставляется под букву «Р» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

-Что вы можете сказать о числе 639?

-Что вы можете сказать о числе 206? 

-Кроме того, с этими числами вы познакомитесь на уроках биологии, когда начнете изучать строение тела человека.

-Оказывается в теле человека, насчитывается 206 костей и 639 мышц.

-Что зависит от костей (т.е. скелета) и мышц?

-Как выглядит человек с хорошей осанкой?

Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой.

-Обратите внимание, как вы сидите.

- Сядьте правильно! Спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-И последнее число: 84

-Что вы можете сказать о нем?

-А я добавлю, что именно столько ресниц у человека на одном глазу (84 ресницы).

-Для чего человеку нужны ресницы?

-Благодаря зрению мы получали 80% информации об окружающем мире. Следите за зрением и соблюдайте правила гигиены по уходу за зрением

(слово «Зрение» выставляется под букву «З» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

-Давайте дадим отдохнуть глазам и выполним зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз.  Слайд 4-5

- Оцените себя за устный счет.

Работа по карточке в парах

«7» и «21»

подъем -7 часов, сон -21час

Трехзначное: 6 сотен, 3 десятка, 9 единиц

Трехзначное: 2 сотни, 6 единиц

Осанка

Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.

Двузначное: 8 десятков, 4 единицы

-Они защищают глаза от внешних воздействий.

Изучение нового материала

Объяснение нового материала 

- Посмотрите на окно, открыто ли оно?

-Как вы думаете, почему я задала этот вопрос?

-Почему же необходимо проветривание.

-Всю свою жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. Воздух должен быть чистым. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

-В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих. (15х3)

- Ребята, в чем проблема?

-Вот и добрались мы с вами к нашей цели: научиться умножать двузначные числа на однозначное число с переходом через разряд.

-Чтобы достичь данной цели, давайте познакомимся ещё с одним секретом действия умножения.

-Рассмотрим решение нашего примера 15 х3. Этот пример надо решать письменно в столбик.

-Записываем I множитель, под ним II множитель так, чтобы единицы стояли под единицами.

-Подчеркиваем.

-Слева между множителями пишем знак умножения (х).

Начинаем умножение с единиц. Умножаем 5 единиц на 3, получаем 15 единиц. 15ед= 1 дес.5ед.

5единицы пишем под единицами, а один десяток запоминаем и подписываем его над десятками. Затем умножаем десятки: 1 дес х 3= 3 дес.

К 3 десяткам прибавляем ещё один десяток. Получаем 4 десятка. 4 десятка подписываем под десятками. Произведение равно 45.

-Именно такое количество воздуха потребуется всем нам на урок.

-Так какой же секрет приготовило нам умножение?

-Ребята, прочитаем правило умножения еще раз (памятка)

Правило умножения: (раздается учащимся)

1.Записываю I множитель.

2.Подписываю II множитель, так чтобы единицы стояли под единицами.

Выполняю умножение:

3.Умножаю единицы

4. Единицы ответа пишу под единицами.

5. Десятки запоминаю.

6.Умножаю десятки.

7. К числу десятков прибавляю десятки, которые запоминал.

8.Записываю десятки под десятками.

9.Получаю ответ.

необходимо проветривать помещение

Мы еще не умножали такие числа

Мы теперь запоминаем число, а потом его прибавляем

Закрепление изученного материала

Физминутка

1.Работа с учебником:

стр. 165 №770 (2)

(решение примеров по образцу с использованием алгоритма)

-Рассмотрите решение примеров. Доведите решение до конца.

-Разберем первый пример устно.

-Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться. Слайд 6-9

Сколько точек в этом круге.

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зеленых.

Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь кружков

Столько сделаем прыжков.

Дружно звездочки считаем

Столько вместе приседаем.

- Садитесь, ребята, продолжаем работать.

-Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью?

(Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

-Оцените свою работу, кто работал у доски и по карточкам.

2.Решение задачи.

-Выполняя любую работу — физическую, умственную- вы тратите энергию. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал.

(ккал — это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках основы социальной жизни). Слайд 10

-Сегодня у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.

(на экране краткая запись к условию задачи) 

Слайд 11

-О чем говорится в задаче?

-Что нам известно?

-Что требуется найти в задаче?

-Сколько действий в задаче?

-Каким арифметическим действием решается задача?

-Запишем решение задачи.

-Оцените себя, кто работал у доски.

3.Минутка полезной информации.

-Ребята, чем же вы можете восполнить потраченную энергию?

(слово «ЕДА» выставляется под букву «Е»)

-Вывод: только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ образа жизни.

4.Самостоятельная работа.

-Решите примеры, записывая только ответ.

-Объясните, как выполняли умножение?

- Повторим алгоритм умножения чисел на однозначное число.

- Проверим выполненное задание. Слайд 12

- Оцените свою работу.

-У нас осталась ещё одна не расшифрованная буква. Учеба- это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

(слово «отдых» выставляется под букву «О»)

-Вот и мы с вами хорошо поработали, впереди нас ждет перемена.

У доски и вместе с классом решают слабые уч-ся

Сильные работают по карточкам

Выполняют движения под музыку

Да

Ответы учащихся

У доски ученик с комментарием решает задачу

Питанием, едой

Дифференцированно по карточкам

Сверяют ответы с ответами на экране.

Итог урока

-Чему учились на уроке?

- Как выполнить умножение двузначного числа на однозначное?

-О чем мы размышляли?

-Какие выводы для себя сделали?

-Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам.

- Ребята, скажите, а на каких уроках вам пригодится математические знания?

- Ребята, на следующем уроке, мы будем учиться делению двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд, т.е. в столбик.

Домашнее задание. Слайд 13

Выучить правило умножения (карточка)

стр. 165 №771 (1,2 ст.), (II - № 771 (1ст.)). 

Оценки за урок

- Посчитайте жетоны.

- Какой оценке соответствуют ваши заработанные жетоны?

- Какую вы себе поставите оценку?

- Оценивание учителем.

- А теперь я вас оценю (оценивание учителем)

- Работали все хорошо, молодцы. За хорошую работу на уроке и старание мне хотелось бы поощрить дополнительным баллом следующих учащихся

- Урок окончен! Слайд 14

Умножению чисел

Повторяют алгоритм умножения

О пользе здоровья

нужно сохранять и укреплять свое здоровье

Ответы учащихся

Записывают домашнее задание

Подсчитывают жетоны и оценивают свою работу

Используемая литература:

1. Горскин Б. Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология.— 1994. — № 4.

2.Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989.

3. Перова М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. — М., 1997.

4. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. — М., 1991.

5. .«Математика» М. Н. Перова / учебник для 5 класса спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -13-е изд - М.: Просвещение, 2019.

Использованные интернет-ресурсы:

1. Психологический настрой на урок - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/11/07/urok-matematiki-vo-2-klasse-po-teme-poryadok-deystviy-skobki.

2. Физминутка - http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/615-fizminutka-raz-dva-tri


Приложение

Задание 1.

Напиши числа в порядке возрастания. Соотнеси число с буквой.

О

З

Р

В

О

Д

Ь

Е

64

7

32

84

31

11

88

484

Задание 2.

Найди значение выражений. С помощью стрелок соедини выражение с ответом.

             

         639                 7              206               84                  21

                  21×4                   103×2                      213×3

Самостоятельная работа

III

12

14

  3

  2

II

16

83

  3

  4

I

44

75

19

  3

  6

  6

 


Задание (слабым учащимся)

Выполни умножение и деление чисел. Правильный ответ обведи кружком.

задание

ответ

2×4=

8

40

80

3×2=

60

6

600

2×5=

10

50

100

20×0=

0

20

200

6:2=

30

3

60

20×4=

80

400

800

16:2=

60

8

100

12:3=

4

50

60

9×4=

36

320

360

Задание (сильным учащимся)

Выполни умножение и деление чисел на 10, 100. Правильный ответ обведи кружком.

задание

ответ

5×10=

50

51

510

10×8=

18

80

810

10×10=

10

20

100

7×100=

0

70

700

100×6=

0

60

600

10×100=

10

100

1000

30:10=

0

3

30

420:10=

20

42

400

900:10=

9

90

900

400:100=

4

40

400

Задание (дополнительное)

Выполни умножение и деление чисел на 0 и 1. Правильный ответ обведи кружком.

задание

ответ

7×0=

0

7

70

0×49=

0

40

49

145×0=

0

140

145

9×1=

9

10

11

1×0=

0

1

10

6:1=

0

6

60

18:1=

10

18

19

28×1=

1

28

281

0:9=

0

9

90

Правило умножения

1.Записываю I множитель.

2.Подписываю II множитель, так чтобы единицы стояли под единицами.

Выполняю умножение:

3.Умножаю единицы

4. Единицы ответа пишу под единицами.

5. Десятки запоминаю.

6.Умножаю десятки.

7. К числу десятков прибавляю число, которые запоминал.

8.Записываю десятки под десятками.

9.Получаю ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение полных двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд

Урок математики для 5 класса, для детей с нарушением в развитии. Разработка урока + презентация...

конспект урока математики для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Тема: умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

Урок-экскурсия в музей народов Севера. Путешествуя по музею учащиеся выполняют вычисления, решают задачи, знакомятся с жизнью и бытом народов ханты и манси....

разработка урока в 6 классе С(К)ОШ VIII вида по теме "Умножение и деление целых чисел на однозначное число и круглые десятки"

Урок для 6 класса С(К)ОШ VIII вида по теме "Умножение и деление целых чисел на однозначное число и круглые десятки"Тип урока: урок выработки практических уменийПредложеный материал содержит разработку...

Приемы работы на уроке математики с обучающимися с легкой умственной отсталостью.

В данной статье приведены примеры приемов работы на уроках математики в условиях коррекционной школы....

Контрольная работа по математике по теме "Умножение и деление чисел на однозначное число", 7 класс

Контрольная работа по математике в 7 классе по теме:  "Умножение и деление чисел на однозначное число" (АООП О УО В.1)...