Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока

Гаврилова  Ольга  Андреевна

Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного  по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГКОУ «Школа – интернат № 86»

Конспект урока

по русскому языку:

"Имя существительное как часть речи"

8 класс

                                                                                                Выполнила:

учитель русского языка и литературы

ГКОУ « Школа-интернат №86»

О.А.Гаврилова

Нижний Новгород

2019 год

 Тема: имя  существительное  как  часть  речи.

Цель:  формирование  умений  применять  знания  об  имени  существительном.

Задачи

Образовательные:

  • закрепление  знаний  о морфологических и  грамматических  признаках  имен  существительных;
  • развитие  навыка  осмысленного  употребления  имен  существительных  в  устной  и  письменной  речи;
  • формирование  навыка  письменного  разбора  имен  существительных.

Коррекционные:

  • коррекция  вербальной памяти  на  основе  упражнений  в  воспроизведении;
  • активизация  мыслительной  деятельности на  основе  упражнений, требующих  самостоятельного  поиска  и  сопоставления;
  • развитие  творческого  мышления.

Воспитательные:

  • мотивация  к  учению;
  • воспитание  позитивного  отношения  к  урокам русского языка  через  использование  мультимедийного  сопровождения.

Оборудование: мультимедиа  проектор, экран, компьютер, красочные тетради с заданиями  и  иллюстрациями, таблица  с  падежами и др.

Предназначение: как  вспомогательное дидактическое  средство на  уроке, направленное  на  активизацию  учебного  процесса.

Форма  использования: проецирование  на  экран  в  течение  урока.

                                    ХОД УРОКА.

Структурные элементы и содержание урока

Теоретическое обоснование и способы реализации

Учитель

Ученик

1. Организационный момент

Настроить детей на спокойную работу

Настраиваются на активную работу

 

 

 

2. Введение  в  тему  урока

Мотивация к уче-

Слушают учителя

        Все  на  свете  состоит  из  чего-то: лес-из дере

нию.Слова настра

Дети спокойны,

вьев, облака-из водяных капелек.А из чего состоит

ивают на эмоцио-

готовы к восприятию

наша речь?  Ведь сегодня на уроке мы  будем де-  

нальное восприя -

 материала

литься своими мыслями,слушать друг друга, рас -

тие темы.

 

суждать.

 

 

        Какие средствадает нам русский язык,чтобы

 

Вспоминают тему и

общение получилось интересным и познаватель -

Активизация речевой

 содержание

ным?                                                   Слайд № 1

 и мыслительной

предыдущего урока,

        О чем мы говорили на прошлом уроке?

 деятельности

включаются в беседу.

 

Моделирование речевых

 

Назовите части речи,которые вы знаете.

конструкций.

 

Как вы думаете,какая часть речи появилась пер -

Межпредметные связи.

рассказывают, опираясь на знания по истории, делают выводы.

вой у древних людей?                        Слайд № 2

 

Вывод:мы назвали предметы,явления природы,чув

 

ства.Все эти слова составляют часть нашей речи и

 

 

называются именами существительными

Обращает внимание детей на рабочие блокноты.

 

 

 

3. Сообщение темы урока

делают записи в блокнотах

 

Мотивация к учению.

Имя существительное как часть речи.

Актуализация опорных знаний. Поиск самостоятельных решений

 

 

 

4. Новый материал

 

  -Что такое имя существительное?  Слайд №3

Дают устные ответы, работают в тетради.

  -Работа с иллюстрацией К.Е.Маковского"Дети,

 

    бегущие от грозы."                       Слайд № 4

 

Комментируют записи.

   Задание:внимательно рассмотри иллюстрацию,

мотивация к учению. коррекция внимания на основе упр. в узнавании и различении.

 

                  запиши в три столбика,используя сущест

 

                  вительные,названия предметов,явлений

 

                  природы,угадай чувства героев.

 

 

 

 

 Далее продолжим работу с таблицей "Морфологи

Осущесвление дифференцированного разноуровнего подхода.

 

ческий разбор имени существительного."Она помо

 

жет обобщить  изученное об имени существительном, правильно определять признаки имени существительного,

Выполняют задания по образцу, объем задания разный.

соблюдать порядок разбора,следить за правиль

Актуализация опорных знаний.Коррекция вербальной памяти на основе упражнений ввоспроизведении.

 

ностью сокращений.

 

                             ШАГ 1          Слайд № 5

Выполяют задания самостоятельно с последующей самопроверкой.

Необходимо охарактеризовать слово как часть речи

  *  указать  часть речи                      

  * назвать начальную форму( ед.ч., и.п.)            

 

         

Снятие усталости, разрядка.

 

   Физпауза.

 

 

Перенос способа обработки информации на индивидуальное задание.

 

 

Комментируют вслух, рассуждая по образцу, записывают в блокнотах, указывают признаки

 2  ШАГ

      указать постоянные  признаки    Слайд № 6

Чтобы вспомнить постоянные признаки имени существительного,выполним несколько заданий

Формирование умения комментировать свою работу, активизация речевой деятельности. Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска и сопоставления. Развитие навыка осмысленного написания.

Задание № 2

По какому признаку составлены пары существительных?

 

(одуш.- неодуш.)

 

   Летчик -самолёт

 

       Космонавт-космос

 

  Доктор-болезнь

 

Шофер-дорога

 

Какие существительные называются одушевленными и неодушевленными?

Отвечают на вопросы

 

 

Задание № 3

Самостоятельно  выполняют упр. исследовательского характера. Проверяют и оценивают свою работу.

Вставь пропущенную букву Ч

Укажи признак имени существительного.

(нар.- собств.)

гриб       …ернушка

курочка   …ернушка

 

море       …ерное

 

платье … ерное

 

деревня …еремушки

Перенос способа обработки информации на индивидуальное задание.

 

зацвела …еремуха

 

Какие существительные называются собственными и нарицательными?

Отвечают на вопросы

Задание № 4

 

 

Укажи род имен существительных.

 

 

гроза             дождь         облако

 

 

 радуга             снег           кольцо

 

 

   весна              град           обещание

 

 

   осень          снегопад       сражение

 

 

Алгоритм определения рода?

 

 

Задание № 5

 

 

 В каждом столбике найди ошибку.

 

 

    Стрелкой покажи нужный столбик.

Актуализация опорных знаний, мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска и сопоставления.

Самостоятельно  выполняют упр. исследовательского характера. Проверяют и оценивают свою работу.

 

1 скл.                 2скл.                         3скл.

тревога              испуг                      печаль

надежда            стыд                       грусть

забота              восторг                    страх

Самопроверка и взаимопроверка.

отвага              счастье                     любовь

 

вера                 радость                   жалость

 

 

зависть            ужас                        гордость

 

 

обида               веселье                   корысть

 

 

                     

 

 

Что обозначают эти существительные ?

 

 

Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям?

 

Отвечают на вопросы

Обобщение: назовите постоянные признаки имени существительного?

 

Делают выводы

3 ШАГ

 

 

указать изменяемые признаки

Активизация речевой деятельности.

Задания разноуровневые.

 

Работа в парах.

 - Поединок знатоков (ед.ч.- мн.ч.)

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Перенос способа обработки информации на инд. задание.

Показывают падежи-сигналы для самопроверки.

 

 - Алгоритм определения падежей

 

 

Обобщение: назовите изменяемые признаки имени существительного?

Будут выполнять задание по образцу классной работы.

 

5. Домашнее задание.

 

 

 

6. Итог урока.

Мотивация к учению.

 

 

7. Оценка учащихся.

               

                               Приложение.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Используемые источники:

  1.  Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000.
  2.  Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М. Просвещение, 1980.

      4.Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.  М.,2007

       5. Е.С. Заир-Бек Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.

      6.В.В. Волина. «Весёлая грамматика».- М.: Знание,1995.

      7. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. М., 1990.

8.Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10. (1999, 3-е изд)

.


        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное как часть речи. Учитель первой категории Гаврилова Ольга Андреевна. 8 класс

Слайд 2

Какие средства для общения дает нам родной язык ? Какие части речи вы знаете? Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Слайд 3

Какая часть речи появилась первой у далеких предков?

Слайд 4

имя существительное Часть речи кто ? что ? предметы явления чувства

Слайд 5

К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Слайд 6

Морфологический разбор имени существительного

Слайд 7

Морфологический разбор имени существительного постоянные признаки

Слайд 8

Морфологический разбор имени существительного Изменяемые признаки

Слайд 9

Урок окончен. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....

конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".

Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...