Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по теме: "Определение ударного слога в словах".
план-конспект

Батурина Валентина Николаевна

Основные цели индивидуального логопедического занятия: учить определять ударный слог в словах, развивать фонематический слух, посредством определения ударного слога в словах.

В ходе проведения индивидуального логопедического занятия используется перо индюка, игрушечный молоточек из картона, металлофон, молоточек для металлофона, мешочки с наполнителем, орехи (грецкий и фундук), шарики из ниток, тренажер для ног, музыкальное сопровождение, монитор, клавиатура, разноцветные карточки из картона, карточки с фотографиями, карточки со словами, рисунки: книжечка и молоточек для домашнего задания.

Предусмотрено слайдовое сопровождение, игровая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1» учитель-логопед В.Н.Батурина

Батурина Валентина Николаевна,

учитель - логопед

первой квалификационной категории

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
Тверская область

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия.

Логопедическая тема: «Определение ударного слога в словах».

Учебный предмет

Логопедическое занятие.

Класс

31 (У/О)

Тип занятия

Занятие комплексного применения знаний и умений (индивидуальное логопедическое занятие на закрепление материала).

Цели занятия

образовательная

Учить определять ударный слог в словах.

воспитательная

Воспитывать целеустремленность, дисциплинированность.

коррекционно-развивающая

Развивать фонематический слух, посредством определения ударного слога в словах.

Развивать общую и мелкую моторику,  в ходе выполнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки.

Развивать артикуляционный аппарат через выполнение артикуляционной гимнастики.

Технологии

Технология индивидуального обучения,  здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, технология ситуативного обучения, элементы игровых технологий.

Межпредметные связи

Русский язык, чтение.

Планируемый результат

Предметный (ПР)

-участвовать в беседе;

- выполнять инструкции учителя-логопеда;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях;

Личностный (ЛР)

-положительное отношение к окружающей действительности;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-осознание себя как ученицы, заинтересованной посещением занятий;

Метапредметный (МР)

- вступать в контакт учитель-ученик;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

-работать с информацией;

Ресурсы (основные, дополнительные)

Оборудование:

Перо индюка, игрушечный молоточек из картона, металлофон, молоточек для металлофона, мешочки с наполнителем, орехи (грецкий и фундук), шарики из ниток, тренажер для ног. 

Слайд 1: гимнастика для глаз.

Слайд 2: рисунки с изображением дивана, розы, рыб.

Музыкальное сопровождение: detskie_-_snegopad-muzyka-r.

Монитор, клавиатура.

Дидактический (раздаточный) материал:

Разноцветные карточки, карточки с фотографиями.

Карточка со словами: папа, Борис, рыбы

Карточка со словом: мала. 

Карточки со словами: кошка, Жора, дымок.

Рисунки: книжечка, молоточек для домашнего задания.

Используемая

литература:

1. Бельская И.Л. Буквы, слоги и слова. Минск. Юнипресс, 2004.

2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.

3.Колесникова Е.В. От слова к звуку. М.: Ювента, 2003.

4.Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. Санкт-Петербург: Литера, 2009.

5.Полуянова, О. Д. Безударные гласные, проверяемые ударением. М.: Ювента, 2014.

6.Резниченко, И. Л. Мой первый словарь русского языка. Ударение и произношение. М.: АСТ, 2013.

7.Сторожева Н.А. Обучение грамоте. Уроки письма. Старицкая типография, 1993.

Интернет – ресурсы:

ipleer.com: detskie_-_snegopad-muzyka-r.

Яндекс. Картинки.: рисунки с изображением дивана, розы, рыб.

Организация деятельности на занятии

Деятельность  учителя-логопеда

Деятельность обучающейся

Использование наглядного материала

I.Организационный момент.

1.Психологический настрой.  

(Настроить на работу на занятии).

-Настроимся на занятие.

- Вдох-выдох, вдох через нос, выдох через рот.

-Вдох и выдох с закрытыми глазами.

-Дуем на перо.

Итог… (Настроились на занятие. Молодец).

Акцентировать внимание на учителя-логопеда.

Выполняет дыхательную гимнастику.

Перо индюка.

II.Основная  часть.

1.Сообщение темы занятия.

(Активизация на получение и закрепление знаний).

-Я сейчас прочитаю четверостишие. После того, как я прочитаю, ты мне скажешь, о каком слоге я прочитала?

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток-

Отметить его ударом.

-О каком слоге я прочитала? (Об ударном слоге).

-Чем отмечают ударный слог? (Ударом, ударением).

- Почему этот молоток называют невидимкой? (Молоток невидимый, мы ставим ударение голосом).

- Мы сегодня на занятии будем учиться ставить ударение  в словах.  У нас сегодня на занятии игрушечный молоточек, который поможет ставить ударение в словах и будет подсказывать,  какие задания надо будет выполнить. (На доску прикрепляется игрушечный молоточек, вырезанный из цветного картона).

-Использовать мы будем вот этот молоточек, он специально для металлофона. (Показ молоточка специального для металлофона).

-Вот он, назови, какого цвета клавиши?

-Также перед тобой разноцветные карточки, назови их цвета?

(Обучающейся необходимо ударить молоточком по заданной клавише, а затем выбрать карточку такого же цвета. На карточках с обратной стороны написаны задания, которые надо выполнить).

Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Прослушивает стихотворение, отвечает на вопросы по содержанию стихотворения.

Рассматривает игрушечный молоточек, металлофон, молоточек для металлофона, разноцветные карточки, называет цвета клавиш и цвета карточек.

Игрушечный молоточек, металлофон, молоточек для металлофона, разноцветные карточки.

2. Гимнастика для развития артикуляционной моторики.

(Формирование движений речевой мускулатуры.).

- Тихонько молоточком ударь по желтой клавише. Возьми карточку желтого цвета, переверни, на карточке написано задание. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

-Выполнить артикуляционную гимнастику.

*трубочка-улыбка;

*лошадка;

*сглатывание;

* язык тянется к носу;

* язык тянется к подбородку;

*надувание щек;

Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Повторяет и самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику.

 

3. Пальчиковая гимнастика. 

(Развитие мелкой моторики, слухового внимания).

- Тихонько молоточком ударь по красной клавише. Возьми карточку красного цвета, переверни. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

-Выполнить пальчиковую гимнастику.

*потерли пальчики;

*встречаются пальчики;

*перекатывание орехов;

*сжимание, разжимание мягких шаров из ниток;

*определение содержимого мешочков по карточкам;

(Перед обучающейся лежат несколько мешочков, наполненных разными предметами и  фотографии предметов, которыми наполнены мешочки. Необходимо по фотографии найти мешочек с этим предметом, при этом разжимая и сжимая мешочки в руках).

-Найди мешочек, в котором шишки. (Показ фото шишки).

-Найди мешочек, в котором ракушки. (Показ фото ракушки).

- Потряси за уголок один мешочек, потряси за уголок другой мешочек.

-Из какого мешочка звук слышен громче?

Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Выполняет пальчиковую гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда).

Рассматривает фотографии.

На ощупь определяет содержимое мешочков.

Трясет мешочки, определяет содержимое на громкость звука.

Мешочки с наполнителем, карточки с фотографиями, орехи (грецкий и фундук), шарики из ниток.

4. Чтение слов. Постановка ударения в словах.

(Развивать навык чтения слов. Развивать фонематический слух).

- Тихонько молоточком ударь по зеленой клавише. Возьми карточку зеленого  цвета, переверни. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

-Поставить ударение в словах. (На карточке написаны слова: папа, Борис, рыбы).

-Прочитай слово вслух.

- Назови гласные в слове. Сколько гласных в слове?

-Раздели слово на слоги хлопнув в ладоши. Сколько слогов в слове?

-Ставим ударение, в этом нам поможет молоточек.

-На какой слог падает ударение?

Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Читает слова на карточке, делит хлопками слова на слоги, ставит ударение в словах.

Карточка со словами: папа, Борис, рыбы.

5. Гимнастика для глаз.

(Организовать отдых. Развитие зрительного восприятия, внимания).

- Тихонько молоточком ударь по фиолетовой клавише. Возьми карточку фиолетового цвета, переверни. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

-Выполнить гимнастику для глаз.

-Понаблюдай за рыбками, не поворачивая головы.

Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Выполняет гимнастику для глаз.

Слайд 1: гимнастика для глаз.

6. Рассматривание предметов. Постановка ударения в словах.

(Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие фонематического слуха).

- Тихонько  молоточком  ударь по оранжевой клавише. Возьми карточку оранжевого цвета, переверни. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

-Назвать предметы. Поставить ударение в словах.

-Назови предметы.

-Раздели слова на слоги, хлопнув в ладоши. Сколько слогов в слове?

- Ставим ударение, в этом нам поможет молоточек.

-На какой слог падает ударение?

- Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Рассматривает рисунки, делит слова на слоги, ставит ударение в словах.

Слайд 2: рисунки с изображением дивана, розы.

Какую модель дивана выбрать в детскую комнату зависит от вкуса ребенка, его темперамента, а также размеров помещения

Фото роз разных цветов в природе отлично

7. Физкультминутка. 

(Организовать отдых. Развитие общей моторики).

- Тихонько молоточком ударяешь  по белой клавише. Возьми карточку белого цвета, переверни. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

Мы немножечко устали,

Дружно  встали.

Раз - наклон вперед, назад.

Два – ладошки покрутили, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире, выше,

Пять – присесть и тихо сесть.

- Отдых для ног под музыку.

- Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Повторяет движения за учителем-логопедом с проговариванием слов.

Выполняет упражнение на тренажере для ног.

Тренажер для ног. Музыкальное сопровождение: detskie_-_snegopad-muzyka-r.

8. Чтение предложения. Постановка ударения в словах. Работа на  клавиатуре Сlevy.

(Развивать навык чтения предложения. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики рук, глазомера).

- Тихонько молоточком ударь по синей клавише, которая слева от тебя. Возьми карточку синего  цвета, переверни. Я прочитаю задание.

На карточке задание:

-Прочитай начало предложения на мониторе и допечатай слово.

-Необходимо допечатать предложение на клавиатуре, а именно слово: мала.

(Слово мала напечатано на карточке, с карточки обучающейся необходимо напечатать слово на клавиатуре).

- Напечатала. Прочитай предложение.

-Раздели слово на слоги, хлопнув в ладоши. Сколько слогов в слове?

-Ставим ударение, в этом нам поможет молоточек.

-На какой слог падает ударение?

- Итог…

(Справились с этим заданием. Молодец).

Читает начало предложения, печатает слово на клавиатуре, делит слова на слоги, ставит ударение в словах.

На мониторе  начало предложения: Маша

Карточка со словом: мала.

III. Итог занятия.  Рефлексия.

- На сегодняшнем занятии, какие задания ты выполняла?

-Молоточек пойдет с тобой домой, чтобы помочь тебе поставить ударение в словах на карточках. Для выполнения дома с родителями.

- У меня  в руках «молоточек» с  улыбкой и «молоточек», который не улыбается.  Мне было интересно и приятно с тобой работать, поэтому я выбираю молоточек с улыбкой. Прикреплю его в книжечку.

- Если тебе занятие понравилось, то ты  тоже можешь положить в книгу «молоточек» с улыбкой. Если у тебя возникли какие-то трудности при выполнении заданий, то ты можешь положить  «молоточек», который не улыбается.

- Посмотри,  я и ты положили в книжечку «веселые молоточки». Теперь эти молоточки  будут помогать и другим детям ставить ударение в словах.

-Занятие окончено.

- Молодец.

Перечисляет выполненные задания.

Принимает домашнее задание.

Прикрепляет рисунок молоточка в книжечку под веселую музыку.

Рисунки: книжечка, молоточек для домашнего задания.

Карточки со словами: кошка, Жора, дымок.

Звучит веселая музыка: detskie_-_snegopad-muzyka-r.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление понятие сл...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах

Тема: Звук [Л]Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах- формировать навыки согласования числительного с су...

Конспект открытого, индивидуального, логопедического занятия: "Автоматизация звука С в слогах и словах".

Конспект открытого занятия "Автоматизация звука С в слогах и словах"...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2

Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного  с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе, вариант 2.2.

Логопедическое индивидуальное занятие по теме: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» разработано для обучающегося 1 класса, кохлеарно имплантированного билатерально, имеющего вторичное нарушение речи 2...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [б] - [б’], [п] - [п’]»

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по преодолению смешанной дисграфии с преобладанием акустической диграфии и дисграфии на почве несформированности языкового анализа и ...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж"

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж в слогах, слоах, чистоговорках" с ребенком С ОВЗ, 6 лет....