Предпрофессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
статья

Тишина Вера Петровна

Центром  предпрофессиональной подготовки  обучающихся служит школа, которая выполняет  функции: обучать и  воспитывать молодое поколение с учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать. В  нашей школе-интернате обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) и дети из малообеспеченных семей. Для них школа-это и уютный теплый дом, и образовательная организация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Тишина В.П., заместитель директора по УВР.

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Центром  предпрофессиональной подготовки  обучающихся служит школа, которая выполняет  функции: обучать и  воспитывать молодое поколение с учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать. В  нашей школе-интернате обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) и дети из малообеспеченных семей. Для них школа-это и уютный теплый дом, и образовательная организация.

Нашим выпускникам трудно конкурировать  на рынке труда на равных условиях с остальными выпускниками образовательных организаций в силу особенностей развития, поэтому государство обеспечивает социальную поддержку данной категории обучающихся, открывая площадки для дальнейшего обучения детей.

Для реализации содержания образования  и достижения прогнозируемого результата, школа-интернат реализует примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и типовые специальные /коррекционные/ программы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора Валентины  Васильевны Воронковой.  

Учебные программы по всем учебным курсам  адаптированы педагогами школы-интерната к специфике образовательного процесса.

Предпрофессиональная подготовка осуществляется систематически через урочную, внеурочную  деятельность и воспитательную работу, начиная с первых лет обучения  до выпуска и включает в себя формы работы:

 -информационную форму работы: (беседы о профессиях, классные часы, турниры, викторины, экскурсии на предприятия, круглые столы, встречи и т. д.).

Активную форму работы :

-трудовое обучение в 1-4 классах;

-профессионально-трудовое обучение в 5-9 классах;

-социально-бытовая ориентировка;

-дополнительное образование;

-психологическое сопровождение;

     Свою работу по предпрофессиональной подготовке  педагогический коллектив выстраивает в виде лестничных   ступенек и называются они   «Дорога в жизнь».  По этой лесенке  поднимается каждый обучающийся. На протяжении данного пути каждый ребёнок должен освоить основную формулу жизни. Что он ХОЧЕТ,  что он СМОЖЕТ, и основное, что ему НАДО трудиться.

На первой ступени осуществляется информационная работа ведётся на протяжении всего периода обучения. Начинается работа по предпрофессиональной подготовке  с вооружений обучающихся навыками самообслуживания, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда и трудовой коллективной деятельности.  Проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: недели «Мастеров и мастериц», классные часы,  мастер-классы, экскурсии на предприятия города встречи с представителями Инсарского и Дубенского аграрного техникумов, и т. д. Эти мероприятия формируют у обучающихся представление о мире профессий, осмысление о необходимости трудовой деятельности, воспитывают уважение к труду, желание приобрести в дальнейшем доступную профессию.

       Важной предпосылкой обоснованного выбора профессии является хорошо поставленное трудовое обучение. Следующая ступень предпрофессиональной подготовки проходит через уроки трудового обучения, которые включают в себя следующие направления:

-«Ручной труд» в начальных классах

-«Столярное дело» – 5-9 кл.

-«Швейное дело» – 5-9 кл.

-«Сельскохозяйственный труд»- 5-9 кл.

Важную роль в осуществлении предпрофессиональной подготовки принадлежит учителю трудового обучения. Содержание уроков даёт возможность учителю ознакомить обучающихся со многими профессиями, воспитывать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда состоит в том, что на них обучающиеся, не только получают определенные начальные предпрофессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки. Пробуют свои силы в практической деятельности, развивают предпрофессиональные интересы и способности. Поэтому  учитель трудового обучения  организует работу так, чтобы каждый ученик не только испытал чувство гордости за результат своего труда, но чтобы оно переросло в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.

В школе-интернате созданы столярная мастерская и 2 швейных мастерских. Дети в группы столярного дела  отбираются по способностям,  по состоянию здоровья. На учебных занятиях обучающиеся получают не только первоначальные знания и умения, но и  практические навыки.   Мальчики изготавливают лопаты, швабры, рамки для картин, подставки, полочки, разделочные доски, скворечники  и т.д.. Выполняют работы по декоративно-прикладному творчеству.

 Школа-интернат  вошла в состав участников проекта по  реализации «Комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия». Благодаря выделанным финансовым средствам  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации наше образовательное учреждение получило современное оборудование для столярной и швейной мастерских.

В рамках реализации Комплекса мер  создана рабочая группа из педагогов школы-интерната, которая прослеживает  и выстраивает профнавигацию по работе с обучающимися. Педагоги, входящие в рабочую группу, прошли курсы повышения квалификации на базе Мордовского республиканского института образования.

 Основной целью Комплекса мер образовательного учреждения является предпрофессиональная подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 В рамках реализации Комплекс мер проводятся мероприятия:

  • разработаны и реализуются  программы, формирование первичных предпрофессиональных трудовых навыков по швейному и столярному делу;
  • создаётся банк  информационных технологий, методических разработок педагогов, диагностичеких методик по предпрофессиональной подготовке детей;
  • проводится взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями города, района способствующее в решении вопросов предпрофессиональной подготовки; (экскурсии, мастер-классы,  практикумы и т. д.)
  • принимаем участие в распространении педагогического опыта  эффективных технологий и методик работы по предпрофессиональной подготовке.  (сайт школы, собственные сайты, участие в семинарах, вебинарах и т. д)

Результаты выполнения Комплекса мера позволят:

  • обеспечить доступность предпрофессиональной подготовки обучающихся;
  • сформировать и внедрить систему работы  по организации профессионального самоопределения и формирования первичных предпрофессиональных навыков по швейному и столярному делу у обучающихся;

В результате выделенных средств Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации укрепилась  материально-техническая база столярной и швейной  мастерских.  Изготовление изделий, благодаря новому современному оборудованию,  имеет важное значение для формирования у детей интереса и сознательного выбора нужной профессии. В процессе практических занятий у ребят получаются готовые изделия,  близкие к производственным. Полученные и закрепленные знания, умения помогут обучающимся для дальнейшей трудовой, самостоятельной жизни.  

Группы по швейному делу формируются в основном из девочек. Практикуем включение в списочный состав групп для обучения и мальчиков. На уроках швейного дела   готовятся  к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву изделий.  Девочки шьют все необходимые  изделия, для нужд школы-интерната. Занимаются рукоделием. Принимают участие  в муниципальных, республиканских, межригиональных конкурсах и занимают призовые места.

Программу  по сельскохозяйственному труду осваивают дети с множественными нарушениями развития, обучаясь по таким направлениям как - овощевод, хозяйка усадьбы. В школе-интернате создано подсобное хозяйство, имеется пришкольный  участок, теплица, пасека. На практических занятиях занимаются выращиванием рассады цветов, овощей, озеленением пришкольной территории. В теплице круглогодично выращивают зелень (лук, петрушка, укроп, огурцы).

Следующая ступень которая необходима для обучающихся –это курс коррекционно-развивающей области «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), который направлен на подготовку обучающихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду,  на формирование у них знаний и умений, навыков способствующих социальной адаптации.    

Следующая ступень Необходимым условием успешной предпрофессиональной работы является комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Для этого в образовательном учреждении работает  ПМПк, одним из направлений которого, является работа по  развитию профессионального самоопределения с обучающимися 9 класса.

Проводятся циклы психологических тренингов по формированию психологической готовности   к определенным видам профессии.

Последняя ступень -это предпрофессиональное самоопределение. На сегодняшний день налажено сотрудничество с учебными заведениями Инсарского  и Дубёнского аграрных техникумов Республики Мордовия. Куда поступают наши обучающиеся после окончания образовательного учреждения.

Опыт работы показывает, что целеустремленность обучающихся особенно велика тогда, когда работа по предпрофессиональной подготовке вызывает у них познавательный интерес и подкрепляется общественными мотивами. Все это необходимо нашим детям, потому что:

-  им пригодится в жизни для себя и обеспечения своей семьи;

- поскольку изменился рынок труда, изменились формы трудоустройства: кроме государственных, появились индивидуальные, частные предприятия, куда с большим удовольствием возьмут умелого работника.

Таким образом, система комплексных мероприятий по предпрофессиональной  подготовки обучающихся, отражает его движение по ступенькам вверх под названием «Дорога в жизнь» внутри специального образовательного пространства, в котором созданы условия, необходимые для овладения навыками социализации, предпрофессиональной подготовки.

Список источников

  1. Капланская, Е.И. Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: Учебно-методическое пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей-инвалидов / Е.И. Капланская, А.Г. Галле, Г.А. Головина. – М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...