«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Что значит театр для незрячего ребенка?

Он остается театром, но за гранью света!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_teatr.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

              Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен: их детство скованно узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщенно постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Огромное значение имеет социальная адаптация такого ребёнка. Успешная социальная адаптация помогает сформировать систему отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяют успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации. Высокое качество образования не сводится только к обученности учащихся, набору знаний, умений и навыков по учебным предметам, а связывается с воспитанием, понятием «качества жизни», раскрывающимися через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Л.С. Выготский писал: «Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».

В современных социальных условиях проблема поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной. Наиболее эффективным в решении проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение художественно-творческих технологий. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствования и художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Одно из решений этих проблем – театрализованная деятельность.

Внутренний мир ребенка с нарушениями зрения оригинален, нестандартен. Таким детям свойственна особенная спонтанность творчества.  Разнообразное пространство театрального искусства позволяет бережно и мягко скорректировать особенности психоэмоциональной сферы ребенка, отвлекает от сосредоточенности на заболевании. Он начинает активно познавать мир, себя в нем, взаимодействовать с ним более комфортно, уверенно чувствовать себя в любой, даже незнакомой обстановке.

К таким выводам пришли педагоги КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интерната №3», создавшие и реализующие проект театральной лаборатории «За гранью света». В основе проекта – постановка аудио - тактильных спектаклей силами обучающихся школы-интерната. В нашем учебном заведении обучение и воспитание детей- инвалидов по зрению неразрывно связано с их реабилитацией.

Театральная постановка может восприниматься через слуховые, кинестетические, обонятельные, вкусовые спецэффекты, а само действие предполагает интерактивное взаимодействие со зрителями и театр становится «для всех».

Основная цель проекта: воспитание гармоничных межличностных отношений детей с разным уровнем зрения через приобщение к театральному искусству и созданию инклюзивных постановок.

Проект театральной лаборатории «За гранью света» направлен не только на достижение некоего художественного результата (создание инклюзивных спектакля в формате 5Д), но и на отработку способов самовыражения, решения характерологических конфликтов, снятия психологического напряжения, коррекции личностного развития и толерантности.   Сценическая работа детей — это не только освоение театрального искусства, но и взаимодействие со зрителем, проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, с незрячими детьми, совместной работы и творчества.

Задачи, которые ставит перед собой театральная лаборатория следующие:

  • создание инклюзивного спектакля по форме и содержанию, понятного и доступного всем: зрячим и незрячим зрителям;
  • обучение безопасному сопровождению человека с глубоким нарушением зрения с использованием помощи зрячих воспитанников, обеспечивая наиболее удобное совместное передвижение в зрительном зале;
  • приобщение к театральной культуре через привитие правил поведения в театре и знакомства с разными формами театрального действия;
  • развитие умений работать в коллективе;
  • развитие сенсорных способностей всех детей (незрячих, слабовидящих, зрячих) через умение различать запахи, звуки, прикосновения, движение воздуха;
  • развитие эстетического вкуса детей через восприятие художественного слова, прослушивание лучших образцов русской и зарубежной музыки;
  • воспитание толерантности, гуманистических принципов через привлечение к волонтёрской работе;
  • формирование чувства коллективизма, ответственности за общее дело;
  • приобщение к духовным и культурным ценностям через сопереживание персонажам спектакля.

Важно то, что необходимо создать специальные условия инклюзивного спектакля в формате 5D.

  1. Спектакль можно смотреть только с закрытыми глазами, на глаза зрячих зрителей надеваются специальные повязки или маски.
  2. Зрителей рассаживают так, чтобы они были доступны для участников спектакля. Это необходимо для того, чтобы погрузить зрителей в атмосферу происходящего вокруг, воздействуя на их органы чувств различными спецэффектами.
  3. Количество зрителей ограничено до 30-40 человек.
  4. Особые требование к сценарию, в котором нет «немых» сцен. Ведущий озвучивает все передвижения актеров.
  5. Голоса актеров должны быть яркие и контрастные, легко различаемые.

Театральная лаборатория существует в школе-интернате 5 лет. За это время зрители увидели 5 спектаклей: «История года», «Дары волхвов», «Гарри Поттер и философский камень», «Восточный базар», «Три девочки» по мотивам произведений Г.Х.Андерсена, О. Генри, Джоан Роулинг, Елены Верейской.  Театральные постановки пользуются большой популярностью. Они нужны самим актерам, среди которых много незрячих учеников, и зрителям, особенно целевой аудитории. Все спектакли очень разные, требующие различных выразительных средств.  Учебный год только начался, а зрители уже очень ждут следующую постановку и активно участвуют в формировании запроса по интересующим темам. Реализацией проекта «За гранью света» получается разрешить такие проблемы:

  • отсутствие произведений театрального искусства, специально адаптированного для полноценного восприятия инвалидами по зрению;
  • низкая культурная и досуговая составляющая качества жизни детей с ОВЗ;
  • дисбаланс социально-культурных возможностей детей с нормальным зрением и детей с дефектами зрения.

Реализация данного проекта повышает самооценку всех участников, снимает психологические барьеры, мешающие жить полной жизнью, интеграция детей в общество существенно упрощается.

       

     

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...