Проект по развитию речи детей группы компенсирующей направленности «Зимушка- зима»
проект

Осмалова Зося Евгеньевна

Цель проекта:  расширение кругозора детей по теме «Зима». Развитие звуковой и интонационной культуры речи детей, лексико -грамматических категорий,связной речи.Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_-zima_-_proekt_po_razvitiyu_rechi.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи детей

группы компенсирующей направленности

«Зимушка- зима»

Тип проекта: творческий, практико –ориентированный, информационный.

Участники проекта: учитель – учитель -логопед, воспитатели, дети группы компенсирующей направленности, родители.

Возраст участников: 5-7лет

Длительность проекта:  среднесрочный  

Срок реализации: 3 месяца (декабрь, январь, февраль)

Актуальность.   Проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.   В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми, сверстниками ,  поэтому проблема     развития   детей в этом направлении становится более значимой. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений. Проект «Зимушка –зима» был разработан не только для расширения представлений о зимнем времени года, но и  развития творческого воображения, мышления, коммуникативной компетентности, воспитания любви к родной природе, подготовке к школе. 

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи проекта:

Образовательные: 

- Способствовать расширению кругозора детей по теме «Зима» Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.

- Расширять словарь за счет имен существительных и имен прилагательных :  Учить составлять короткие рассказы по опорным картинкам.( о зимних изменениях природы, сезонных забавах: лепке снежных фигур, катании на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, хоккей). 

- Расширять словарь за счет имен существительных и имен прилагательных :  

-  Закреплять умение самостоятельно сочинять  зимние сказки, составлять загадки, придумывать небылицы , совершенствовать лексико –грамматические категории.

- Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Развивающие: 

- Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи,  детей по данной теме.

- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, понимание на слух текстов различных литературных жанров.

- Развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус.

- Развивать потребность в двигательной активности. 

- Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней.

- Формировать желание помогать птицам и животным в зимний период.

- Осуществлять преемственность в   работе с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи и сотрудниками ДОУ;

Предполагаемый результат:

1. У детей группы компенсирующей направленности будут сформированы :

а) Навыки связной речи  старших  дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи;

б) Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

в) Дети расширят свои знания о зимних видах спорта, приобретут новый познавательный опыт;

2. Состоится становление ребёнка как личности, будет установлено деловое взаимодействие с участниками проекта;

3. Повысится педагогическая компетентность родителей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

 I. Организационно –подготовительный

  • Подбор  информации, материала  для реализации проекта;
  •  Создание предметной, развивающей среды ;
  • Выявление первоначальных знаний детей  о зимнем времени года;
  •  Составление плана основного этапа проекта;

II. Основной

  • Наблюдение за объектами и явлениями природы в зимний период;
  • Проведение бесед, чтение художественных произведений, пословиц, поговорок, загадок, сказок;
  • Участие в квесте»Зима»
  • Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и тд;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • Подвижные, словесные, дидактические игры;
  • Художественный труд;
  • Экскурсии, целевые прогулки;

Работа с родителями

  • Изготовление книжки –малышки «Зима»
  • Памятка «На прогулке зимой»
  • Оформление папки-передвижки для родителей   «Зимние травмы», «Гололед», «Зимние игры и забавы»  
  • Акция « Поможем птицам  зимой»

III.Заключительный

  • Оформление результатов проекта в виде презентации;
  • Проведение развлечения на улице «Зимние забавы»
  • Выставка детских работ .

Формы реализации проекта:

- образовательная деятельность ;

- создание творческих работ, альбома «Зима»;

- составление , пересказ рассказов о зиме, зимних видах спорта, традициях;

- совместное развлечение с родителями;

Реализация проекта по образовательным областям

Познавательное

Беседа «Зима»

«Как я отдыхаю зимой»

« Времена года» «Зимние забавы», "В какие игры можно играть зимой".

Беседа о здоровом образе жизни  

Образовательные события: В. Одоевский «Мороз Иванович» (просмотр сказки) 

С.Маршак «Двенадцать месяцев» (просмотр сказки)

Бр.Гримм «Госпожа Метелица» (просмотр сказки)

Рассматривание плакатов (обсуждение)по правилам безопасного поведения зимой.

Выставка книг о зиме. Рассматривание новогодних открыток.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.

Рассматривание репродукций  картин   «Зима» (К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», и. Грабаря «Февральская глазурь») «Зимний пейзаж», В.Суриков «Взятие снежного городка», А.Дайнека «Хоккеисты».

Дидактические игры «Построй крепость », «Разложи по величине».

Конструирование из строительного материала: «Наша горка высока»

Постройки из снега: «Собачка», «Снеговик», «Снежный дом».

Наблюдение за осадками на прогулке.

Изготовление поделок из снега.

Речевое

-Беседы: «Почему мне нравится зима».

«Как звери в лесу зимуют».

 «Как зимуют домашние животные»

«Как человек помогает зимой животным в лесу».

«Почему скрипит снег?»

«Помоги птицам».

«Зачем зимой снег»

«Осторожно! Зимние травмы»

«Как заботиться о здоровье зимой».

«Откуда идёт снег»

-Творческое рассказывание детей по темам:

«Приметы зимы»,«Кому нужна зима»,«Если бы не было зимой снега…».

-Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

-Словесные игры:  «Какой, какая, какие?», «Как сказать по- другому?», «Скажи наоборот».

-Заучивание пословиц, поговорок, потешек и зиме;

-Чтение и обсуждение произведений:

Н. Сладков «Суд над декабрём»С. Иванов «Каким бывает снег»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»З. Александровой «Снежок»,  В. Осеевой «На катке», И. Сурикова «Зима»,С. Маршака «Двенадцать месяцев», русских народных сказок  «Два Мороза», «Морозко». «Зимовье зверей»«Заяц-хваста»  зарубежные сказки  Х. Андерсен «Снежная королева».

-Составление рассказов-миниатюр по сюжетным картинкам  по теме «Детские забавы зимой» , «Морозные узоры», Красота зимнего леса».

- Отгадывание загадок о зимних забавах и развлечениях.

- Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Скажи наоборот» «Кто как голос падает?»,«Назови птенца»

Чтение стихотворений:

Е. Трутнева «Первый снег»

 К. Бальмонт «Снежинка»

Г.Снегирёв «Про птиц»

Н Сладков «Еловая каша»

В.Зотов «Клёст», «О птицах»

М. Изотова «Зимние забавы»

- Составление описательных рассказов о любимом зимнем виде спорта.

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает?». «Закончи стихотворение»

Социально –коммуникативное

-Дидактические игры: Что изменилось?»«Найди ошибки» (чего не бывает зимой),«Сложи снеговика»,«Что перепутал художник?»,«Кто что делает зимой», «Кому, что нужно?»,«Найди по следу», «Найди такую же снежинку»

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе),«Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)

«Собирание пазлов по теме»

-Игры – драматизации:

Подвижные игры:  «Два мороза»«Мороз красный нос»«Зайка беленький сидит»«Бездомный заяц». «Снежки». 

-Народные хороводные игры: «Золотые ворота»«Метелица»«Что нам нравится зимой»Снежная баба» «Изобрази героя»,«Снежки» 

-Зимние забавы: «Снайперы», «Кто дальше», «Снежная карусель», «Кто быстрее»

-Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит беседку», «Ра,два, три – к дереву беги»

Игра-имитация «Покажи зимний вид спорта».

-Сюжетно-ролевая игра «Больница» (сюжет: «Оказание первой помощи при травмах»).

-Труд в природе: расчистка дорожек от снега, постройка снежной горки, фигур.

-Развлечение : «Зимние забавы»

Познавательное развитие

Цикл наблюдений:

- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

-за красотой и богатством зимних красок

- за птицами

- за деревьями, растущими на территории детского сада

- за поведением людей, детей в зимнее время года

Образовательные события: В. Одоевский «Мороз Иванович» (просмотр сказки) 

С.Маршак «Двенадцать месяцев» (просмотр сказки)

Бр.Гримм «Госпожа Метелица» (просмотр сказки)

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Выставка книг о зиме. Рассматривание новогодних открыток.

Художественно –эстетическое развитие

Лепка: «Лыжники», «Снеговик на санках», «Снежный дом»

Оригами «Снежный пес».

 -Вырезывание снежинок.

-Оформление макета «Зима»

-Лепка снежинки.

-Вернисаж: «Зимушка-зима», «Мой любимый вид спорта»,

Изготовление цветных льдинок.

Изобразительная деятельность:

 -Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».

Рисование: «Деревья в инее», «Зимняя ночь» ,«Такие разные снежинки»,  

Изготовление цветных льдинок.

Аппликация: «Лыжники»,«Природа зимой» , «Узоры на окна», «Деревья в снегу»

Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковского «Времена года» (зима), «Голубые санки» (муз.М.Иорданского, М.Клоковой ). Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Разучивание песен «Что нам нравится зимой».

Третий этап заключительный:

 По окончанию проекта дети смогут

Устанавливать зависимость жизни растений и животных и людей  от изменений в природе. Осознанно правильно относиться к  животным, птицам, растениям. Расширить знания о природе зимой, коммуникативную компетентность, укрепить исследовательский интерес к природе. Знакомы с правилами безопасного поведения в природе.

Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детей в детском саду.

Итоговые мероприятия:

-Конкурс кормушек "Суперстоловая для птиц".  

-Акция « Поможем птицам зимой»:

раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.

-Выставка рисунков «Зимушка-зима».

 

Литература

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
  4. Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.
  5. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.
  6. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7лет) Гном – Пресс, 2019г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 7, 10 2012г
  8. 8.   И. А. ЛыковаПрограмма «Цветные ладошки»- Издательство: ТЦ Сфера. 2017 -145с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе. 6 класс. "Зима - волшебница".

  Урок-практикум, на котором обучающиеся закрепляют навыки анализа поэтического текста, определяют значимость средств художественной выразительности, учатся создавать собственные тексты на...

Проект урока развития речи. 6 класс. Рассказ

В документ входит проект урока развития речи, 3 приложения с карточками, которые можно использовать в ходе урока....

урок развития речи на тему: Перелетные и зимующие птицы. 1 класс, школа 8 вида

Данный конспект урока поможет уточнить знания учащихся о зимующих и перелетных птицах, поможет закрепить знания о диких и домашних птицах. К конспекту прилагается электронная презентация....

Проект по развитию речи "Осень"

Актуальность темы: особенностью развития речи ребенка дошкольного возраста является активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому с...

Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".

Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...

ПРОЕКТ тема: "Развитие речи детей 2 - лет посредством сказкотерапии".

Постановка проблемы:     Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые с...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК «Сказочная академия»

Рекомендовано для педагогов коррекционных групп, учителей-дефектологов, логопедов...