Педагогические ситуации
материал
Предварительный просмотр:
Педагогическая ситуация- составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.
Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому, любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
Классификация педагогических ситуаций:
1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
2. По степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
5. По участникам (студент-студент, студент-преподаватель ,ученик-учетель и тд);
6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
7.По содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.
Пример разбора проблемной ситуации.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно , каждый день, ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал : « Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил :
« Ну и ставьте!».
Пути решения :
Ставить постоянно ученику двойки — это не выход из положения , стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее , чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе.
Или есть ещё один вариант : позаниматься с мальчиком , помочь ему разобраться в непонятых темах , дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов , его самооценка только еще больше упадет.
Если не помогут беседы с учеником , можно привлечь родителей , чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.
В класса есть слабый ребенок . и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается , боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель вздыхает , упрекает и ставит двойку.
Пути решения :
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации , учителю необходимо поддержать слабого ученика , помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание , например, творческое задание , знакомство , с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может он вовсе не слаб ? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они его лучше узнали.
«Родители жалуются, что сын – подросток стал заметно хуже учиться, пропускает школу, не выполняет учебных заданий и обманывает их».
Возможные причины:
а) Проявление подростковых реакций, характерных для этого периода развития ребёнка. Направленность личности переходит от познавательной сферы в сферу интимно-личностную. В связи с этим может быть снижен интерес к учебной деятельности. Возможно, также влияние группы сверстников.
б) У подростка не складываются отношения с учителями, одноклассниками это может быть причиной снижения интереса к школе, что делает посещение её малопривлекательным и неприятным занятием.
- провести консультативную работу с родителями по разъяснению психологических особенностей подросткового возраста.
Рекомендации : Сформировать с сыном партнёрские отношения, установить доверительный контакт, чтобы понять, что происходит с сыном на самом деле. Не использовать давления и угроз, это может привести к отчаянным необдуманным поступкам со стороны ребёнка. В общении с сыном сообщайте ему о своих чувствах. Всё это создаёт предпосылки для возможности не резко, но всё же влиять на развитие ребёнка.
Личность педагога
- Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
- Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
Взаимодействие с детьми
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.
- Будьте ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
- В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.
- Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций
Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Пример задания...
Педагогические ситуации
Саша - упрямый малчик, не любит прибирать свои игрушки.Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки;В группе детского сада есть отверженный ребенок, с которым дети не хотят играть.В 6-...
Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций
То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо приятелем, либо чьим-то родствен...
Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение.
Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение. Материал можно использовать для подготовки к аттестации, конкурсным мероприятиям....
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение....
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2...
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3
Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3...