Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
рабочая программа

Витвенская Светлана Александровна

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx103.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № ________

«____» ______________ 2020г.

«Согласовано»

на заседании Управляющего совета ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № ________

«______»_____________ 2020г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ ЦИО «Южный»

________________ Петрова Н.И.

Приказ № __________

«____» ___________________ 2020г.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

Центр инклюзивного образования «Южный»

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Автор:

Витвенская С. А

Москва

________________

2020 г.

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя-дефектолога представляет собой документ, который регламентирует работу специалиста с детьми дошкольного возраста с ЗПР в условиях ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» ДУО.

В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:

•        проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

•        приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;

•        Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР  (одобрена на заседании педагогического совета ГКОУ ЦИО «Южный» решением от 05.06.2020 года, Протокол № 18)

•        постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рабочая программа обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ЗПР.

Данная программа определяет специфику, объем и порядок реализации коррекционно-развивающей работы, а также условия организации коррекционной помощи.

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, содержание коррекционно-развивающих курсов в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и требованиями адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР.

Планируемые результаты освоения программы и содержание коррекционно-развивающих курсов зависит также от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.

Срок реализации рабочей программы 1 год

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ рабочей программы учителя-дефектолога – организация процесса коррекционно-развивающей поддержки процесса воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого из воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР;
  • Планирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР;
  • Создание условий для возможности успешного овладения детьми с нарушениями слуха (глухота) целевыми ориентирами ДО в соответствии с АООП для детей дошкольного возраста с ЗПР;
  • Коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности и формирование структурных компонентов деятельности;
  • Осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ППК.

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

На протяжении всего времени реализации программы учителем-дефектологом ведется диагностическая работа и мониторинг, необходимые для определения уровня сформированности различных умений, навыков и развития ВПФ на различных этапах коррекционной работы. Диагностика так же помогает выявить особенности развития ребенка, определить его особые потребности, опираясь на которые, в последствии, составляется и по мере необходимости корректируется план индивидуальной работы.

В течение учебного года учитель-дефектолог проводит три этапа диагностики:

  • две недели в начале сентября;
  • одна неделя в январе;
  • две недели в конце учебного года в мае;

В зависимости от возможностей, психологических и коммуникативных особенностей ребенка, первичный диагностический период может продлиться до четырех недель. Это особенно касается вновь поступивших детей, испытывающих трудности адаптационного периода.

В ходе диагностики фиксируются показатели по следующим разделам:

  • Состояние общей моторики.
  • Состояние мелкой моторики.
  • Предметные действия.
  • Коммуникативные навыки.
  • Развитие речи.
  • Развитие когнитивной сферы.
  • Особенности поведения.

Результаты диагностики заносятся в карты дефектологического обследования на каждом из этапов. Все параметры развития ребенка оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов.  Каждый балл соответствует определенному уровню развития или этапу формирования.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Не сформирован

или отсутствует

Этап формирования

Требуется помощь

Сформирован

Этап закрепления

Закреплено

Обходится без помощи

Система баллов способствует отслеживанию результатов КРО, а также своевременному изменению или дополнению при необходимости плана индивидуальной работы с ребенком.

С помощью этих же баллов ведется и мониторинг результатов коррекционной работы.

Подсчет результатов происходит по формуле:

SХ100/SО

Где S – это сумма набранных по указанным в разделе показателям, SО – максимально возможная сумма баллов по всем показателям раздела.

Дефектологическая карта составлена так, что с ее помощью можно отследить динамику коррекционной работы на протяжении каждого учебного года и в течение всей коррекционной работы в периода с момента начала коррекционно-развивающей работы до перехода на следующий уровень обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

к 5 годам

Речевое развитие.

Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).

 Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах.

Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.

Повторяет двустишья и простые потешки.

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Познавательное развитие.

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту.

На основе не только практической, но и зрительной ориентировкив свойствах предметов подбирает предметы по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. п.), величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

к 7-8 годам

Речевое развитие

Стремится к речевому общению; участвует в диалоге;

Обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями;

Осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;

Умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;

Может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;

Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;

Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;

Знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.

По направлению «Познавательное развитие»:

Повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;

Улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения
и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;

Возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;

Осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения;

Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;

У ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени;

Ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Познавательное развитие»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие сенсорных способностей в предметно-практической деятельности

  • развивать любознательность, познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды;
  •  развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, стереогнозиса, обеспечивать полисенсорную основу обучения;
  • развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;
  • организовывать практические исследовательские действия с различными веществами, предметами, материалами, постепенно снижая участие и помощь взрослого и повышая уровень самостоятельности ребенка;
  • учить приемам обследования – практического соотнесения с образцом-эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону);
  • развивать анализирующее восприятие, постепенно подводить к пониманию словесного обозначения признаков и свойств, умению выделять заданный признак;
  • формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции «Дай такой же» к уровню «Покажи синий, красный, треугольник, квадрат и т. Д.» и далее– к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов;
  • формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов на основе зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия для выделения максимального количества свойств и признаков;
  • развивать способность узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами и с реальными предметами;
  • учить детей собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;
  • развивать стереогноз – определять на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнавать и называть их;
  •  развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных;

развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа

  • классификации;
  • знакомить детей с пространственными свойствами объектов (геометрических фигур и тел, их формой как постоянным признаком, размером и расположением как признаками относительными); развивать способность к их идентификации, группировке по двум и нескольким образцам, классификации;

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Развитие конструктивного праксиса, наглядно-образного мышления, способности к моделированию.

  • формировать интерес к конструктивным материалам и их игровому использованию: демонстрация продуктов конструирования (строительство загонов и домиков для зверей, мебели для куклы и пр.) с целью;
  •  развивать интерес к конструированию и побуждать к «опредмечиванию», ассоциированию нагромождений с реальными объектами, поощряя стремление детей называть «узнанную» постройку;
  • формировать у детей желание подражать действиям взрослого; побуждать к совместной конструктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий;
  • учить детей видеть целостную конструкцию и анализировать ее основные и вспомогательные части, устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в зависимости от задач и плана конструкции;
  • формировать умение воссоздавать целостный образ путем конструирования из частей (используют прием накладывания на контур, заполнения имеющихся пустот и пр.); уделять внимание развитию речи, предваряющей процесс воссоздания целого из частей;
  • развивать умение действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек;
  • развивать операционально-технические умения детей, используя разнообразный строительный материал;
  • совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующим разных способов сочленения и расстановки элементов (крепление по типу пазлов, деталей с втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. П.);
  • учить замечать и исправлять ошибки; для привлечения внимания детей использовать как указательные и соотносящие жесты, так и словесные указания;
  • побуждать к совместному с взрослым, а затем – к самостоятельному обыгрыванию построек;
  • для старших дошкольников организовывать конструктивные игры с различными материалами: сборно-разборными игрушками, разрезными картинками-пазлами и др.;
  • положительно принимать и оценивать продукты детской деятельности, радуясь вместе с ними, но в то же время, побуждая видеть ошибки и недостатки и стремиться их исправить;
  • закреплять представления детей об архитектуре как искусстве и о строительстве как труде по созданию различных построек, необходимых людям для жизни и деятельности;
  • закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи;
  • закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, расположению, употребляя при этом прилагательные и обозначая словом пространственные отношения;
  • формировать способность к анализу и воспроизведению конструкций по предметному образцу, чертежу, силуэтному изображению; выполнять схематические рисунки и зарисовки построек;
  • учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: отчет, сопровождение и планирование деятельности; упражнять детей в умении рассказывать о последовательности конструирования после выполнения задания, в сравнении с предварительным планом;
  • развивать творческое воображение детей, использовать приобретенные конструктивные навыки для создания построек, необходимых для развертывания или продолжения строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр;

учить детей выполнять сюжетные конструкции по заданному началу и собственному замыслу (с предварительным планированием и заключительным словесным отчетом)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Создавать условия и предпосылки для развития элементарных математических представлений в дочисловой период:

  • формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения), составлять ряды-серии (по размеру, расположению);
  • совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей;
  • создавать условия для практических действий с дочисловыми множествами, учить практическим способам сравнения множеств путем наложения и приложения;
  • уделять особое внимание осознанности действий детей, ориентировке на содержание множеств при их сравнении путем установления взаимно однозначного соответствия (приложения один к одному).

Развивать понимание количественных отношений, количественной характеристики чисел:

  • учить пересчитывать предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;
  • учить выделять определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносить с количеством пальцев, палочек и другого символического материала, показывать решение на пальцах, счетных палочках и пр.;
  • при затруднениях в использовании математической символики уделять внимание практическим и активно-пассивным действиям с рукой ребенка;
  • продолжать учить детей образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;
  • совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
  • знакомить детей с количеством в пределах пяти-десяти (возможный предел освоения детьми чисел определяется, исходя из уровня их математического развития на каждом этапе образовательной деятельности);
  • прорабатывать до полного осознания и понимания состав числа из единиц на различном раздаточном материале;
  • развивать цифровой гнозис: учить детей узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;
  • учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина;
  • формировать у детей умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом.

Знакомство детей с элементарными арифметическими задачами с опорой на наглядность и практические действия:

  • приучать выслушивать данные задачи, выделять вопрос;
  • применять способ передачи ее содержания в форме диалога (один говорит первую часть условия, второй — другую, третий задает вопрос);
  • знакомить детей с различными символическими обозначениями действий задачи, использованием стрелок, указателей, объединительных и разъединительных линий и пр.;
  • учить детей придумывать задачи по предложенной наглядной ситуации, а затем по представлению, решать их в пределах усвоенного состава числа;
  • развивать зрительное внимание, учить замечать: изменения в цвете, форме, количестве предметов;
  • вызывать интерес к решению задач с опорой на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал и символические изображения (палочки, геометрические фигуры), в пределах пяти-десяти и включать сформированные представления в предметно-практическую и игровую деятельности.

Формирование пространственных представлений:

  • закреплять представления о частях тела на начальных этапах работы;
  • развивать у детей способность ориентироваться в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху-внизу, впереди-сзади, правая-левая рука, в дальнейшем соотносить с правой и левой рукой правую и левую стороны тела;
  • развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева);
  • учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения, между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции;
  • обращать внимание на понимание и употребление предлогов с пространственным значением;
  • обращать особое внимание на относительность пространственных отношений при передвижениях в различных направлениях, поворотах, действиях с предметами;
  • создавать условия для осознания детьми пространственных отношений путем обогащения их собственного двигательного опыта, учить перемещаться в пространстве в заданном направлении по указательному жесту, с помощью стрелки-вектора, по схеме-маршруту; выполнять определенные действия с предметами и отвечать на вопросы: «Куда? Откуда? Где?»;
  • закреплять умение использовать словесные обозначения местонахождения и направления движения, пользуясь при этом движением руки и указательным жестом;
  • развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;
  • формировать ориентировку на листе, закреплять при выполнении зрительных и слуховых диктантов;
  • формировать ориентировку в теле человека, стоящего напротив;
  • побуждать детей перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно);
  • соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны;
  • формировать ориентировку на листе и на плоскости;
  • формировать представления детей о внутренней и внешней частях геометрической фигуры, ее границах, закреплять эти представления в практических видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании);
  • знакомить детей с понятиями «точка», «кривая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», закрепляя в практической деятельности представления детей о взаимоотношении точек и линий, моделируя линии из различных материалов (шнуров, ниток, мягкой цветной проволоки, лент, геометрических фигур).

Формирование временных представлений:

  • уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев и т.д., так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток;
  • использовать наглядные модели при формировании временных представлений;
  • учить понимать и устанавливать возрастные различия между людьми; формировать представление о возрастных периодах, о том, что взрослые люди тоже были маленькими и т.д.;
  • формировать понимание временной последовательности событий, временных причинно-следственных зависимостей (Что сначала – что потом? Что чем было – что чем стало?);
  • развивать чувство времени с использованием песочных часов

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.

Создание предпосылок для развития элементарных естественнонаучных представлений

  • формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов (зрительно-тактильно-слуховой ориентировки) для выделения максимального количества свойств объекта;
  • организовывать наблюдения за различными состояниями природы и ее изменениями с привлечением внимания детей к различению природных звуков (гром, шум ветра, шуршание насекомых и пр.), к изменению световой освещенности дня (во время грозы), к различению голосов животных и птиц и пр.;
  • формировать связи между образом объекта и обозначающим его словом, правильное его понимание и использование (трещит, поскрипывает и пр.), особенно у детей с недостатками зрительного восприятия и слухового внимания; лексико-грамматическим недоразвитием;
  • обучать детей на основе собственных знаний и представлений умению составлять рассказы и описывать свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы);
  • использовать оптические, световые, звуковые и прочие технические средства и приспособления, усиливающие и повышающие эффективность восприятия;
  • организовывать опытно-экспериментальную деятельность для понимания некоторых явлений и свойств предметов и материалов, для развития логического мышления (тает – не тает, тонет – не тонет).

РАЗВИТИЕ ВПФ.

Развитие мыслительных операций:

  • стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления, создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий;
  • поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач; учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения;
  • развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр.);
  • знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.;
  • формировать у детей операции анализа, сравнения, синтезана основе наглядно воспринимаемых признаков;
  • учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;
  • учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон);
  • развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов;
  • развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом — по элементам и т.д.);
  • развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой);
  • учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента);
  • развивать зрительный гнозис, предлагая детям узнавать зашумленные, наложенные, перечеркнутые, конфликтные изображения;
  • развивать вероятностное прогнозирование, умение понимать закономерности расположения элементов в линейном ряду (в играх «Продолжи ряд», «Закончи ряд»);
  • развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, картинок-нелепиц, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале;
  • формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно-дедуктивного характера: сначала при наблюдении за природными явлениями, при проведении опытов, затем на основе имеющихся знаний и представлений;
  • обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема;
  • формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию;
  • подводить к пониманию текстов со скрытой моралью;

Развитие мнестической деятельности:

  • осуществлять избирательный подбор дидактического материала, игровых упражнений, мнемотехнических приемов для развития зрительной и слухо-речевой памяти;
  • совершенствовать следующие характеристики: объем памяти, динамику и прочность запоминания, семантическую устойчивость, тормозимость следов памяти, стабильность регуляции и контроля.

Развитие внимания

  • развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы;
  • развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений;
  • развивать способность к переключению и к распределению внимания;

развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие»

Развитие импрессивной стороны речи.

  • развивать понимание обращенной речи с опорой на совместные со взрослым действия, наглядные ситуации, игровые действия;
  • создавать условия для понимания речи в зависимости от ситуации и контекста; уделять особое внимание пониманию детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;
  • развивать понимание речи на основе выполнения словесной инструкции и подражания с помощью куклы-помощника;
  • в процессе работы над лексикой проводить разъяснение семантических особенностей слов и высказываний;
  • в процессе работы над грамматическим строем речи привлекать внимание детей к изменению значения слова с помощью грамматических форм (приставок, суффиксов, окончаний);
  •  проводить специальные речевые игры и упражнения на развитие восприятия суффиксально-префиксальных отношений, сочетать их с демонстрацией действий (пришел, ушел, вышел, зашел и т.п.), а на этапе подготовке к школе предлагать опору на схемы-модели состава слова;
  • в процессе работы над фонематическим восприятием обращать внимание детей на смыслоразличительную функцию фонемы (как меняется слово при замене твердых и мягких, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных: мал – мял; миска – мишка; дочка – точка);
  • работать над пониманием многозначности слов русского языка;
  • разъяснять смысловое значение пословиц, метафор, крылатых выражений и др.;
  • создавать условия для оперирования речемыслительными категориями, использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок и др.);
  • привлекать внимание детей к различным интонациям (повествовательным, восклицательным, вопросительным), учить воспринимать их и воспроизводить; понимать смыслоразличительную функцию интонации.

Стимуляция речевого общения.

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других детей, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний детей;
  • создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи; воспитывать у ребенка отношение к сверстнику как объекту взаимодействия;
  • побуждать к обращению к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями (т.е. к использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  • обучение детей умению отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи.

Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок.

  • закреплять и автоматизировать правильное произнесение всех звуков в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителя-логопеда;
  • развивать способность к моделированию правильного речевого темпас предложением образцов произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.;
  • формировать умение воспринимать и воспроизводить темпо-ритмические и интонационные особенности предлагаемых речевых образцов;
  • воспринимать и символически обозначать (зарисовывать) ритмические структуры (ритм повтора, ритм чередования, ритм симметрии);
  • совершенствовать звуко-слоговую структуру, преодолевать недостатки слоговой структуры и звуконаполняемости;
  • развивать интонационную выразительность речи посредством использования малых фольклорных форм, чтения стихов, игр-драматизаций;
  • соблюдать голосовой режим, разговаривая и проводя занятия голосом разговорной громкости, не допуская форсирования голоса, крика;
  • следить за голосовым режимом детей, не допускать голосовых перегрузок;
  • формировать мягкую атаку голоса при произнесении звуков;работать над плавностью речи;
  • развивать умение изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом;
  • вырабатывать правильный темп речи;
  • работать над четкостью дикции;
  • работать над интонационной выразительностью речи.

Развитие фонематических процессов (фонематического слуха как способности дифференцировать фонемы родного языка и фонематического восприятия как способности к звуковому анализу).

  • поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов (шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток);
  • развивать способность узнавать бытовые шумы: работающих электроприборов (пылесоса, стиральной машины и др.), нахождению и называнию звучащих предметов и действий, подражанию им (пылесос гудит — ж-ж-ж-ж и пр.);
  • на прогулках расширять представлений о звуках природы (шуме ветра, ударах грома и др.), голосах животных, обучать детей подражанию им;
  • узнавать звучание различных музыкальных инструментов (маракас, металлофон, балалайка, дудочка и т.п.);
  • учить воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (громко – тихо, длинно – коротко и др.);
  • учить детей выполнять графические задания, ориентируясь на свойства звуковых сигналов (долготу звука): проведение линий разной длины карандашом на листе бумаги в соответствии с произнесенным педагогом гласным звуком;
  • учить дифференцировать на слух слова с оппозиционными звуками (свистящими и шипящими, твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными);
  • учить подбирать картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук;
  • учить выделять гласный под ударением в начале и в конце слова, звонкий согласный в начале слова, глухой согласный – в конце слова;
  • знакомить с фонетическими характеристиками гласных и согласных звуков, учить детей давать эти характеристики при восприятии звуков.

Расширение, обогащение, систематизация словаря.

  • расширять объем и активизировать словарь параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитием познавательной деятельности;
  • уточнять значения слов, используя различные приемы семантизации; пополнять и активизировать словарный запас, уточнять понятийные и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей;
  •  формировать лексическую системность: учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;
  • совершенствовать представления об антонимических и синонимических отношениях между словами, знакомить с явлениями омонимии, с многозначностью слов;
  •  формировать предикативную сторону речи за счет обогащения словаря глаголами и прилагательными;
  • проводить углубленную работу по формированию обобщающих понятий.

Формирование грамматического строя речи.

  • развивать словообразовательные умения; создавать условия для освоения продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей;
  • уточнять грамматическое значение существительных, прилагательных, глаголов;
  • развивать систему словоизменения; ориентировочные умения при овладенииморфологическими категориями;
  • формировать умения морфолого-синтаксического оформления словосочетаний и простых распространенных предложений различных моделей;
  • закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов, расширять набор используемых детьми типов предложений, структур синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;
  • работать над пониманием и построением предложно-падежных конструкций;
  • развивать умение анализировать выраженную в предложении ситуацию;
  • учить понимать и строить логико-грамматические конструкции;
  • развивать вероятностное прогнозирование при построении слов, словосочетаний, синтаксических конструкций (закончи слово предложение, рассказ).

Развитие связной диалогической и монологической речи.

  • формировать умения участвовать в диалоге, побуждать детей к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания (вопрос – ответ);
  • стимулировать речевое общение: предлагать образцы речи, моделировать диалоги — от реплики до развернутой речи;
  • развивать понимание единства формы и значения, звукового оформления мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и семантического значения высказываний;
  • работать над фразой (с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок, различных фишек и схем);
  • помогать устанавливать последовательность основных смысловых компонентов текста или наглядной ситуации, учить оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания;
  • развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки, описательных рассказов и рассказов из личного опыта;
  • развивать вышеперечисленные умения с опорой на инсценировки, игры-драматизации, моделирование ситуации на магнитной доске, рисование пиктограмм, использование наглядно-графических моделей;
  • в целях развития планирующей, регулирующей функции речи развивать словесную регуляцию во всех видах деятельности: при сопровождении ребенком речью собственных практических действий, подведении им итогов деятельности, при элементарном планировании с опорами и без;
  • усиливать организующую роль речи в поведении детей и расширять их поведенческий репертуар с помощью обучения рассказыванию о новых знаниях и новом опыте, о результате поступков и действий, развивая навыки произвольного поведения, подчинения правилам и следования инструкции и образцу.

Подготовка к обучению грамоте.

  • развивать у детей способность к символической и аналитико-синтетической деятельности с языковыми единицами; учить приемам умственной деятельности, необходимым для сравнения, выделения и обобщения явлений языка;
  • формировать навыки осознанного анализа и моделирования звуко-слогового состава слова с помощью фишек;
  • учить анализу состава предложения, моделирования с помощью полосок разной длины, учить выделять предлог в составе предложения, обозначать его фишкой;
  • учить дифференцировать употребление терминов «предложение» и «слово» с использованием условно-графической схемы предложения;
  • упражнять детей в умении составлять предложения по схемам;
  • развивать умение выполнять звуковой анализ и синтез на слух, без опоры на условно-графическую схему;
  • учить детей выражать графически свойства слов: короткие – длинные слова (педагог произносит короткое слово – дети ставят точку, длинное слово – линию – тире);
  • закреплять умение давать фонетическую характеристику заданным звукам;
  • формировать умение соотносить выделенную из слова фонему с определенным зрительным образом буквы;
  • учить составлять одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки;
  • развивать буквенный гнозис, предлагая узнать букву в условиях наложения, зашумления, написания разными шрифтами.

Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму.

  • формировать базовые графические умения и навыки на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;
  • учить выполнять графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции;
  • учить детей копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов;
  • учить детей выполнять графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции;
  • учить проводить различные линии и штриховку по указателю – стрелке;
  • совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить детей срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.

Формировать элементарную культуру речевого поведения, умение слушать педагога и сверстников, внимательно и доброжелательно относиться к их рассказам и ответам.

КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

ГРАФ-МОТ. НАВЫКИ

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

ИГРУШКИ

Один, много

Большой, маленький

«Каляки-маляки»

Захват, удержание

4

ЧАСТИ ТЕЛА

Число один

Круг

Сила нажима

ОКТЯБРЬ

1

ОСЕНЬ

Один, много

Круг

Осень

Сила нажима

2

ОВОЩИ

Сравнение множеств

Высокий, низкий

Утро

Закрашивание без ограничения

3

ФРУКТЫ

Число один

Высокий, низкий

День

Закрашивание без ограничения

4

САД-ОГОРОД

Цифра 1

Круг

Вечер

Точки

5

ГРИБЫ-ЯГОДЫ

Число два

Круг

Ночь

Равномерное нанесение

НОЯБРЬ

1

ДЕРЕВЬЯ

Цифра 2

Толстый, тонкий

Слева, справа

Яркость точек

2

НАША ГРУППА

Число два

Над, под

Прямые линии

3

ОДЕЖДА

Счет до двух

Треугольник

Над, под

Вертикальные прямые

4

ОБУВЬ

Число три

Слева, справа

Вертикальные прямые

ДЕКАБРЬ

1

ЗИМА

Цифра 3

Большой, меньше, маленький

Зима

Вертикальные прямые

2

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Число три

Наверху, внизу

Вертикальные прямые

3

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Счет до трех

Треугольник

Наверху, внизу

Горизонтальные прямые

4

НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ

Числа два и три

Большой, меньше, маленький

Наверху, внизу

Горизонтальные прямые

ЯНВАРЬ

1

ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ

2

3

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Сравнение чисел два и три

Большой, меньше, маленький

Утро, день, вечер, ночь

Горизонтальные прямые

4

ДЕТЕНЫШИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Счет до трех

Большой, меньше, маленький, самый маленький

Наверху, внизу, слева, справа

Горизонтальные прямые

5

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Число четыре

Квадрат

Наверху, внизу, слева, справа

Вертикальные и горизонтальные прямые

ФЕВРАЛЬ

1

ДЕТЕНЫШИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

Цифра 4

Большой, меньше, маленький, самый маленький

На, над, под

Прямые в разных направленияч

2

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Число четыре

Прямоугольник

На, над, под

Прямые в разных направленияч

3

СЕМЬЯ

Сравнение чисел три и четыре

Прямоугольник

На, над, под

Прямые в разных направленияч

4

ДОМ

Счет до четырех

Квадрат и прямоугольник

На, над, под

Кривые линии

МАРТ

1

МАМИН ПРАЗДНИК

Число пять

Квадрат и прямоугольник

На, над, под

Кривые линии

2

ВЕСНА

Цифра 5

Большой, меньше, маленький, самый маленький

Весна

Кривые линии

3

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Число пять

Большой, меньше, маленький, самый маленький

Утро, день, вечер, ночь

Кривые линии

4

НАШ САД, НАША ГРУППА

Счет до пяти

Овал

Слева, справа

Круги и овалы

АПРЕЛЬ

1

МЕБЕЛЬ

Сравнение чисел четыре и пять

Овал

Слева, справа

Круги и овалы

2

ПОСУДА

Овал

Вверху, внизу

Круги и овалы

3

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Счет в пределах пяти

Овал

Вверху, внизу

Круги и овалы

4

ТРАНСПОРТ

Счет в пределах пяти

Круг и овал

Вверху, внизу

Круги и овалы

5

ПРОФЕССИИ

Счет в пределах пяти

Круг и овал

Вверху, внизу

Закрепление

МАЙ

1

ПОВТОРЕНИЕ

Счет в пределах пяти

Формы и величины

Вверху, внизу

Закрепление

2

ЦВЕТЫ

Счет в пределах пяти

Формы и величины

Осень, зима, весна

Закрепление

3

НАСЕКОМЫЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ

4

ЛЕТО

ОБСЛЕДОВАНИЕ

КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

ГРАФ-МОТ. НАВЫКИ

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

НАША ГРУППА

Число и цифра 1

Большой, меньше, маленький

Работа в тетради в клетку

Прямые линии

4

ИГРУШКИ

Число и цифра 2

Знаки +, =

Большой, меньше, маленький

Дни недели.

Прямые линии

ОКТЯБРЬ

1

ОСЕНЬ

Число и цифра 3

Соотнесение цифры и количества предметов

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой

Слева, справа, впереди, сзади

Кривые линии

2

ДЕРЕВЬЯ

Число и цифра 4

Соотнесение цифры и количества предметов

Квадрат

Ориентирование на листе бумаги

Кривые линии

3

ГРИБЫ

Число и цифра 5

Составление числа 5 из двух меньших

Круг

Дни недели.

Кривые линии

4

ЯГОДЫ

Число и цифра 6

Составление числа 6 из двух меньших

Квадрат и круг

Выкладывание квадрата из счетных палочек

Круги, овалы

5

ОВОЩИ

Числа  и цифры 4-6

Сравнение чисел

Длинный, короче, еще короче, самый  короткий

Работа в тетради в клетку

Круги, овалы

НОЯБРЬ

1

ФРУКТЫ

Числа и цифры 4-6

Соотнесение числа, цифры и количества предметов

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Деление квадрата на две и четыре части

Спирали

2

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Знак минус

Квадрат и треугольник

Осенние месяцы

Спирали

3

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Числа и цифры от 0 до 6, сравнение и установление равенства

Квадрат и треугольник

Осенние месяцы

Спирали

4

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Число и цифра 7

Часть и целое

Деление предмета на 4 части

Изображение ломаных линий

ДЕКАБРЬ

1

ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Состав числа 7

Часть и целое

Деление предмета на 4 части

Изображение ломаных линий

2

НАШЕ ТЕЛО

Числа и цифры от 1 до 8

Овал

Положение предмета относительно себя и другого лица

Ломаные, дугообразные и вертикально прямые линии.

3

ОДЕЖДА

Состав числа 8

Овал

Положение предмета относительно себя и другого лица

Изображение дугообразных линий

4

ОБУВЬ

Порядковый счет и сравнение чисел

Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг

Дорисовывание геометрических фигур

Изображение дугообразных линий

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Порядковый счет и сравнение чисел

Основные геометрические формы

Части суток и дни недели

Ломаные, дугообразные и вертикально прямые линии.

ЯНВАРЬ

1

ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ

2

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Числа и цифры от 1 до 9

Высокий, низкий

Дни недели

Изображение волнистых линий

3

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Состав числа 9

Часть целое

Работа в тетради в клетку

Изображение волнистых линий

4

ДОМ, КВАРТИРА

Порядковый счет и сравнение чисел

Квадрат

Положение предмета относительно себя и другого лица

Спирали и дугообразные линии

ФЕВРАЛЬ

1

МЕБЕЛЬ

Число 10

Трапеция

Дорисовывание геометрических фигур

Изображение петлевидных линий

2

ПОСУДА

Состав числа 10

Выкладывание из счетных палочек трапеции

Зимние месяцы

Изображение петлевидных линий

3

НАШИ ЗАЩИТНИКИ

Арифметические задачи на сложение и вычитание

Круг, треугольник, квадрат, трапеция

Положение предмета относительно себя и другого лица

Изображение петлевидных линий

4

ПРОВОДЫ ЗИМЫ

Примеры на сложение и вычитание

Работа со счетными палочками

Дорисовывание геометрических фигур

Штрихование вертикальными линиями

МАРТ

1

СЕМЬЯ

Составление чисел из двух меньших

Четырехугольники

Части суток

Штрихование вертикальными линиями

2

8 МАРТА

Арифметические задачи на сложение и вычитание

Шестиугольники

Дни недели

Штрихование вертикальными линиями

3

ВЕСНА

Примеры на сложение и вычитание

Толстый, тонкий

Работа в тетради в клетку

Штрихование вертикальными линиями

4

ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ

Составление чисел из двух меньших

Четырехугольники и шестиугольники

Работа в тетради в клетку

Штрихование горизонтальными линиями

5

МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА

Арифметические задачи на сложение и вычитание

Сравнение предметов по величине

Весенние месяцы

Штрихование горизонтальными линиями

АПРЕЛЬ

1

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Примеры на сложение и вычитание

Сравнение предметов по длине

Работа в тетради в клетку

Штрихование горизонтальными линиями

2

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Составление чисел из двух меньших

Сравнение предметов по высоте

Работа в тетради в клетку

Штрихование горизонтальными линиями

3

ТРАНСПОРТ

Арифметические задачи на сложение и вычитание

Часть и целое

Положение предмета относительно себя и другого лица

Штрихование наклонными линиями

4

ПРОФЕССИИ

Примеры на сложение и вычитание

Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур

Работа в тетради в клетку

Штрихование наклонными линиями

МАЙ

1

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Составление чисел из двух меньших

Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур

Работа в тетради в клетку

Штрихование наклонными линиями

2

ЦВЕТЫ

Порядковый счет

Сравнение предметов

Времена года

Закрепление навыков

3

НАСЕКОМЫЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ

4

ЛЕТО

ОБСЛЕДОВАНИЕ


КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

ГРАФ-МОТ. НАВЫКИ

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

МОЯ СЕМЬЯ

Числа от 1 до 10

Части суток

Верх, низ

Ориентировка на листе бумаги

4

ОВОЩИ. СБОР УРОЖАЯ

Знаки сравнения

Части суток

Вверху, внизу

Ориентировка на листе бумаги

ОКТЯБРЬ

1

ДЕРЕВЬЯ. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Плюс, минус, равно

Части суток

Вверху, внизу

Рисование по точкам

2

ГРИБЫ. ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Независимость числа от пространственного расположения предметов

Части суток

Предлоги

ПОД, ИЗ-ПОД

Рисование по точкам

3

ФРУКТЫ

Соотнесение цифры и количества предметов

Осень

Лево, право

Дорисовывание кругов до знакомых предметов

4

ПРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Составление числа из двух меньших

Осень

Слева, справа

Дорисовывание кругов до знакомых предметов

5

ОСЕНЬ

Задача примеры

Осень

Предлоги

ЗА, ИЗ-ЗА

Рисование по клеточкам

НОЯБРЬ

1

МОЯ СТРАНА

и цифры от 1 до 10, число 11

Осенние месяцы

Предлоги

ЗА, ИЗ-ЗА

Рисование по клеточкам

2

МОЙ ДОМ. МОЯ КВАРТИРА

Независимость числа от простран. расположения предметов

Осенние месяцы

Предлоги

ПЕРЕД, МЕЖДУ

Дорисовывание треугольников до знакомых предметов

3

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Число 12

Осенние месяцы

Предлоги

ПЕРЕД, МЕЖДУ

Дорисовывание треугольников до знакомых предметов

4

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Составление числа из двух меньших Дни недели

Дни недели

Впереди, сзади

Рисование символического изображения животных

ДЕКАБРЬ

1

ЗВЕРИ СЕВЕРА

Число 13

Дни недели

Впереди, сзади

Рисование символического изображения животных

2

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Решение примеров

Дни недели

Далеко, близко

Рисование по точкам

3

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Число 14

Зима

Далеко, близко

4

ЗИМА. НОВЫЙ ГОД

Задача, составление числа из двух меньших

Зима

Далеко, близко

Дорисовывание треугольников до знакомых предметов

ЯНВАРЬ

1

ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ

2

ПРОДУКТЫ

Число 15

Зима

Предлоги

НА, С(О)

Рисование по клеточкам

3

ПОСУДА

Числа от 1 до 15, примеры

Части суток

Внутри, снаружи

Рисование по клеточкам

4

МЕБЕЛЬ

Число 16

Части суток

Предлоги

В, ИЗ, НА, С(О)

Дорисовывание прямоугольников до знакомых предметов

ФЕВРАЛЬ

1

ОБИТАТЕЛИ ВОДОЕМОВ

Составление числа из двух меньших

Зимние месяцы

Предлоги

ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ

Дорисовывание прямоугольников до знакомых предметов

2

ТРАНСПОРТ

Число 17

Зимние месяцы

Предлоги

 ПО, НАД, К, ОТ

Рисование по клеточкам

3

ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Составление числа из двух меньших

Зимние месяцы

Слева, справа

Рисование по клеточкам

4

КОНЕЦ ЗИМЫ. МАСЛЕНИЦА

Число 18

Дни недели

Слева, справа, по середине

Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов

МАРТ

1

ПРОФЕССИИ

Счет по названному числу

Дни недели

Вверху, внизу

Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов

2

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Число 18

Дни недели

Выше, ниже

Рисование по точкам

3

ПЕРЕДЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Решение примеров

Весна

Далеко, близко

Рисование по точкам

4

ДИКИЕ-ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Число 19

Весна

Дальше, ближе

Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов

5

РАННЯЯ ВЕСНА

Составление числа из двух меньших

Весна

Определение положения предметов относительно себя

Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов

АПРЕЛЬ

1

КОСМОС

Число 20

Весенние месяцы

Определение положения предметов относительно себя

Рисование по клеточкам

2

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Примеры и задачи

Весенние месяцы

Определение положения предметов относительно себя

Рисование по клеточкам

3

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ

Соотнесение цифры и количества предметов

Весенние месяцы

Определение положения предметов относительно других предметов

Дорисовывание квадратов до знакомых предметов

4

МОСКВА-СТОЛИЦА

Составление числа из двух меньших

Части суток

Определение положения предметов относительно других предметов

Дорисовывание квадратов до знакомых предметов

МАЙ

1

ЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Решение примеров и задач

Дни недели

Определение положения предметов относительно других предметов

Дорисовывание фигур до знакомых предметов

2

НАСЕКОМЫЕ

Сравнение чисел

Времена года

Предлоги  

В, ИЗ, НА, С,НАД, ПОД,ИЗ-ПОД,ЗА, ИЗ-ЗА

Дорисовывание фигур до знакомых предметов

3

ОБСЛЕДОВАНИЕ

4

ОБСЛЕДОВАНИЕ


ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Расписание непосредственной образовательной деятельности в группах, которые посещают дети с ЗПР, является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

        Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

        Продолжительность организованной образовательной деятельности:

для детей 4-го года жизни – не более 15 мин;

для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;

для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;

для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.

С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.

Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:

в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно;

в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей среднего и старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера.

Коррекционно-развивающая работа проводится по индивидуальным планам работы с детьми. Форма работы индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В летний период жизнь детей максимально перемещается на детские площадки на участке детского сада, где, согласно, рекомендациям СанПиН 2.4.1.3049-13, проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии. Время прогулки в летний период увеличивается.

Примерная организация коррекционно-развивающей деятельности в течение учебного года:

с 01.09 – 15.09 – диагностический период;

с 16.09 – 31.12 – учебный период;

с 01.01 – 15.01 – диагностический период;

с 16.01 – 15.05 – учебный период;

с 16.05 – 30.05 – диагностический период.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье

Общие родительские собрания. Проводятся администрацией.

Задачи:

- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп по мере необходимости.

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- определение оценки родителями работы ДОО.

Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).

Задачи:

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;

- информация о графиках работы администрации и специалистов.

Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.

Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов.

Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.

Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей.

Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.

При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ

  • Совместная разработка и составление индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с ЗПР.
  • Составление комплексных календарно-тематических планирований.
  • Участие в методических объединениях специалистов и воспитателей.
  • Устное консультирование воспитателей по вопросам обучения и развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
  • Рекомендации воспитателям по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР посредством тетради взаимосвязи.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

  1. График работы.

  1. Журнал учета рабочего времени.

  1. Список детей, включенных в работу.

  1. Расписание индивидуальных занятий.

  1. Примерное календарно-тематическое планирование.

  1. Дефектологическая папка ребенка, в которую входят:
  • Дефектологическая карта с мониторингом.
  • Копия протокола ЦПМПК.
  • Характеристики, которые составляются по запросу родителей для прохождения ВТЭК или ЦПМПК.
  • Бланки индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
  1. Учебная папка ребенка с выполняемыми заданиями.

  1. Тетради взаимодействия с воспитателями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с НОДА

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с НОДА. Диагностика и мониторинг, планируемые результаты, направления и содержание КРР, комплексное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с РАС

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с РАС. Направления и содержание КРР, диагностика и мониторинг, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с УО.

Цели и задачи программы. Содержание и направления КРР. Диагностика и мониторинг результатов. Планируемые результаты работы. Примероное клендарно-тематическое планитрование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...