Урок музыки для 6 класса коррекционной школы.
план-конспект урока

Бурда Наталья Анатольевна

Урок музыки для 6 класса «Путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят музыкальные инструменты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_6_klass.doc351 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема: «Путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят музыкальные инструменты».

Цель урока:  развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, повышение их музыкальной культуры, расширение кругозора.

 

Задачи: познакомить учащихся с историей происхождения музыкальных инструментов,  классификацией музыкальных инструментов, развивать умения различать музыкальные инструменты по внешнему виду и  по звучанию, воспитывать у них чувство любви к классической музыке.

  •  Познакомить учащихся с различными видами оркестров, дать понятия оркестр.
  • Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения;
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу,

Оснащение урока:

Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации.

ИКТ на уроке:  ЦОР «Культурология», презентация Power Point  с видеороликами и аудиофайлами (озвучка музыкальных инструментов).

Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

 Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных, -
Тогда священна ты,-ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна -
Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты - как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пен

Ребята, вообразите себе мир без   музыки . Каким скучным он был бы. Так почему же   музыка   важна для нас независимо от возраста?   В   ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства.   Музыка   - одно из древнейших искусств. А рождает музыку…? ( музыкальный инструмент) и сегодня тема нашего урока раскроит удивительный мир музыки и музыкальных инструментов. И так тема нашего урока «Путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят музыкальные инструменты».

Послушайте музыкальный фрагмент и насладитесь  звучанием силы музыки.

Слушанье муз. Произведения Вальс цветов П.И. Чайковский

 – знакомо ли им это произведение, кто его автор?

– Верно, это “Вальс цветов” П.И.Чайковского из балета  Щелкунчик. Кружась в вальсе, все цветы собрались в танце, чтобы порадовать наш взор. И как же не радоваться такой красоте? Ведь каждый цветок, это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.

И чтобы передать эту красоту вам, композитор изобразил это в музыке и до вас донесли эти звуки ….. Музыкальные инструменты.

Скажите, ребята это произведение исполнил один или несколько человек. (Ответы)

А как называют таких людей? Да их называют музыкантами. А на чем играют музыканты. На музыкальных инструментах. А как называется коллектив из музыкантов. Оркестр.

2 этап. Постановка цели и задач урока.

 Сегодня мы поговорим о происхождении, видах или группах музыкальных инструментов. Кроме того, мы посмотрим на современные инструменты, услышим, как они звучат и как устроены, и совершим путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят музыкальные инструменты. Кроме того, мы будем развивать музыкальное восприятие, слушая музыку и исполняя песенный репертуар. Итак, начинаем! Поэтому попрошу вас быть внимательными зрителями и слушателями и исполнителями..

Но чтобы быть хорошими исполнителями, мы должны подготовить свой «инструмент» голос к пению.

Распевка: до, си, до, ре…

Гамма до мажор. Попевка «Кошка села на такси».

Песня Часики. Работа по группам.

3 этап. Работа по теме.

Начать наше путешествие, мне бы хотелось с истории, из которой мы узнаем, как и когда появились в жизни человека первые музыкальные инструменты. Вначале они были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Если бы вы сейчас могли их послушать - вы бы только улыбнулись. Но к ним надо относиться с большим уважением: ведь они открывали сами принципы устройства этих инструментов.

Первые орудия труда человека, были как бы «заменой», «продолжением» руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камушками.

Звук получался более громкий, звонкий. Так возникли ударные инструменты. Итак, в жизни человека появились первые музыкальные инструменты, и это были ударные инструменты.

Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель тростника, из которого потом научился делать духовые инструменты. (Например русский народный инструмент свирель) Позже люди научились делать духовые инструменты из костей животных. (рожок)

Как то человек изготовлял лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издаёт красивый звук. Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот кто-то прислушался, стал снова и снова трогать тетиву. Так она превратилась в струну, а охотничий лук – в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде чем человек догадался, что к этой струне можно добавить ещё несколько. Так получилась арфа – первый струнный инструмент.

А сейчас задание:

На доске вы видите имена знаменитых персонажей. Каждый из них играл на музыкальном инструменте. Вспомните, на каких инструментах играл каждый из них:

НЕЗНАЙКА ГУСЛИ

САДКО СКРИПКА

ШЕРЛОК ХОЛМС ТУБА

Итак, мы узнали, когда появились первые музыкальные инструменты. Скажите, какие группы инструментов вы знаете?( струнные , духовые, ударные и клавишные )

Давайте рассмотрим каждую из груб музыкальных инструментов и насладимся их звучанием (Презентация Загадки о инструментах)

Музыкальные инструменты это предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные, духовые, язычковые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн .  

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

К струнным смычковым относятся такие оркестровые инструменты: как скрипка, альт, виолончель, контрабас. 

К струнным щипковым относятся : арфа, балалайка, домра, домбра, уд, гусли, гитара, лютня, бузуки, мандолина и подобные им.

Духовые музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Высота звуков духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук.

Деревянные духовые инструменты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон.

Медные духовые инструменты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических со звуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха и положения губ. К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, тромбон, туба.

Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.) Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

По звуковысотности ударные инструменты делятся на:

Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других;

Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.

По звукообразованию ударные инструменты делятся на:

Мембранофоны — инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана из кожи или пластика. К ним относятся литавры, барабаны, бубен, бонго, дхол, том-томы и др.

Идиофоны — инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент, либо состоящие из целиком звучащих тел. (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики)

Идиофоны по материалу дополнительно делятся на

Металлические идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из металла — треугольник, вибрафон, колокольчики;

Деревянные идиофоны, звучащие элементы, которых сделаны из дерева — деревянная коробочка, корейские колокола, ксилофон.

Гармо́ника — общее название для различных видов язычковых, пневматических, в основном клавишных музыкальных инструментов. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха, нагнетаемого при помощи меха, или путём выдувания через рот исполнителя (губная и мелодическая гармоники)

У большинства ручных гармоник имеется правая и левая клавиатуры, располагающиеся на двух полукорпусах инструмента, между которыми находится мех. Играют на ручных гармониках двумя руками сидя или стоя.

Ножные гармоники  - Воздействие на мех производится ногами. 

Губная гармоника)— язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов губная гармоника не имеет клавиатуры, вместо неё используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Особая группа   инструментов   - клавишные: клавесин, клавикорд, челеста, пианино, рояль. Поистине королем всех   инструментов   является орган.  Он был изобретен еще   в   Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины,   в   которые вдувается воздух. Этот   инструмент  , обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.

4 этап: Проверка знаний.

А сейчас мы проведем не большой тест и проверим, как вы запомнили группы музыкальных инструментов. У вас на столах лежат листочки с вопросами и правильными и не правильными ответами. Вам нужно подчеркнуть те ответы ,которые в считаете правильными.

Физминутка:

5 этап: Сообщение новых знаний.

Музыка   - одно из древнейших искусств. В   настоящее время существует 2 типа   музыкальных     инструментов   - народные и возникшие на их основе   инструменты   симфонического оркестра.   В   обоих типах   музыкальных     инструментов   есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Которые в ходят в состав оркестра. Давайте разберемся что такое оркестр, какие виды оркестров существуют.

Оркестр в современном значении – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которые называется партитура.  Партитуры стоят на специальных подставках – пультах. Чтобы оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер. Он стоит лицом к музыкантам. Перед  дирижером лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.

Существуют разные виды оркестров: симфонический, духовой, струнный, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов.

Количество музыкантов может варьироваться. Оно зависит от конкретного музыкального произведения. В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает, что состав достигает 100 и более участников.

 Расположение музыкантов

Музыканты располагаются в определенном порядке. Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов (в симфоническом оркестре – струнная группа, деревянно-духовая группа, медная группа и ударная группа).

Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создает согласованное звучание.

У каждой группы тоже есть свое место. Сила звука и количество музыкантов в каждой группе разная. И чтобы оркестр звучал гармонично и слаженно, нужен определенный порядок.

А вот так можно схематически изобразить расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре:

Возможность услышать   музыкальных   шедевр в   исполнении первоклассного симфонического оркестра  одно из наиболее изысканных удовольствий, которое может предложить человеку современная цивилизация.  

Давайте еще раз послушаем Вальс цветов П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра (видеофрагмент)

Вам понравилась музыка?

Какой оркестр её исполняет?

Итак, сегодня на уроке мы совершили экскурсию по удивительному миру оркестров и музыкальных инструментов. Давайте же вспомним, какие виды оркестра существуют? (учащиеся перечисляют все виды оркестров).

Открываю закрытый список оркестров. И еще раз вспомним какие группы музыкальных инструментов входят симфонический оркестр. (учащиеся перечисляют все группы музыкальных инструментов). Открываю закрытый список.

- Наше путешествие по миру оркестров и музыкальных инструментов подходит к концу. Завершая разговор, мне бы хотелось сказать, что в наши дни существует разнообразная музыка. В большинстве своем – это музыка развлекательная. Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не пренебрегали классической музыкой, той, которую исполняет симфонический оркестр, потому что только классическая музыка может нас научить любить и чувствовать прекрасное. И в заключении хочу сказать, что скоро наступает замечательное время года зима, любимая всеми детьми. Заснеженный декабрь, морозный январь и суровый февраль - 3 месяца зимы, несущей много радости и праздников. Зимняя природа, укутавшись в снежное одело, спит, ожидая весны. Морозные ясные дни сменяются вьюгами и метелями...  Многие композиторы обращаются к теме зимы.

 И в конце урока, хотелось бы исполнить песню «Три белых коня», а исполнять мы её будем в сопровождении эстрадного оркестра.

На ваших столах лежат снежинки и под замечательную музыку композитора П. И Чайковского, дайте оценку нашему путешествию в мир музыки  и нарисуйте на снежинке свое настроение с каким вы уходите с нашего урока и прикрепите их на нашу елку настроения.

Зимняя сказка на музыку П. И. Чайковского.(видеофрагмент)

Урок окончен.

Приложение.

Загадки о музыкальных инструметах.

Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

А, может, в траве колокольчик звенел?

А, может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…     (флейта)                                            

Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,

Низким голосом поёт, называется…    (фагот)   

Французы музыкальный инструмент

высоким деревом давним–давно прозвали.

Задумчивей его в оркестре нет, за нежный голос инструменту имя дали,

А был простым пастушеским,  рожком пел песни он когда–то над лужком… (гобой)

Три медных подруги –  три лучших подруги.

В оркестре они помогают друг другу.

Играют подруги то громко, то тихо,

Их медные платья закручены лихо. (валторна)

Это что за инструмент? Ясно музыка звучала,

В чёрный фрак всегда одет, пуговицы из металла.

Есть на нём утиный клюв, может птицей прокричать.

Но запомни: не подув, музыку нельзя сыграть!

Голос чистый, голос ясный, ты запомнил или нет?

Этот инструмент прекрасный называется…  (кларнет)

Этот медный духовой то короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?  (Тромбон)                             

Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят (труба)

Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый …(саксофон)

Шестиструнку-чужестранку,

Этот звонкий инструмент,

Романтичную испанку,

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

И нагруженный турист. (гитара)

 Треугольная доска,
 А на ней три волоска.
 Волосок - тонкий,
 Голосок - звонкий.

Треугольник, три струны – звуки звонкие  важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная…(балалайка)

 Музыкант смычок берёт,
 К инструменту он идёт.
 Назовём мы как сейчас
 В оркестровой яме бас
?(контрабас)
 

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его… (виолончель)

 В лесу вырезана,

 Гладко вытесана,
 Поёт-заливается.

 Как называется? (скрипка)

Он церковный наш служитель.
 Был для Баха вдохновитель.
 Весь оркестр заменит один.

 Как называется тот господин? (орган)

 

Форте – громко, пиано – тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно…    (фортепиано)                                     

Я стою на трёх ногах,
 Ноги в чёрных сапогах.
 Зубы белые, педаль.

      Как зовут меня? (рояль)

 

     У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Элегантный наш ...(рояль)

 

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

 Звонкая, нарядная,

 Русская, двухрядная.

 
Ящик на коленях пляшет —
То поёт, то горько плачет.

Морщинистый Тит всю деревню веселит.

Пуговки есть, а не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
Не птичка, а поёт-заливается.   (гармонь)

У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян 

 Голосистый мой… (баян)

От гармони

Он родился,

С пианино

Подружился.

Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?

 Со мной в поход легко идти, 
 Со мною весело в пути, 
 И я крикун, и я буян, 
 Я звонкий, круглый ...(аккордеон)

 

 Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам.
Я ответил: трам-там-там.


Самый шумный инструмент, круглый и большой.

Если палочкой ударишь –  раздаётся гром!   (барабан)

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!   (трещотка) 

                                       

В самый сказочный момент  вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.

Знает это каждый школьник.  

Что такое...  (треугольник)

Знайте они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают…   (тарелки) 

                  

Купи, денег не жалей Со мной ехать веселей.

Голова об шапку — бом!
И на всю округу — гром! (колокольчик)

Тесты по теме: «Группы музыкальных инструментов»

К какой группе музыкальных инструментов оркестра относится фагот?

 Медная духовая
 Деревянная духовая
 Клавишно-ударная
 Струнно-смычковая

Какой из этих духовых музыкальных инструментов деревянный?

 Валторна
 Гобой
 Туба

Какой из этих смычковых инструментов самый маленький?

 Скрипка
 Виолончель
 Альт
 Контрабас

Какая группа музыкальных инструментов может не входить в состав симфонического оркестра?

 Ударные
 Клавишные
 Смычковые
 Духовые

Струнный щипковый инструмент, который может изобразить морскую гладь воды, волны.

 А) Гусли;  

 Б) Домра;

 В) Арфа;

  Г) Балалайка.

 Самый большой инструмент в мире

 А) Орган;  

Б) Рояль;

 В) Синтезатор;  

 Г) Виолончель.

Этот инструмент не имеет высоты звука

     А) Барабан;   Б) Ксилофон;  В) Челеста;   Г) Саксофон.

Этот инструмент чаще всего можно услышать в джазовом или эстрадном оркестре

 А) Контрабас;  

 Б) Виолончель;

 В) Саксофон;

 Г) Баян.

Этот инструмент звучит чуть-чуть ниже скрипки

  А) Виолончель;

  Б) Арфа;  

  В) Альт;

  Г) Контрабас.

Какой струнно-смычковый музыкальный инструмент самый низкий

А ) Скрипка

Б ) Контрабас

В ) Виолончель

Г ) Альт

В каком из этих музыкальных инструментов нет струн?

  • Арфа
  • Гитара
  • Рояль
  •  Все перечисленные инструменты имеют струны

Ответить

Какой струнно-смычковый музыкальный инструмент самый большой?

  • Скрипка
  • Виолончель
  • Контрабас
  • Альт

Из какого материала сделана валторна?

  • Медь
  • Железо
  • Дерево
  • Алюминий

Ответить

На каком инструменте играл Шерлок Холмс?

На альте

На скрипке

На лютне

Какой инструмент произошёл от охотничьего сигнального рога?

Саксофон

Тромбон

Валторна

Приложение

         

Иллюстрация 1                                                        

        

         

Иллюстрация 2                                                                       иллюстрация 3  

Иллюстрация 4                                                                                иллюстрация 5

Иллюстрация 5                                                                  

                                                                                                            Иллюстрация 5

 

Иллюстрация 6                                                         Иллюстрация 6

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

специфика урока музыки в специальной коррекционной школе 8 вида.

Опыт работы учителя музыки в коррекционной школе 8 вида дан в сравнении с опытом работы  в общеобразовательной школе. полезная информация для учителей музыки, начинающих работу в  специально...

Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.

«Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин .                             ...

Значение музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в классах коррекционного обучения VII вида

Музыкально-ритмическая деятельность на уроках музыки помогает усвоить основные музыкально­теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, акти...

Значение музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в классах коррекционного обучения VII вида

Музыкально-ритмическая деятельность на уроках музыки помогает усвоить основные музыкально­теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, акти...

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «СПЕЦИФИКА УРОКА МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА».

Кто учился наукам, не применяя их                                              ...