Использование тактильно – кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
методическая разработка

Путинцева Юлия Геннадьевна

В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих  детей, пришедших в детский сад  в возрасте трех лет, а также детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, алалией).

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Красноярск

 МБДОУ №176

Учитель - логопед

Путинцева Юлия Геннадьевна.

Использование тактильно – кинестетической      стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В настоящее время проблема коррекция устной речи детей младшего и дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих  детей, пришедших в детский сад  в возрасте трех лет, а также детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, алалией). Постоянно возрастает число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, а также количество детей с нарушениями всех компонентов речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание условий для преодоления нарушений речи: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формой организации работы; сочетание приемов работы, позволяющих избежать утомления ребенка.

Использование данного пособия позволяет решать сразу несколько задач:

  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
  • преодолеть неправильные речевые навыки, создать взамен их новые, правильные;
  • закрепить новые навыки до степени автоматизации.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей от 2 до 7 лет, используется при активизации лепета и  первых слов у неговорящих детей, а так же постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей дошкольного возраста.

Разрабатывая  дидактическое пособие, я опиралась на методику Елены Филипповны Архиповой, направленную на формирование   звукопроизношения с использованием тактильно – кинестетической стимуляции.

На этапе стимулирования речи, постановки и автоматизации звуков оптимизирующим процессом является включение пальцевых упражнений, выполняемых на различной тактильной поверхности (1). При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей рук усиливаются тактильно – кинестетические ощущения. (1).

Из исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Посредствам чувствительных потоков информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь информация от коры головного мозга поступает к действующему органу, к артикуляционному аппарату (2).  

Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» с неговорящими детьми, сначала знакомлю ребенка с предметами, обозначающими звуковые символы:

- «А – а - а» - плачет девочка.

- «У – у - у» - летит самолет.

- «Бам – бам - бам» - стучит барабан.

Проговаривая звуки и слоги, ребенок проводит пальчиком по дорожкам разной текстуры. Посредствам данных приемов, идет развитие мозговых структур с помощью усиления тактильно-кинестетических связей. Стимулируя кисти и пальцы рук, активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

На этапе постановки звука, ребенок изолированно произносит звук, опираясь на звуковой символ: «жжжжж» - летит пчела; «ззззз» - звенит комар; «рррррр» - рычит собака. Ребенок  интонационно выделяет звук, долго его проговаривает, пока пальчик бежит по тактильной дорожке. Или отрывисто проговаривает данный звук, пальчик «прыгает» по пуговичкам, «с кочки на кочку». Можно замедлять  или увеличивать темп проговаривания.

С детьми дошкольного возраста, работа  по автоматизации звуков происходит с включением пальцевых упражнений, выполняемых на аппликаторе Кузнецова.

При произнесении звуков изолированно, а затем в слогах и словах осуществляются последовательные прижимы пальцев рук на аппликаторе Кузнецова. На первых этапах работа проводиться с использованием одной руки, постепенно подключаем и вторую руку, проводим работу на двух руках одновременно. При автоматизации звука ведется параллельная  работа по уточнению и развитию фонематического слуха, выразительностью речи. Ребенок учится ускорять и замедлять темп речи, равномерно чередовать ударные и безударные слоги.

Применение на этапе автоматизации звуков тактильно – кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков. Согласованные движения рук и органов артикуляции развивают восприятие, в том числе и пространственное, активизируют и тренируют распределение внимания, развивают межполушарные связи.

В результате работы с детьми в течении 2019 – 2021 учебного года из 20 детей группы с ТНР, норма   звукопроизношения у 33% детей, значительные улучшения у 50% детей, у 17% детей улучшилась просодика и дикция.

Список литературы.

 1. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ, 2010.

2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология. – 1996. - №5.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ-2 : Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. М. : Гном и Д, 2004. 16 с.

4. Чиркина Г.В. – Основы логопедической работы с детьми. – М., 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Использование тактильно – кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Путинцева Ю.Г. учитель – логопед МБДОУ №176

Слайд 2

Актуальность. В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих детей, пришедших в детский сад в возрасте трех лет, а также детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, алалией). При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.

Слайд 3

Цель: Развитие произносительной стороны речи детей посредством тактильно – кинестетической стимуляции. Задачи: повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; преодолеть неправильные речевые навыки, создать взамен их новые, правильные; закрепить новые навыки до степени автоматизации.

Слайд 4

Данное дидактическое пособие предназначено для детей от 2 до 7 лет, используется при активизации лепета и первых слов у неговорящих детей, а так же постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей дошкольного возраста . Разрабатывая дидактическое пособие, я опиралась на методику Елены Филипповны Архиповой, направленную на формирование звукопроизношения с использованием тактильно – кинестетической стимуляции . На этапе стимулирования речи, постановки и автоматизации звуков оптимизирующим процессом является включение пальцевых упражнений, выполняемых на различной тактильной поверхности (1).

Слайд 5

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей рук усиливаются тактильно – кинестетические ощущения (1). Из исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Посредствам чувствительных потоков информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь информация от коры головного мозга поступает к действующему органу, к артикуляционному аппарату (2).

Слайд 6

Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» с неговорящими детьми, сначала знакомлю ребенка с предметами обозначающими звуковые символы: - «А – а - а» - плачет девочка. - « Бам – бам - бам » - стучит барабан. Проговаривая звуки и слоги ребенок проводит пальчиком по дорожкам разной текстуры.

Слайд 7

На этапе постановки звука, ребенок изолированно произносит звук, опираясь на звуковой символ: « жжжжж » - летит пчела; « ззззз » - звенит комар; « рррррр » - рычит собака. Ребенок интонационно выделяет звук, долго его проговаривает, пока пальчик бежит по тактильной дорожке. Или отрывисто проговаривает данный звук, пальчик «прыгает» по пуговичкам, с кочки на кочку. Можно замедлять или увеличивать темп проговаривания.

Слайд 8

С детьми дошкольного возраста, работа по автоматизации звуков происходит с включением пальцевых упражнений, выполняемых на аппликаторе Кузнецова. При произнесении звуков изолированно, а затем в слогах и словах осуществляются последовательные прижимы пальцев рук на аппликаторе Кузнецова. На первых этапах работа проводиться с использованием одной руки, постепенно подключаем и вторую руку, проводим работу на двух руках одновременно.

Слайд 9

Согласованные движения рук и органов артикуляции развивают восприятие, в том числе и пространственное, активизируют и тренируют распределение внимания, развивают межполушарные связи . В результате работы с детьми в течении 2019 – 2021 учебного года из 20 детей группы с ТНР, норма звукопроизношения у 33% детей, значительные улучшения у 50% детей, у 17% детей улучшилась просодика и дикция.

Слайд 10

Список литературы . 1. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ, 2010 . 2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. - №5 . 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ-2 : Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. М. : Гном и Д, 2004. 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций  присуще ...

Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Использование методики  Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

"Алгоритмы и схемы в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

Актуальность использования схем, алгоритмов и моделей, которые разбудят эмоции и мысль, "заставят" рассказать о своих впечатлениях  дошкольников....