Постшкольное сопровождение обучающихся
материал

Каримова Алсу Маратовна

Выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postshkolnoe_soprovozhdenie.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы постшкольного сопровождения

Каримова А.М.

Конечной целью специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира является их социальная интеграция.

Социальная интеграция включает в себя:

  1. Социализацию: социально-бытовую, социально-средовую и трудовую адаптацию.
  2. Развитие личности: процесс обучения и воспитания, коррекцию и развитие психофизических особенностей.
  3. Толерантность общества: изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями и повышение качества жизни инвалидов и их семей.

Оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, профессиональной подготовке, умении независимого функционирование называется во многих странах поддерживающим проживанием.

Термин «поддерживаемое проживание» может рассматриваться в нескольких аспектах:

- как процесс поддержки и сопровождения инвалидов и их семей в жизни;

-как процесс подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни;

- как процесс поддержки и сопровождения молодых инвалидов в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.

Каждый из этих аспектов поддерживаемого проживания имеет свои особенности, но все они направлены на повышение качества жизни людей с ОВЗ.

Процесс обучения в коррекционной школе является основным средством развития, социализации ребенка. После окончания школы многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья вновь оказываются дома. Они не имеют возможности продолжать обучение или трудоустроиться в силу особенностей своего психофизического развития, не способны к независимой жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Большой проблемой является гиперопека со стороны близких, которым проще и быстрее сделать все самим.

Одним из вариантов решения этих проблем могло бы стать постшкольное сопровождение молодых людей с ОВЗ. Третье подразделение специальной (коррекционной) школы №4 Василеостровского района Санкт - Петербурга с 1999 по 2008 год являлось экспериментальной площадкой по организации постшкольного сопровождения. Отделение посещали выпускники специальных (коррекционных школ), проживающие в семьях, молодые люди, проходившие обучение на дому имеющие инвалидность с умеренной степенью умственной отсталости старше 17 лет.

Цель работы– оптимальная интеграция молодых людей в социум с минимально возможной внешней поддержкой, подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию (насколько возможно) в процессе социально-бытовой и социально средовой адаптации.

Задачи работы.

Развивать способности ориентироваться в окружающем мире и его адекватное восприятие.

Научит ориентироваться в социальных отношениях и формировать умение включаться в них.

Работать над развитием умения позаботиться о себе и содействовать своему существованию.

Формировать максимально возможный для каждого молодого человека уровень самостоятельности и осуществлять предпрофессиональную подготовку.

Главный принцип работытретьего отделения: её практическая и социальная направленность, подготовка к доступным видам труда.

Условия эффективностипедагогической работы по социализации воспитанников:

- целенаправленность и системность;

  • дифференцированный и индивидуальный подход;
  • проведение работы по коррекции и развитию познавательной сферы;
  • взаимодействие всего педагогического коллектива;
  • принцип педагогического оптимизма.

На третьем отделении оказывалось медко-социальное и психолого - педагогическое сопровождение воспитанников.

Психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение осуществлял педагог-психолог

Направления работы:

  • психологическая диагностика;
  • психокоррекция;
  • консультативная работа и психологическое просвещение;
  • организационно-методическая работа.

Основные задачи работы педагога – психолога.

Псиохолого – педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей развития познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер личности воспитанника, особенности процесса социализации.

Оказание психологической помощи в развитии воспитанников средствами терапевтической и коррекционной практики.

Повышение и расширение психологической компетентности и культуры педагогического коллектива, воспитанников и родителей.

Самообразование и повышение личной профессиональной компетенции.

Формы работы:

  • групповые и индивидуальные занятия;
  • социально-психологические тренинги;
  • индивидуальное консультирование и диагностика.

Педагогическое сопровождение.

На третьем отделении проводились занятия по следующим программам:

1.Программа «Допрофессиональная подготовка молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на базе упаковочного цеха фарфоровой мастерской ООО «Кобальт»»

Подготовку к труду следует рассматривать не только как подготовку по конкретной профессии, а как целенаправленное формирование у молодого человека положительного отношения, интереса и готовности (мотивационной, целевой…) к труду как деятельности в целом.

Мастерская по изготовлению фарфоровых изделий находилась в помещении нашей школы, её директор – отец нашего воспитанника.

Разделы программы.

  • основы производственных отношений,
  • производительный труд в упаковочном цехе фарфоровой мастерской;
  • охрана и безопасность труда.

Цель работы по данной программе – социально-трудовая адаптация. Задачи работы - формирование умения работать в коллективе, выполнять правила трудового распорядка, знать свои права и обязанности как работника, знать и выполнять правила техники безопасности и формирование трудовых навыков работы в упаковочном цехе (отбраковка, зачистка, маркировка, упаковка).

2. Программа «Декоративное садоводство и комнатное цветоводство»:

Разделяя программы

  • уход и выращивание комнатных растений;
  • выращивание зелёных культур;
  • выращивание овощной и цветочной рассады;
  • работа на пришкольном участке.

Цель работы по данной программе – социально трудовая адаптация. Задачи – экологическое и эстетическое воспитание, формирование умения работать с землёй, ухаживать за растениями, работать на участке.

3.Программа «Человек и общество»:

Разделы программы:

- научить использовать имеющиеся учебные навыки в повседневной жизни;

  • коррекция и развитие познавательной сфер личности;
  • основы правового воспитания;
  • учреждения, организации, предприятия;
  • медицинская помощь;
  • основы безопасности жизнедеятельности человека.

Цель программы: коррекция и развитие познавательной сферы личности, социально-средовая ориентировка. Задачи – научить ориентироваться в окружающей жизни, уметь обратиться за той или иной помощью в различные учреждения, научить правилам безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Перенос имеющихся учебных навыков на практический материал

(деловое письмо, заполнение квитанций и т.д.)

4.Программа «Социально-бытовая адаптация молодых людей с ограниченными возможностями».

Разделы программы:

  • уборка помещений;
  • ручная и машинная стирка белья;
  • мелкий ремонт одежды;
  • мир денег;
  • осуществление покупок;
  • приготовление пищи;
  • сервировка стола;
  • режим питания и культура поведения за столом.

Цель – социально-бытовая и социально - средовая адаптация, формирование самостоятельных жизненных навыков.

Задачи – научить планировать и осуществлять покупки в различных торговых точках, составлять меню, сервировать стол, готовить простейшие блюда, мыть посуду, выполнять правила поведения за столом и знать о необходимости режима питания, формирование навыков самообслуживания в повседневной жизни.

Занятия проводились в форме маршрутов. В день воспитанники занимались на трех маршрутах.

Медицинское сопровождение.

На третьем отделении работал врач психиатр. Врач проводил консультации и занятия с воспитанниками дважды в неделю и раз в месяц проводил вечерний прием родителей для консультации.

Социальное сопровождение.

На отделении проводилась работа по программе «Поддерживаемое трудоустройство».

Понятие «трудовая деятельность» для молодых людей с ОВЗ имеет более широкое значение, чем для человека с нормальным интеллектом и включает не только производительный труд (в производстве или специально созданных условиях), но и так же непроизводительный труд, спорт, культуру, труд по самообслуживанию и домоводству.

Технология поддерживаемого трудоустройства включает в себя следующие этапы.

1.Изучение претендентов и их семей.

2.Подбор возможных рабочих мест.

3.Трудоустройство и поддержка на рабочем месте.

На начальном этапе обучения происходили овладения умениями и навыками по профессии, профессиональные пробы и профессиональная диагностика.

Профессиональные пробы предполагали пробу сил воспитанников в данном виде труда на рабочем месте в упаковочном цехе и по уборке помещений и территории на маршрутах. В процессе овладения программой обучения определяются критерии годности воспитанника к предложенным специальностям:

- профпригоден – после обучения может освоиться на рабочем месте, выполнять все требования, имеет перспективы профессионального роста;

- годен - может выполнять работу, не показывая высоких результатов;

- условно годен – может выполнять строго определенный перечень операций;

- профнепригоден к данному виду деятельности.

Профдиагностика направлена на определение склонности к данному виду труда, желания, интереса воспитанника. Она включает в себя наблюдение за воспитанником, за тем как он выполняет работу, беседы с ним и родителями и психодиагностику, которую проводит школьный психолог.

На каждого воспитанника мы вели диагностические карты сформированности самостоятельных жизненных навыков.

Воспитанники, которые успешно прошли профпробы, проявили желание работать, могли быть трудоустроены в ООО «Кобальт» по профессиям: приемщик готовой продукции, упаковщик, уборщик. Так же они могли быть трудоустроены в самой школе по профессиям уборщика и дворника. Для официального оформления на работу воспитанник, который является инвалидом, должен по рекомендации школы получить разрешение комиссии медико-социальной экспертизы на легкий труд в специально созданных условиях.

9 человек работали по трудовым книжкам уборщиками, дворниками в школе и упаковщиками и уборщиками в ООО «Кобальт». Педагоги школы осуществляли сопровождение данных воспитанников.

Вторая программа – это«Социальная гостиница»

По договору с родителями воспитанники могли прожить в социальной гостинице от одного до четырех дней в сопровождении педагога. Данная программа преследовала две цели: социальная поддержка семей в кризисных ситуациях, и формирование навыков самостоятельного проживания.

Основные направления работы:

- формирование самостоятельных жизненных навыков;

- закрепление уже имеющихся навыков в необычной среде и ситуации;

- развитие навыков общения;

- создание эмоциональной комфортности;

- воспитание самостоятельности.

Этапы работы:

- диагностика уровня самостоятельности;

- составление индивидуального плана работы;

- формирование максимально возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности.

Обретение способности заботится о себе – это один из важнейших шагов на пути интеграции, укрепления чувства собственного достоинства. Это и является цель работы по данной программе.

Школа оказывала и оказывает помощь в работе родительского клуба «ВЕЛОНТА» - это предоставление помещения для проведения занятий, обеспечение оборудованием и материалами для работы, составление плана и графика работы клуба.

Один день в неделю был экскурсионным. Ребята посещали театры, музеи, выставки. Благодаря сотрудничеству с клубом «Олимпикс», Специальным Олимпийским комитетом и помощи администрации Василеостровского района наши воспитанники посещали бассейн, играли в боулинг, занимались гимнастикой и т.д. Традиционными у нас были празднования дней рождений каждого воспитанника. В работе отделения активное участие принимали родители наших воспитанников.

Результативность.

Наши воспитанники хорошо работали в упаковочной мастерской, весь путь фарфора от печи до покупателя находился в их руках, за всё время работы не было ни одного нарекания на нашу работу со стороны мастерской.

Силами воспитанников поддерживалась чистота и порядок в помещении школы и на территории.

Одна наша воспитанница Женя Б. После двух лет работы уборщицей в школе устроилась на работу в «Макдональдс», успешно прошла испытательный срок и хорошо справляется со своими обязанностями. Работает она там и по настоящее время.

Навыки, полученные в «Зеленом цеху» также используются нашими воспитанниками, например, Олег Ж. Дважды в неделю работал в офисе, где ему было поручено ухаживать за растениями, и получал за это небольшую зарплату.

С большим удовольствием ребята оставались в социальной гостинице, некоторые на целую неделю.

Проводя анализ карт сформированности самостоятельных жизненных навыков, мы регулярно отмечали повышение уровня самостоятельности наших воспитанников.

Все направления работы школы были взаимосвязаны и дополняли друг друга. И на занятиях во время маршрутов, и на экскурсиях, и вовремя походов в магазин и т.д. у молодых людей отрабатывались навыки, позволяющие приспособиться к окружающей жизни. Вместе с нами менялось с социальное окружение. Первое время клиенты мастерской, продавцы ближайших магазинов с настороженностью относились к нашим воспитанникам, но постепенно отношение менялось в лучшую сторону. Постоянное расширение социальных связей – важнейшее условия развития молодых людей с особенностями в развитии.

К нашему большому сожалению, в настоящее время мы не имеем возможности работать по данной программе в полном объеме.

Сохраняется только работа по поддерживаемому трудоустройству: в нашей школе работают два наших выпускника, которые прошли подготовку на постшкольном отделении. Саша М. работает дворником, Таня В. – гардеробщицей. Планируем на следующий год оформить еще одного молодого человека официально.

Будем рады, если наш опыт окажется полезным для организации работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература.

1. Федеральная целевая программа « Дети – инвалиды», Министерство труда и социального развития РФ департамент проблем семьи, женщины и детей.

СПбНИИЭТИН

«Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии».

СПб 1997

2.Е.Т. Логинова « Оценка возможностей социализации детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью» Псков 2001

СПБ ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»

3.« Организация деятельности на площадках дневного пребывания подростков и молодых инвалидов (методическое пособие)» СПб 2001

4.Методическое пособие по профессиональной ориентации детей – инвалидов и молодых людей с ограниченными возможностями» ГАООРДИ СПб 2002

5. «Трудоустройство при умственной отсталости» Методические рекомендации / под редакцией д.п.н. Старобиной Е.М.- СПб издательство «Эксперт» 2006

6.Материалы научно – практической конференции « Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество» 24 апреля 2008 СПб.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постшкольное сопровождение

Организация работы постшкольного сопровождения...

Постшкольное сопровождение обучающихся

Выступление на педагогическом совете...

Постшкольное сопровождение

Выступление на методическом совете...

Постшкольное сопровождение

Выступление на педагогической конференции...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...