Постшкольное сопровождение
материал

Организация работы постшкольного сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_molodymi_lyudmi_s_ovz.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы постшкольного сопровождения

Суворова Е.С.

Конечной целью специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира является их социальная интеграция.

Социальная интеграция включает в себя:

  1. Социализацию: социально-бытовую, социально-средовую и трудовую адаптацию.
  2. Развитие личности: процесс обучения и воспитания, коррекцию и развитие психофизических особенностей.
  3. Толерантность общества: изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями и повышение качества жизни инвалидов и их семей.

Оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, профессиональной подготовке, умении независимого функционирование называется во многих странах поддерживающим проживанием.

Термин «поддерживаемое проживание» может рассматриваться в нескольких аспектах:

- как процесс поддержки и сопровождения инвалидов и их семей в жизни;

-как процесс подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни;

- как процесс поддержки и сопровождения молодых инвалидов в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.

Каждый из этих аспектов поддерживаемого проживания имеет свои особенности, но все они направлены на повышение качества жизни людей с ОВЗ.

Процесс обучения в коррекционной школе является основным средством развития, социализации ребенка. После окончания школы многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья вновь оказываются дома. Они не имеют возможности продолжать обучение или трудоустроиться в силу особенностей своего психофизического развития, не способны к независимой жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Большой проблемой является гиперопека со стороны близких, которым проще и быстрее сделать все самим.

Одним из вариантов решения этих проблем могло бы стать постшкольное сопровождение молодых людей с ОВЗ. Третье подразделение специальной (коррекционной) школы №4 Василеостровского района Санкт - Петербурга с 1999 по 2008 год являлось экспериментальной площадкой по организации постшкольного сопровождения. Отделение посещали выпускники специальных (коррекционных школ), проживающие в семьях, молодые люди, проходившие обучение на дому имеющие инвалидность с умеренной степенью умственной отсталости старше 17 лет.

Цель работы– оптимальная интеграция молодых людей в социум с минимально возможной внешней поддержкой, подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию (насколько возможно) в процессе социально-бытовой и социально средовой адаптации.

Задачи работы.

Развивать способности ориентироваться в окружающем мире и его адекватное восприятие.

Научит ориентироваться в социальных отношениях и формировать умение включаться в них.

Работать над развитием умения позаботиться о себе и содействовать своему существованию.

Формировать максимально возможный для каждого молодого человека уровень самостоятельности и осуществлять предпрофессиональную подготовку.

Главный принцип работытретьего отделения: её практическая и социальная направленность, подготовка к доступным видам труда.

Условия эффективностипедагогической работы по социализации воспитанников:

- целенаправленность и системность;

  • дифференцированный и индивидуальный подход;
  • проведение работы по коррекции и развитию познавательной сферы;
  • взаимодействие всего педагогического коллектива;
  • принцип педагогического оптимизма.

На третьем отделении оказывалось медко-социальное и психолого - педагогическое сопровождение воспитанников.

Психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение осуществлял педагог-психолог

Направления работы:

  • психологическая диагностика;
  • психокоррекция;
  • консультативная работа и психологическое просвещение;
  • организационно-методическая работа.

Основные задачи работы педагога – психолога.

Псиохолого – педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей развития познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер личности воспитанника, особенности процесса социализации.

Оказание психологической помощи в развитии воспитанников средствами терапевтической и коррекционной практики.

Повышение и расширение психологической компетентности и культуры педагогического коллектива, воспитанников и родителей.

Самообразование и повышение личной профессиональной компетенции.

Формы работы:

  • групповые и индивидуальные занятия;
  • социально-психологические тренинги;
  • индивидуальное консультирование и диагностика.

Педагогическое сопровождение.

На третьем отделении проводились занятия по следующим программам:

1.Программа «Допрофессиональная подготовка молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на базе упаковочного цеха фарфоровой мастерской ООО «Кобальт»»

Подготовку к труду следует рассматривать не только как подготовку по конкретной профессии, а как целенаправленное формирование у молодого человека положительного отношения, интереса и готовности (мотивационной, целевой…) к труду как деятельности в целом.

Мастерская по изготовлению фарфоровых изделий находилась в помещении нашей школы, её директор – отец нашего воспитанника.

Разделы программы.

  • основы производственных отношений,
  • производительный труд в упаковочном цехе фарфоровой мастерской;
  • охрана и безопасность труда.

Цель работы по данной программе – социально-трудовая адаптация. Задачи работы - формирование умения работать в коллективе, выполнять правила трудового распорядка, знать свои права и обязанности как работника, знать и выполнять правила техники безопасности и формирование трудовых навыков работы в упаковочном цехе (отбраковка, зачистка, маркировка, упаковка).

2. Программа «Декоративное садоводство и комнатное цветоводство»:

Разделяя программы

  • уход и выращивание комнатных растений;
  • выращивание зелёных культур;
  • выращивание овощной и цветочной рассады;
  • работа на пришкольном участке.

Цель работы по данной программе – социально трудовая адаптация. Задачи – экологическое и эстетическое воспитание, формирование умения работать с землёй, ухаживать за растениями, работать на участке.

3.Программа «Человек и общество»:

Разделы программы:

- научить использовать имеющиеся учебные навыки в повседневной жизни;

  • коррекция и развитие познавательной сфер личности;
  • основы правового воспитания;
  • учреждения, организации, предприятия;
  • медицинская помощь;
  • основы безопасности жизнедеятельности человека.

Цель программы: коррекция и развитие познавательной сферы личности, социально-средовая ориентировка. Задачи – научить ориентироваться в окружающей жизни, уметь обратиться за той или иной помощью в различные учреждения, научить правилам безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Перенос имеющихся учебных навыков на практический материал

(деловое письмо, заполнение квитанций и т.д.)

4.Программа «Социально-бытовая адаптация молодых людей с ограниченными возможностями».

Разделы программы:

  • уборка помещений;
  • ручная и машинная стирка белья;
  • мелкий ремонт одежды;
  • мир денег;
  • осуществление покупок;
  • приготовление пищи;
  • сервировка стола;
  • режим питания и культура поведения за столом.

Цель – социально-бытовая и социально - средовая адаптация, формирование самостоятельных жизненных навыков.

Задачи – научить планировать и осуществлять покупки в различных торговых точках, составлять меню, сервировать стол, готовить простейшие блюда, мыть посуду, выполнять правила поведения за столом и знать о необходимости режима питания, формирование навыков самообслуживания в повседневной жизни.

Занятия проводились в форме маршрутов. В день воспитанники занимались на трех маршрутах.

Медицинское сопровождение.

На третьем отделении работал врач психиатр. Врач проводил консультации и занятия с воспитанниками дважды в неделю и раз в месяц проводил вечерний прием родителей для консультации.

Социальное сопровождение.

На отделении проводилась работа по программе «Поддерживаемое трудоустройство».

Понятие «трудовая деятельность» для молодых людей с ОВЗ имеет более широкое значение, чем для человека с нормальным интеллектом и включает не только производительный труд (в производстве или специально созданных условиях), но и так же непроизводительный труд, спорт, культуру, труд по самообслуживанию и домоводству.

Технология поддерживаемого трудоустройства включает в себя следующие этапы.

1.Изучение претендентов и их семей.

2.Подбор возможных рабочих мест.

3.Трудоустройство и поддержка на рабочем месте.

На начальном этапе обучения происходили овладения умениями и навыками по профессии, профессиональные пробы и профессиональная диагностика.

Профессиональные пробы предполагали пробу сил воспитанников в данном виде труда на рабочем месте в упаковочном цехе и по уборке помещений и территории на маршрутах. В процессе овладения программой обучения определяются критерии годности воспитанника к предложенным специальностям:

- профпригоден – после обучения может освоиться на рабочем месте, выполнять все требования, имеет перспективы профессионального роста;

- годен - может выполнять работу, не показывая высоких результатов;

- условно годен – может выполнять строго определенный перечень операций;

- профнепригоден к данному виду деятельности.

Профдиагностика направлена на определение склонности к данному виду труда, желания, интереса воспитанника. Она включает в себя наблюдение за воспитанником, за тем как он выполняет работу, беседы с ним и родителями и психодиагностику, которую проводит школьный психолог.

На каждого воспитанника мы вели диагностические карты сформированности самостоятельных жизненных навыков.

Воспитанники, которые успешно прошли профпробы, проявили желание работать, могли быть трудоустроены в ООО «Кобальт» по профессиям: приемщик готовой продукции, упаковщик, уборщик. Так же они могли быть трудоустроены в самой школе по профессиям уборщика и дворника. Для официального оформления на работу воспитанник, который является инвалидом, должен по рекомендации школы получить разрешение комиссии медико-социальной экспертизы на легкий труд в специально созданных условиях.

9 человек работали по трудовым книжкам уборщиками, дворниками в школе и упаковщиками и уборщиками в ООО «Кобальт». Педагоги школы осуществляли сопровождение данных воспитанников.

Вторая программа – это«Социальная гостиница»

По договору с родителями воспитанники могли прожить в социальной гостинице от одного до четырех дней в сопровождении педагога. Данная программа преследовала две цели: социальная поддержка семей в кризисных ситуациях, и формирование навыков самостоятельного проживания.

Основные направления работы:

- формирование самостоятельных жизненных навыков;

- закрепление уже имеющихся навыков в необычной среде и ситуации;

- развитие навыков общения;

- создание эмоциональной комфортности;

- воспитание самостоятельности.

Этапы работы:

- диагностика уровня самостоятельности;

- составление индивидуального плана работы;

- формирование максимально возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности.

Обретение способности заботится о себе – это один из важнейших шагов на пути интеграции, укрепления чувства собственного достоинства. Это и является цель работы по данной программе.

Школа оказывала и оказывает помощь в работе родительского клуба «ВЕЛОНТА» - это предоставление помещения для проведения занятий, обеспечение оборудованием и материалами для работы, составление плана и графика работы клуба.

Один день в неделю был экскурсионным. Ребята посещали театры, музеи, выставки. Благодаря сотрудничеству с клубом «Олимпикс», Специальным Олимпийским комитетом и помощи администрации Василеостровского района наши воспитанники посещали бассейн, играли в боулинг, занимались гимнастикой и т.д. Традиционными у нас были празднования дней рождений каждого воспитанника. В работе отделения активное участие принимали родители наших воспитанников.

Результативность.

Наши воспитанники хорошо работали в упаковочной мастерской, весь путь фарфора от печи до покупателя находился в их руках, за всё время работы не было ни одного нарекания на нашу работу со стороны мастерской.

Силами воспитанников поддерживалась чистота и порядок в помещении школы и на территории.

Одна наша воспитанница Женя Б. После двух лет работы уборщицей в школе устроилась на работу в «Макдональдс», успешно прошла испытательный срок и хорошо справляется со своими обязанностями. Работает она там и по настоящее время.

Навыки, полученные в «Зеленом цеху» также используются нашими воспитанниками, например, Олег Ж. Дважды в неделю работал в офисе, где ему было поручено ухаживать за растениями, и получал за это небольшую зарплату.

С большим удовольствием ребята оставались в социальной гостинице, некоторые на целую неделю.

Проводя анализ карт сформированности самостоятельных жизненных навыков, мы регулярно отмечали повышение уровня самостоятельности наших воспитанников.

Все направления работы школы были взаимосвязаны и дополняли друг друга. И на занятиях во время маршрутов, и на экскурсиях, и вовремя походов в магазин и т.д. у молодых людей отрабатывались навыки, позволяющие приспособиться к окружающей жизни. Вместе с нами менялось с социальное окружение. Первое время клиенты мастерской, продавцы ближайших магазинов с настороженностью относились к нашим воспитанникам, но постепенно отношение менялось в лучшую сторону. Постоянное расширение социальных связей – важнейшее условия развития молодых людей с особенностями в развитии.

К нашему большому сожалению, в настоящее время мы не имеем возможности работать по данной программе в полном объеме.

Сохраняется только работа по поддерживаемому трудоустройству: в нашей школе работают два наших выпускника, которые прошли подготовку на постшкольном отделении. Саша М. работает дворником, Таня В. – гардеробщицей. Планируем на следующий год оформить еще одного молодого человека официально.

Будем рады, если наш опыт окажется полезным для организации работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература.

1. Федеральная целевая программа « Дети – инвалиды», Министерство труда и социального развития РФ департамент проблем семьи, женщины и детей.

СПбНИИЭТИН

«Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии».

СПб 1997

2.Е.Т. Логинова « Оценка возможностей социализации детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью» Псков 2001

СПБ ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»

3.« Организация деятельности на площадках дневного пребывания подростков и молодых инвалидов (методическое пособие)» СПб 2001

4.Методическое пособие по профессиональной ориентации детей – инвалидов и молодых людей с ограниченными возможностями» ГАООРДИ СПб 2002

5. «Трудоустройство при умственной отсталости» Методические рекомендации / под редакцией д.п.н. Старобиной Е.М.- СПб издательство «Эксперт» 2006

6.Материалы научно – практической конференции « Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество» 24 апреля 2008 СПб.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы постшкольного отделения. Из опыта работы.

Наша школа почти 10 лет работала по программе постшкольного сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Отделение посещали выпускники коррекционных школ, надомного обучени...

Постшкольное сопровождение обучающихся

Выступление на пед.совете...

Постшкольное сопровождение обучающихся

Выступление на педагогическом совете...

Постшкольное сопровождение

Выступление на методическом совете...

Постшкольное сопровождение

Выступление на педагогической конференции...