Расширение образовательных возможностей MS PowerPoint в работе учителя
статья

Авдеева Елена Анатольевна

В статье описыватся некоторые технологические приёмы работы в MS PowerPoint, используемые для оптимизации образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ. Приведены примеры тренажёров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasshirenie_obrahovatelnyh_vozmozhnostey_.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Расширение образовательных возможностей MS PowerPoint  в работе учителя

Одним из способов повышения эффективности коррекционного образовательного процесса является использование современных информационных технологий. Ведь умелая и грамотная организация учебно-воспитательного процесса с использованием компьютера позволяет реализовать в комплексе многие воспитательные, образовательные, в том числе и коррекционные задачи.

При подготовке уроков,  внеклассных развивающих мероприятий возможны варианты использования ИКТ: Интернет-ресурсов, видео- и аудио- фрагментов, возможностей программы  MS PowerPoint. Всё зависит от цели и задач, которые ставит перед собой учитель. В настоящее время для оптимизации учебного процесса не достаточно использование уже готовых электронных ресурсов. Ведь не всегда они соответствуют программе, представлению учителя об оптимальном использовании данных ресурсов в ходе занятия. Зачастую они не подходят для работы с детьми с ОВЗ, так как при создании презентаций не всегда учитываются следующие моменты: психологические особенности класса, аудитории, индивидуальные возможности учащихся, выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения задач конкретного урока, цветовая гамма оформления учебного материала. Коррекционное обучение требует таких электронных инструментов, которые позволяют гибко и быстро видоизменять объем, порядок и содержание учебного материала.

 На сегодняшний день актуальным является самостоятельное  создание высококачественных мультимедийных интерактивных презентаций, тренажёров, тестов,  речевых игр с использованием технологических приёмов программы PowerPoint с целью расширения образовательных возможностей и активизации деятельности  учащихся на уроках.

При использовании программы MS PowerPoint  выделяют более двадцати технологических приёмов при создании презентаций.

В данной статье мы охарактеризуем лишь некоторые из них, выделим направления их применения в коррекционной работе учителя, определим этапы  и формы использования электронных ресурсов, созданных с помощью технологических приёмов программы MS PowerPoint  

Технологический приём «Ромашка».

Данный прием позволяет вводить и тренировать языковые явления, обладающие общим элементом структуры и вариативной частью. При этом общая часть остается статичной, а изменяемая становится динамичной.

Приём «Ромашка» можно использовать при образовании: слов при помощи приставок, множественного числа существительных, форм глагола, сложных слов; подборе однокоренных слов. Нами были разработаны  обучающие тренажёры с использованием вышеназванного технологического приёма:

- «Помогите мамонтёнку добраться домой» и  «Живой цветок».  Данные тренажеры использовались на этапе закрепления умения подбирать однокоренные слова. Учащиеся  отгадывали загадки, к словам-отгадкам подбирали и записывали однокоренные слова. Помогал им  в этом волшебный цветок, на лепестках которого были написаны части  однокоренных слов. Ученики определяли  на вращающихся лепестках подходящие  и лишние части слов.

Технологический приём «Паззл».

Обычная детская игра - мозаика или паззл обладает большим дидактическим потенциалом.  На этапе знакомства с лексической темой занятия, с образом героя, который приносит логопедические задания, при разгадывании загадок, целесообразно использовать как готовые шаблоны паззлов, широко представленные в сети Интернет, так и созданные самостоятельно. Нами разработана электронная копилка паззлов с загадками, тренажёрами, с орфографическими правилами: «Узнай героя», «Буратино и его друзья», «Винни-Пух спешит к ребятам», «Помоги Маше собрать словарные слова», «Собери правило», «Чудовищная загадка или 3 в 1», «Части речи вспоминаем, басню изучаем», «Символы Олимпиады в Сочи» и др.

Технологический приём «Подбери пару».

Суть приёма заключается в том, что вопросы и ответы оформляются на разных карточках. Ученик подбирают правильные пары вопросов и ответов. Приём можно использовать гораздо продуктивнее, если помимо прямых вопросов и ответов будут учебные задания по подбору пар: предмет – признак предмета, дата – описание события, писатель – произведение,  визуальный образ – письменный комментарий. Созданные  тренажёры «Кому что?», «Что где растёт?», «Найди автора произведения»,  тесты «Подбери орфограмму», «Парные звонкие и глухие согласные», «Подбери части пословиц», «Загадка-отгадка», «Антонимы-синонимы» могут быть использованы при закреплении правил русской орфографии, отработке лексических тем, составлении предложений, написании изложений и сочинений.

Технологический приём «Трафарет».

Всегда важно, чтобы контроль знаний был неутомительным, неоднообразным и в то же время оперативным. Многие из учителей пользуются трафаретом для проверки правильных ответов в бумажном варианте. Считаем более эффективным использование электронных тренажёров, созданных с помощью технологического приёма «Трафарет»:, «Найди глаголы», «Определи количество звуков», «Один-много» и др. Например, при использовании тренажёра «Помогите Паровозику добраться до Ромашково» учащиеся определяли части речи, осуществляли проверку с помощью «Волшебной рамочки», выделяли первые звуки из слов-ответов, составляли слова на вагончиках. В результате работы получалась фраза «Знай части речи  на «отлично!».

При раздаче мини-тестовых заданий возможно использование трафарета в качестве самопроверки учащихся.

Технологический приём «Анимированная сорбонка».

Автор данного технологического приёма Г.О. Аствацатуров рекомендует использовать его при заучивании определений, дат, иностранных слов, теорем и т. д. Анимированный вариант «Сорбонки» помогает сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным, что крайне важно в работе с детьми с ОВЗ.

Нами были созданы игры-тренажёры «Алфавит», «Весёлая азбука», «Звуковая семейка», «Вспомни правило»,  «Морфемы слов», «Части речи» и др. Например, при использовании тренажёра «Фигуры изучаем, звуки выделяем» учащимся предлагалось посчитать количество углов в геометрической фигуре и выделить такой же по счёту звук из названий картинок на новогодних игрушках-фигурах. При самопроверке игрушка-фигура начинала вращаться, и появлялся ответ.

Данные тренажёры могут  использоваться учителем  на этапе закрепления изученного материала.

Технологический приём «Экран».

Суть данного технологического приёма заключается в том, что создаётся полное ощущение одной многоуровневой диосцены, одного целостного учебного модуля. Используя приём «Экран», создаётся видимость одного общего экрана, на котором появляются вызываемые в любом порядке объекты.  Серия презентаций с использованием данного приёма на различные лексические темы: «Цветы», «Транспорт», «Профессии», «Осенние загадки», «Времена года» и др. Например, при использовании  игры-тренажёра «Зимующие птицы» учащиеся, нажав на маленькую иконку изображения, читали всплывающую загадку, слушали звуки птиц и находили отгадку.

Автором статьи представлена  лишь малая часть использования технологических приёмов программы MS PowerPoint, успешно применяемых при создании ЭОР и активно используемых  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Практика показывает, что активное использование возможностей программы  MS PowerPoint расширяет образовательные возможности, совершенствует образовательный процесс, способствуя повышению качества образования, привитию  интереса к изучению родного языка.  

Список  литературы:

1. Аствацатуров Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приёмы. – Издательство «Учитель», 2014

2. Информационные технологии во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся: Методическое пособие/Сост. Л.М.Андрианова. - ГОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ», 2008

3. Комаровский А.Н. Расширение образовательных возможностей MS PowerPoint . -  Журнал «Информатика», №4, 2011, стр.8-21

4. Комаровский А.Н. Разработка шаблона для подготовки тестов в MS PowerPoint . – Журнал «Информатика», №20, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования

В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...

«Современное образование: новые возможности улучшения эффективности работы учителей английского языка»

В 2015 году учителям английского языка Республики Татарстан посчастливилось посетить один из самых известных в мире городов, столицу Великобритании - Лондон совершенно бесплатно, благодаря гранту "Алг...

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Цифровизация образования дает боль­шие возможности для повышения качества различных форм обучения. Очную форму обучения можно улучшить за счет исполь­зования различных ИКТ при обучении, для за...

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Сегодня трудно представить урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интел­лектуального,...