Игры для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
картотека

Игры для слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа-интернат № 1

для обучения и реабилитации слепых

 Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ 

(мастер-класс)

Провела воспитатель  Фирсова Ю.В.

2022 г.

  • «Волшебная коробочка»

Цель: развитие узнавание, запоминания, осязания.

Оборудование: картонная коробочка наполненная крупой. Геометрические фигуры.

Ход игры: по инструкции взрослого ребенок опускает руку в коробочку. Достает предмет и называет его.

  • «Найди фигуру»

Цель: развитие осязания, памяти.

Оборудование: карточки с рельефно графическим изображением фигур.

Ход игры: по словесной инструкции ребенок должен найти одинаковые фигуры.

  • Игра «Найди пару»

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания.

Оборудование: парные пластины 30x60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).

Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.

  • Упражнение «Пирожки»

Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация действий большого и указательного пальца.

Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.

Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».

  • Игра «Закроем окошечки»

Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.

Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник - крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.

Ход игры: в домике - окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.

  • Игра «Кузовок»

Цель: Развитие слухового внимания

Оборудование: корзина или коробка

Ход игры: Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”. Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:

- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:

- Я положу в кузовок грибок.

- А я – платок!

- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).

Если кто-то ошибся, все говорят:

- Не клади в кузовок пенек. Он оканчивается на “-ёк”! Давай фант!

По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.

  • Игра “Угадай, где монетка”.

Цель: развитие слухового восприятия, обучение детей умению определять направление звука.

Оборудование: монетка.

Ход игры. Ребята садятся в кружок вокруг стола. Педагог говорит: “Я – водящий, буду стоять рядом со столом. Сначала я дам кому-нибудь монетку, а вы, держа руки под столом, должны незаметно передавать её друг другу. Через какое-то время я подам сигнал “Стоп”. Вы должны будете немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. Кладёт руки и тот ребёнок, у кого окажется в этот момент монета. Я по звуку монетки постараюсь угадать, у кого находится монета, покажу на руку и скажу: “ Монета здесь”. Если я угадаю, то этот ребёнок становится водящим, если нет, водящим остаюсь я.

  • Игра «Чем играем?

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.
В игре участвуют от 4 до 15 человек.
Оборудование: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.
Ход игры . Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.
Методические указания
Водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть глаза.
Звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы.
Начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам, а заканчивать более сложными по силе и характеру.
С незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.

  • Игра «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Оборудование: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Ход игры. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.
«Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».
В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

  • Игра «Птички»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Игра проводится во дворе, в спортзале или в большой комнате. Количество игроков – 6-3. Все играющие, изображая птиц, вьют себе гнезда и садятся в них (каждый находит себе место на площадке и запоминает его).

Ход игры. По сигналу учителя все птицы вылетают из своих гнезд и, размахивая руками (подражая движению крыльев), свободно летают по всей площадке. Внезапно учитель кричит: “Коршун!” Все птицы стараются скорее прилететь в свои гнезда. Игрок, занявший последним свое гнездо, считается пойманным коршуном и получает очко проигрыша. После 5-6 вылетов игроки, не получившие ни одного очка, считаются выигравшими.

Правила и методические указания.

1. Вылетать из гнезда и прилетать в него можно только по сигналу учителя.

2. Каждый возвращается только в свое гнездо.

3. Пойманный коршуном не выходит из игры, а продолжает участвовать в ней.

4. Через каждые два вылета все должны находить себе новые гнезда.

5. Игру хорошо проводить с музыкальным сопровождением: при полете птиц звучит легкая ритмическая музыка, а при появлении коршуна – аккорды.

6. Педагог должен следить, чтобы играющие бегали легко на носках (изображая полет птиц) и не топтались у своего гнезда.

  • Игра « Прятки»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Игра проводится в небольшом дворе или большой комнате. Количество игроков – 6-30. С помощью считалок выбирают двух-трех водящих (если играющих более 15, их может быть четыре-пять). Водящие выходят из комнаты или становятся в одном из углов площадки.

Ход игры. Как только водящие заняли свои места, все остальные игроки тихо прячутся. Когда все спрятались, по сигналу учителя они хлопают три раза в ладоши, а водящие, ориентируясь по хлопкам, начинают искать спрятавшихся. Задача водящих в течение 2-3 мин найти как можно больше игроков. Затем снова все прячутся, и искать идет другая группа водящих и т.д. Игра не имеет определенного конца.

Игру можно проводить и командами: каждая группа водящих составляет команду. В этом случае игра кончается, когда все команды были водящими, и выигрывает та из них, которая нашла больше спрятавшихся игроков.

Правила и методические указания.

1. Игра проходит в полной тишине.

2. По сигналу педагога, и только по сигналу, каждый спрятавшийся игрок должен немедленно хлопнуть в ладоши три раза. Не хлопнувший в ладоши игрок считается найденным.

3. Игроки, которых нашли водящие, соблюдая тишину, садятся на место, заранее отведенное для них учителем.

4. Переходить с места на место спрятавшиеся игроки не имеют права.

5. Водящий, найдя игрока, должен узнать его (назвать по имени); если водящий ошибся, игрок снова прячется в новом месте.

6. Учитель должен требовать полной тишины.

7. Во время игры учитель регулярно (можно чаще, если водящий медлительный или плохо ориентируется) дает сигналы, по которым все спрятавшиеся игроки должны хлопать три раза в ладоши.

8. Категорически запрещается влезать на что-либо высокое, особенно на снаряды, за которые надо держаться и одновременно хлопать в ладоши.

  • Игра « Море волнуется»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию.

Оборудование: Игра проводится во дворе, на площадке или в большой комнате.

Количество игроков – 5-20. Инвентарь для игры – гимнастический мат, матрац или коврик. Все играющие размещаются в лодке (на мате или коврике, положенном на землю около одной из сторон площадки).

Ход игры. Воспитатель ходит по площадке и, назвав по имени кого-нибудь из игроков, говорит: “Море волнуется”. Вызванный находит учителя и берет его за руку. Затем вызывается следующий игрок и т.д.; образуется вереница игроков, которые, держась за руки, двигаются за учителем.

Учитель водит за собой играющих шагом, бегом, поскоками по всей площадке в разных направлениях, заворачивая цепочку улиткой, змейкой и т.д. Неожиданно он говорит: “Море спокойно”. Играющие стараются скорее занять места в лодке (найти мат или коврик, стать или сесть на него, смотря по условию). Игрок, последним занявший место, проигрывает. Затем игра возобновляется. Определенного конца она не имеет.

 Правила и методические указания

1. При следовании за учителем игроки делают то, что делает или говорит он.

2. Занимать места в лодке можно только после слов “Море спокойно”.

3. Проигравший продолжает участвовать в игре.

4. Вместо мата или коврика могут быть использованы стулья, поставленные в ряд, или скамейка, но они должны быть покрыты чем-нибудь мягким, чтобы бегущие к ним игроки не ударились об их острые края.

5. Мат или коврик необходимо класть (если игра в помещении) на расстоянии 1-1,5 м от стены, чтобы бегущие не могли удариться об нее.

6. Роль водящего, которую вначале исполняет педагог, в дальнейшем может быть поручена одному из игроков.

7. Местонахождение лодки в течение игры должно меняться 2-3 раза.

8. Игру можно усложнить, увеличив количество лодок (матов или ковриков, положенных в разных концах площадки). При этом учитель предварительно показывает (знакомит) всем играющим, где расположена каждая лодка в отдельности, и обозначает ее цифрой “1”, “2”, “3”, “4” и т.д., при словах “Море спокойно” учитель добавляет “Лодка один” или “Лодка три”, указывая тем самым, в какую лодку должны сесть играющие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Игры и задания для развития мелкой моторики у детей.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной....

Тематические игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей средней группы с общим недоразвитием речи.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки особенностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творчес...

Игры и игрушки для развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет

Игры и игрушки для развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики».

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.Пальчиковые игры могут стать прекрасным ср...