Методика преподавания географии учащимся с ОВЗ
презентация к уроку

Жадовская Диана Сергеевна

В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с учетом специфики преподавания географии и специфики восприятия детьми окружающего мира. Проанализированы методические приемы использования наглядности для детей с ОВЗ на уроках географии, а также описан опыт работы с дидактическим материалом.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья это сложный, многогранный процесс. В связи с трудностями восприятия учебной информации и формирования правильных представлений о географических объектах и явлениях возникает необходимость индивидуализировать учебный процесс, а вместе с этим активизировать познавательную деятельность обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_k_vystupleniyu.pdf446.04 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика преподавания географии учащимся с ОВЗ

В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с учетом специфики преподавания географии и специфики восприятия детьми окружающего мира. Проанализированы методические приемы использования наглядности для детей с ОВЗ на уроках географии, а также описан опыт работы с дидактическим материалом.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья это сложный, многогранный процесс. В связи с трудностями восприятия учебной информации и формирования правильных представлений о географических объектах и явлениях возникает необходимость индивидуализировать учебный процесс, а вместе с этим активизировать познавательную деятельность обучающихся.  

Перед педагогом, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, непременно возникает ряд проблем. А именно:  

-    как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;  

- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной деятельности.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- использование адаптированных образовательных программ         и учебных пособий;

- составление рабочих программ и конспектов уроков с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их всестороннему развитию;

-  применение индивидуального подхода с учетом эмоционально-волевой сферы, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода;

- чередование умственной и практической деятельности, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности;

-   применение смены деятельности во время занятий (физкультминутки и др.);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность и познавательный интерес обучающихся к учебному предмету «География»;

- осуществление постоянного контроля за выполнением домашнего задания (требуемый объем, соответствие заданному материалу);

- единство и постоянство требований к обучающимся с ОВЗ.

При проведении уроков географии мною применялись активные методы обучения, игровые и информационно-коммуникативные технологии.  

В процессе обучения использовались мультимедийные презентации, учебные и документальные фильмы, а также разнообразный дидактический материал:

- таблицы, карточки, иллюстрации по темам программы;

- тематические карты и атласы;

- гербарии;

- коллекции полезных ископаемых;

- различные макеты;

Учебник и рабочая тетрадь явились основными средствами обучения и активно использовались на каждом уроке. Обучающиеся в течение урока работали с материалами учебника, красочного приложения к учебнику, после изучения темы им предлагалось проверить свои знания по вопросам после параграфов или заданиями в рабочей тетради.

Домашние задания, предусматривали принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Они также были направлены на формирование познавательного интереса.

Комплекс проведенных уроков по формированию познавательного интереса к географии включал:

- использование большого количества игровых методов и форм. Например, игры-упражнения занимают минут 10 и направлены на совершенствование познавательных способностей детей, а также являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления материала урока:

 1. Упражнение «Штриховка»

Задание: заштриховать разными способами материки на контурной карте.

Данное упражнение направлено на развитие и коррекцию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов.

2. Упражнение «Узнай по контуру»

Задание: ребятам предлагается узнать материки по их контуру, можно усложнить задание, перевернув изображения материков.

Упражнение способствует развитию зрительного восприятия, памяти и внимания.

3. «Цветная аппликация» (для индивидуальной работы)

Ребенку дают 6 цветных изображений материков, которые он должен разложить на карте мира.

Упражнение развивает глазомер и умение ориентироваться в пространстве.

4. Упражнение «Алфавит»

Задание: Перечисли термины в алфавитном порядке. Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.

(Термины: Солнце, Земля, Индийский океан, Евразия, Африка, Южная Америка)

5. Упражнение «Четвертый лишний»

Вариант 1                       Вариант 2                        Вариант 3

Айсберг                          Пустыня                             Нил

          Пингвин                         Кактус                                Амазонка

          Жираф                            Змея                                    Волга

          Снег                                Река                                    Сахара

     Из предложенного перечня ребенок должен выбрать лишний объект. Почему он   является лищним?

Данное упражнение способствует развитию логических операций (анализ, обобщение, систематизация).

6. «Кроссворд» Любые кроссворды полезны для обогащения словарного запаса.

Данные упражнения подходят  для дошкольников, учащихся начальных классов, а кроссворды можно использовать для учащихся разных возрастных групп.

Подобные задания воспринимаются обучающимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение за образовательным процессом доказывает, что игровые задания, обучающиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.

В своей работе я использую следующие задания:

- задания, которые требуют выполнения схематического рисунка. Это значительно облегчает работу обучающимся, которым трудно словесно выразить свою мысль или свой ответ;

- создаю ситуацию успеха на уроках. Предлагаю обучающимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности и реализующие право ребенку исправить ошибку, незаметно для окружающих. Например, при работе с кроссвордом или тестом обучающийся сначала использовал карандаш, при обнаружении ошибки легко мог стереть надпись;

- использую дидактический материал, интерактивные карты, тренинги и тесты;

- даю задания на усиление практической направленности учебного материала, с опорой на жизненный опыт обучающихся.

- использую задания с опорой на образец. Например, задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объекта, «пользуясь политической картой, отметь на контурной карте столицу и крупные города Австралии»;

- задания на развитие мелкой моторики обучающихся. Например, работа с пластилиновыми моделями «Выполните макет горного хребта из пластилина. Обозначьте табличками его части», «Выполните макет вулкана из пластилина». Такая работа воспитывает усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие, повышает интерес обучающихся к географии.  

 Воспитывая и обучая детей с ОВЗ, учитель должен не только дать знания, но и развивать умение мыслить самостоятельно.

Во внеурочное время для индивидуальной работы с учащимися с целью развития кругозора, цветового восприятия, логического мышления и мелкой моторики можно воспользоваться следующими настольными играми:

- Мемо «Весь мир». На каждой карточке в наборе изображены известные архитектурные достопримечательности со всего света. В комплекте идет буклет с описанием всех мест, изображенных на карточках.

- Пазл «Карта мира» представляет собой игру-головоломку, ребенок должен составить картинку из большого числа фрагментов.

- «Волшебная география» – игровое пособие, которое можно использовать для изучения географии и мест обитания представителей фауны со всего света. Игровое пособие содержит большое количество наклеек, которые можно приклеивать и отклеивать много раз без следов. Можно предложить ребенку пофантазировать и поселить  всех животных так, как ему захочется. Затем можно рассматривать каждую наклейку по отдельности и объяснять, какая часть Земли и климат больше подходят для этого животного и почему.  

- Семейная игра «Вокруг света за 80 дней».

Образовательный процесс помогает оживить визуализация. Изображения привлекают внимание учащихся, вызывают эмоции, помогают запомнить материал.

Опорный конспект – «… в этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и прочее), но рядом с ними присутствуют символы, знаки. Графы, рисунки – смысловые опоры» (В. Ф. Шаталов).

Инфографика – это старые добрые опорные конспекты, следовательно, проверенные временем методы могут хорошо работать и в современных условиях. Инфографика – это не только то, что сделано на компьютере, а упорядоченная информация и ее графическое представление. Рисовать можно как от руки на листе  или доске, так и на компьютере.

Опорные сигналы и инфографика имеют в основе структурирование материала, его графическое представление, включение эмоций и ассоциаций в процесс обучения, поэтому опыт работы с опорными сигналами адаптирую к современным условиям и работе с инфографикой.

Использование инфографики возможно на различных этапах урока:

- на этапе актуализации опорных знаний (ответ учащегося у доски с использованием опорного конспекта);

- на этапе изучения новой темы. Сложный вопрос разбивается на пункты, каждый из которых детально прорабатывается. Учитель концентрирует внимание на главном и показывает связь частей. Это позволяет учащимся видеть материал в целостности и не упустить значимые детали;

- на этапе закрепления материала. Для этого ученикам необходимо выбрать из данного текста ключевые моменты и придумать к ним условные обозначения;

- при выполнении домашнего задания, когда материал объемный и ребенку трудно его пересказать. Учащиеся с помощью взрослого или самостоятельно составляют план параграфа, придумывают условные обозначения к каждому пункту плана (если ученик не склонен к рисованию, можно воспользоваться различными сайтами для работы с графикой).

Красочные, многообразные и необычные опорные сигналы притягивают ребят, создают на уроке игровую обстановку, побуждают к активному познанию. Зрительные образы, сопровождающие речь и конспектирование (записи и зарисовки), подключают множество анализаторов у учащихся. Информация не только притягивает, но и лучше запоминается.

Особенность данного метода заключается в том, что ученик «уносит с собой школьную доску», он может сфотографировать на смартфон созданный на интерактивной доске опорный конспект, а учитель при необходимости отправляет данный конспект родителям для подготовки или проверке домашнего задания.

После ознакомления с любой наглядностью педагог задает вопросы, которые делают процесс усвоения учебного материала эффективным, и подводит детей к самостоятельным выводам.

Результатом применения образовательных приемов и дидактических средств являются следующие составляющие:

  1. Увеличение познавательного интереса и мотивации у обучающихся с ОВЗ к предмету география;
  2. Развитие памяти, внимания, кругозора, монологической и диалогической речи учащихся;

В.Ф. Шаталов говорил: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться…»

Список литературы:

  1. Агеева И.Д.  Веселая география на уроках и праздниках: методическое пособие./ И.Д. Агеева – М.: ТЦ Сфера, 2004
  2. Акимова О.И. Инклюзивное образование как совренменная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов научно-практической конференции. 201, / О.И. Акимова. Москва – М.: МГППУ, 2012
  3. Виноградов С. Система Шаталова // «Наука и жизнь»
  4. Гиль А.С. Современные наглядные средства в учебном процессе [Электронный ресурс]
  5. Гурьянов П.С. Методика сверхэффективного и быстрого обучения, используя опорные сигналы по Шаталову В.Ф. (rauf-safa.livejournal.com)
  6. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы по географии / сост. Жижина Е.А.  –   М.: ВАКО. 2017
  7. Кугут И.А. Моников С.Н. Дидактические и развивающие с применением информационных технологий 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением авт. Сост. И. А. Кугут. – М.: Планета, 2011.
  8. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ»/ Югорск, 2014

9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко // Энциклопедия образовательных технологий. –  В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. – 556 с.

10. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: издательский центр Владос, 2011.

11. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя [Текст] / Е.А. Стребелева. –  М.: Владос, 2007. –  256 с.

12. Тихомиров, Л.Ф. Методика диагностики познавательной мотивации обучающихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchik.htm.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И.В. Шаповаленко. –  М.: Гардарики, 2005. –  349 с.

13. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается, 1989.

14. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса д/о и 5 курса в/о факультета философии и психологии (отделения психологии) / В.А. Штроо. –  Воронеж, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.

Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...

Технологии и методики в преподавании географии

В статье изложены теоретический и практический материал по применению новых технологий и методик.В основу статьи положена технология образовательного путешествия, позволяющая организовать самостоятель...

Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...

Лекция «Дидактика и методика преподавания географии»

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огр...

Методика преподавания географии в коррекционной школе

Анализ опыта работы обучающихся с ОВЗ....

«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»

Использование совремменых образовательных технологий и методике преподавания георафии в школе...

Совершенствование методики преподавания географии в рамках внедрения ФГОС

Совершенствование методики преподавания географиив рамках внедрения ФГОС...