Игровые технологии в развитии речи дошкольников. Вязаная артикуляционная гимнастика.
материал

Панкова Елена Владимировна

    Лучше всего показ правильного артикуляционного уклада осуществлять в игровой форме с использованием наглядных дидактических пособий.

В данной статье рассказывается о вязаных игрушках,для выполнения артикуляционной гимнастики, как средстве развития артикуляционного аппарата. О творческом подходе к выполнению артикуляционной гимнастики.

   В работе представлено одно из авторских пособий "Вязаная артикуляционная гимнастика". Эти тактильные  вязаные игрушки приятны для пальцев, а также служат средством развития и коррекции речевых недостатков.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyazanaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Вязаная артикуляционная гимнастика.

    Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно-важнейшие цели, которые стоят перед логопедами и дефектологами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, ка память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

    Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения губ, языка становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится удерживать артикуляционную позу.

    Передо мной, как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создание такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы, успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребенка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

    Всем известно, для того чтобы у ребёнка дошкольного возраста сформировался правильный артикуляционный уклад, ему необходимо наглядно доходчиво, посредством образов, объяснить положение органов артикуляционного аппарата при произнесении того или иного звука. А затем представленный образ закрепить при регулярном выполнении артикуляционных упражнений.

    Лучше всего показ правильного артикуляционного уклада осуществлять в игровой форме с использованием наглядных дидактических пособий.

    Главное, подходить к выполнению  артикуляционных упражнений творчески.

    Хочу представить одно из сделанных мною пособий «Вязаная артикуляционная гимнастика». Вязаные игрушки очень тактильные и приятные для пальчиков, чувствуется каждая петелька, а мелкая моторика тоже очень важна. Использую следующие варианты игр с вязаными игрушками:

  • С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например:

    Жила  была Маша (игрушка Маша). Была она очень веселой и любила играть. Однажды Маша познакомилась с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Машу играть со своими друзьями. Что это за игры? Выполняются артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Чистим зубки”. Дети выбирают нужные игрушки и выполняют гимнастику.

    Рассказываю  сказку, а дети выполняют движения по тексту и по показу. Широко использую тексты «Адаптированных сказок», стихи и загадки,  показ вязаных игрушек. Или, для обыгрывания  артикуляционных упражнений «Качели»«Вкусноеваренье»«Иголочка»«Лопаточка» применяю вязаное  наглядное пособие «Солнышко».

     Предлагаю детям немного поиграть: Посмотрите, сегодня к нам в гости пришло Солнышко. Солнышко просыпается зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

  • Использую  различные предметы для выполнения упражнений.

  Например, в ведро насыпается фасоль, туда же кладу вязаные игрушки (соответствующие артикуляционным упражнениям, ребенок достает игрушку и выполняет упражнение).

  • «Волшебный мешочек», где ребята с удовольствием отыскивают, угадывают и достают вязаную игрушку из мешочка и расставляют их на картинки-символы, выполняя при этом упражнение.

  • В копилке любого логопеда имеются сказки о «Веселом Язычке», которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также дети могут придумывать свои при помощи вязаных игрушек, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату.

  • «Попади в цель». Прячу вязаные игрушки в пластиковые стаканчики и расставляю их в ряд. Ребенок целится в стаканчик мячом, попадает в него, достает игрушку и выполняет артикуляционное упражнение, которое обозначает игрушка.

    Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье приведены  приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста ....

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

"Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"

quot;Использование игровых  технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"...