использование новых приемов в логопедической работе над развитием лексической стороны речи
статья

использование новых приемов ра работе над развитием лексической стороны речи на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_novyh_priemov_v_logorabote.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование новых приемов в логопедической работе  для обогощения лексической стороны речи детей.

Учитель-логопед Яловая Е.А.

МАОУ «Планирование карьеры»г.Томск

Существует прямая зависимость между  уровнем речевого развития ребенка и его возможностями обучения в школе. Развитие речи ребенка поисходит на каждом этапе его жизни, в каждый период его деятельности.

Для успешного овладения грамотой у дошкольнока должны быть сформированны необходимые предпосылки: - слышать и различать звуки речи, определять заданный звук в слове, находить его место в ряду других звуков, сформированность произносительной стороны. Ребенок должен ориентроваться в лексическом материале: понимать значение слов, их классифицировать, различать слова близкие по звучанию, противоположного значения, слова-синонимы. Уметь подбирать слова, характиризующие признаки предмета и его действия, узнавать предмет по  его свойствам. К школе дети уже согласовывают в роде, числе часто используемые существительные, прилагательные, глаголы.  

        Практика показывает, что уровень сформированности языкового компонента  к поступлению в школу у детей недостаточно сформирован. Дети, даже не имеющие задержки речевого развития, медленнее припоминают слова, словарный запас низкий, с трудом подбирают синонимы, слова обобщающего значения. Построение предложения так же вызывает затруднение.

         В поисках новых приемов для развития речи на логопедических занятиях познакомилась с такой формой работы, как создание синквейна.

 «Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу»

         Конечно, написание стихотворения с детками на логопедическом занятие займет много времени и труда, но идея нам понравилась.

Переработав некоторые пункты этого метода, с легкой руки ребят, мы его назвали «Пятерочка»

Тема нашей игры, как правило, определяется в зависимости от лексической темы занятия и обычно является организующим моментом.

Как и в синквейны, используем число «Пять» - пять заданий.

Первое задание – определи СЛОВО-тему.

         Словом будет обязательно имя существительное. Обычно его предъявление происходит загадкой, шарадой, ребусом, любым заданием на развитие звукового анализа.

Второй задание – подобрать 5 признаков этого предмета. Признаки разные: они должны характеризовать размер, цвет, форму, ощущения и далее предмета. Важно набрать разных признаков.

Третье задание – подбор пяти действий данного предмета.

Четвертое – постой предложение из 5 - 6 слов, используя совместно набранные слова. Главное СЛОВО может быть любым членом предложения.

Пятое – твое ощущение, которое у тебя вызывает это СЛОВО.

Составленное предложение может быть записано, но обычно детки первого и второго классов работают устно.

 

В качестве примера:

Слово: ОСЕНЬ.

В конце сентября выпал первый снег. Дети определяли признаки Осени.

1 задание: собери слово из первых звуков слов – Октябрь, Сентябрь, Ели, Ноябрь

2 задание: ОСЕНЬ какая? - ранняя, дождливая, разноцветная, сырая, золотая, серая, теплая,  школьная, городская и другие признаки – только 5 слов

3 задание: ОСЕНЬ что делает? - моросит, падает, обрывает, раскрашивает, собирает, укрывает, баюкает – только 5 слов

4 задание: Первый снег укрывает золотую осень. Осенью у ребят началась школьная пора. Ранней осенью снег быстро растает.

5 задание: разноцветье, листопад, прощай лето, школа

         Дети разного возраста по-разному включаются в эту игру. Важно помочь им в подборе слов.  Использование мнемотаблиц для подбора признаков предмета или иллюстрации, где видны действия, всегда помогут ребенку в поиске подходящих слов. Применяем и визуализацию построения предложения: ребенок видит свои 5 плашек-слов и старается построить предложение так, чтобы «мостик» для слов не закончился.

        Определить эмоциональное значение этого слова побуждает ребенка вспомнить это явление или предмет, свои ощущения, обобщить и выделить главное.

         Этот прием не только расширяет активный словарный запас, но и развивает  мышление, воображение,  способность к анализу, развивает способность припоминания, способность выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

Развитие лексической стороны речи детей в игре

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и п...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи

Конспект  логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста

Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...