Роль театра в развитии речи
план-конспект

Савичева Татьяна Владимировна

Театральная деятельность - один из эффективных способов развития речи.Методы и формы работы помогают в формировании личности ребенка.Разыгрывание сказок помогают использовать выразительные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatra_v_rechi_detey.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимым условием развития детского творчества является обогащение ребёнка впечатлениями, знакомство его с различными видами искусства. В моей работе с детьми акцент делается на театральное искусство в широком его аспекте или театрализации – в частности. Это драматизации, постановка спектаклей, сказок.  Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Но различные виды театральной деятельности требуют к себе особого внимания и длительной, поэтапной, планомерной подготовки. Для того, чтобы дети овладели какими-либо приёмами, необходимо провести предварительную работу.

1.Чтение любимых книг. На занятии привлекаю детей старших групп. Приглашаем на занятия детей других групп.

2.Провожу ролевые игры. «В Больнице» «Парикмахерская» (кружок «Все профессии хороши, выбирай на вкус»)

3.Экскурсии.Библиотека «Аленький цветочек». Исполнение песни на музыкальных инструментах.

Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные  вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.

При обучении детей средствам речевой выразительности, я  использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Разыгрывание сказки «Репка»

Театр - самый доступный вид искусства для детей. В ходе театральной игры формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности, проявляются первые творческие находки.

Библиотека «Аленький цветочек»

 Просмотрели «Сказку о глупом мышонке». Потом её инсценировали

Цель коррекционной работы  с детьми  – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Разыгрывать на занятиях  мини-спектакли мне помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, куклы би-ба-бо, мягкие игрушки.

Учим стихи. Выступление на праздниках. Новый год. Масленица .23 февраля

Готовим костюмы на выступление. Занятие кружка о профессии.

Библиотека «Аленький цветочек». Делаем тряпичную куклу.

Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую в образовательной деятельности, на развлечениях, праздниках. Дети с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

День рождение

В спальни мини – спектакли со своими любимыми игрушками

 Театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

Библиотека «Аленький цветочек». Игра «Золотая рыбка»

К театрализации я привлекаю педагогов, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей (пошив костюмов, изготовление атрибутов) к подготовке спектаклей, тем самым, стараюсь сблизить семью с жизнью детей в интернате. Совместные мероприятия взрослых, старших и детей создают доброжелательную атмосферу и интерес к театральному виду деятельности.

Артисты должны уметь петь и танцевать.

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.  Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.

Открытое занятие «Путешествие в страну Добра».

Сценка стихотворения «Петрусь».

Лиса встречает детей в «Долине Пожеланий»

Вывод: Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Образовательные услуги детского сада. Выполнение социального заказа родителей. Роль семьи в развитии речи детей....

Роль семьи в развитии речи ребенка

Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем...

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.Слово есть воссоздание внутри себя мира».К.С. АксаковНавык правильной речи, как и все навыки, приобретается в семье. То, что делает семья ...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

Роль театра в развитии личности ребенка

В данной статье излагаются основные моменты позитивного влияния участия ребенка в театральной деятельности, как на иностранном, так и на родном языках....

Роль театра в развитии ребенка.

Роль театра в развитии ребенка....