РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
материал на тему

Образовательные услуги детского сада. Выполнение социального заказа родителей. Роль семьи в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razvitii_rechi_rebyonka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные услуги детского сада. Выполнение социального заказа родителей. Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем возрасте. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.  Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка  имеет речь взрослого, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопясь, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят  за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо / «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д./

Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучать ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда  он легче воспринимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку семья /общее развитие, интеллект, развитие речи/.

Родители должны знать основные закономерности развития детской речи, её особенности в каждом возрастном периоде.

Произношение у детей младшего дошкольного возраста / от 2 до 4 лет / характеризуется некоторой смягчённостью. Многие дети не произносят шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» вместо «шуба», «сяпка» вместо «шапка». Трёхлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими звуками более простыми по артикуляции. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К-Т, Г-Д, а также оглушение звонких звуков.

В среднем дошкольном возрасте / 4 – 4,5 года / в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих детей. У большинства детей уже появляются шипящие звуки, сначала они звучат не чисто, но постепенно малыши овладевают ими, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно. Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук Р, но ещё недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р достаточно редко, чаще всего он заменяется другими звуками.

Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

Большинство детей старшего дошкольного возраста / от 6 до 7 лет /  говорят правильно, но всё же некоторые ребята говорят неправильно: примерно 12 – 20%. Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а также Ф и Л, причём здесь уже нет неустойчивости, характерной для среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становится привычными.

Встречаются и более серьёзные отклонения: заикание, сложная дислалия, дизартрия. И всё же у многих детей 6 – 7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых.

Для детей данной категории, имеющих отклонения в речевом развитии в условиях детского сада создаются специальные речевые группы, логопункты на базе логопедических кабинетов.

Режим работы логопедических групп несколько отличается от работы массовых групп. Наряду с общеобразовательной программой обучения и воспитания в учебной работе используется программа под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.Н. Чиркиной «Воспитание и образование детей с ОНР в условиях детского сада».

Данной учебной программой предусмотрена более углублённая работа по развитию всех языковых систем: лексики, грамматики, фонетики, слоговой структуры слова, развитие связной речи.

Комплектование логопедических групп идёт в течении всего года, количественный состав детей и наполняемость групп составляет 10 – 12 человек с диагнозом ОНР. Такое количество детей обусловлено необходимостью ежедневной индивидуальной работы с детьми учителем – логопедом.

Для детей не посещающих коррегирующие группы на базе логопедического кабинета создаются консультационные пункты для родителей, куда родители могут обратиться по всем интересующим их вопросам, связанных с развитием речи ребёнка.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии речи ребенка

Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем...

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.Слово есть воссоздание внутри себя мира».К.С. АксаковНавык правильной речи, как и все навыки, приобретается в семье. То, что делает семья ...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль семиь в развитии речи ребенка"...

Буклет. Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Информация для родителей о том, как развивать речь детей....

Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка "

Вовремя заметить трудности, разобраться в причине речевых нарушений - первоначальная задача молодого родителя "...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...