Обучение грамоте детей 6-7 лет с нарушением интеллекта
статья

В статье раскрыта методика работы и особенности обучения чтению детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yusupovoy_e.h._detskiy_sad_no_105.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Эльмира   Хашимовна  Юсупова

учитель – логопед МДОУ «Д/с № 105 компенсирующего вида»

Подготовка детей 6 – 7 лет с нарушением интеллекта

 к обучению элементам грамоты в ДОУ компенсирующего вида.

Логопедическая работа в ДОУ компенсирующего вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых дошкольников являются очень распространёнными и носят стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие особого ребёнка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение речевых нарушений речи умственно отсталых детей способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, дальнейшей социальной адаптации детей. Вместе с тем в настоящее время лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы отражает формы работы с умственно отсталыми детьми. Особую трудность логопеды испытывают при обучении грамоте умственно отсталых дошкольников. Идущие в настоящее время обновление содержания дошкольного образования и обнадёживающие результаты многолетнего опыта работы подвели к необходимости внести изменения в существующую программу. Обобщением практического опыта явилось пособие для обучения чтению дошкольников с нарушением интеллекта «Логопедический букварь».

Предметом изучения данного пособия являются звуки и буквы русского алфавита по группам – гласные, согласные твёрдые и согласные мягкие.

На сегодняшний день основным способом обучения чтению является звуковой аналитико – синтетический. На его основе существует множество методик по проведению работы с дошкольниками.

        Процесс подготовки к школе детей с нарушением интеллекта, страдающих нарушением речи различной степени сложности, носит специфический характер, включающий в себя коррекционные задачи, затрагивающие фонетико – фонематическую и  лексико – грамматическую сторону речи. Поэтому учителя – логопеды, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, сталкиваются с рядом проблем.

        1. Формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале легко произносимых ребёнком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквой следует начинать  по мере введения в речь ребёнком соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Поэтому первая проблема состоит в том, что невозможно использовать большинство методик с обычной последовательностью изучения звуков и букв. Выбор последовательности изучения звуков и букв практически не играет большой роли в обучении чтению ребёнка, имеющее нормальное развитие, но является принципиальным моментом в вопросе обучения чтению ребёнка с нарушением интеллекта и страдающим дефектами речи, так как нельзя изучить букву, обозначающую еще отсутствующий звук.

В основу методики легли: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием», разработанной Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, в которой была предложена приемлемая последовательность звуков по 3 – м основным периодам обучения; «Программа коррекционно – развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Исходя из этого, последовательность изучения звуков и букв отражает особенности формирования звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта и состоит в следующем: гласные звуки и буквы, губно – губные звуки и буквы, губно – зубные звуки и буквы, заднеязычные звуки и буквы, свистящие звуки и буквы, шипящие звуки и буквы  и  соноры.

2. Вторая проблема обусловлена подбором речевого материала для чтения, который должен состоять из набора только известных ребенку звуков и букв (пройденных и скорригированных).

Таким образом, мы рекомендуем изучение звуков и букв  в  следующей последовательности: У, А, И, О, Ы, М, Н, К, П, Т, Г, Б, Д, Э, С, В, Ш, Р. Весь алфавит в дошкольном возрасте дети выучить не в состоянии, так как у большинства детей наблюдается органическое поражение головного мозга.

Параллельно ведётся работа в «Рабочей тетради по подготовке к обучению элементам грамоты детей 6 – 7 лет с нарушением интеллекта», которая является авторским приложением к «Логопедическому букварю».

        В рабочей тетради представлен материал по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых, как и в логопедическом букваре начинается с наиболее лёгких в акустическо – артикуляционном плане. Логопед знакомит ребёнка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль над движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребёнок запоминает характеристики разных звуков: гласный – согласный, согласный – твёрдый и мягкий (в ввиду того, что у большинства детей имеются дефекты озвончения и оглушения понятия  «глухой», «звонкий» не даются); учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико – артикуляционно далёких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребёнок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которые на письме обозначаются эти звуки, например,  темы: «Звуки [М], [Мь]. Буквы М, м». Ребёнок  знакомится с согласным твёрдым звуком [М], согласным мягким звуком [Мь], учится дифференцировать звуки [М] – [Мь] на слух и в произношении, запоминает и печатает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [Мь].

Основной задачей при подготовке к обучению элементам грамоты умственно – отсталых дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способности к чтению.

        Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность аналитико – синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка определять место заданного звука в слове и для составления схем слов – карточки.

        Для обозначения гласных звуков: красные большие круги - звук [А], маленькие кружки - звук [У], овалы - звук [О], прямоугольники - звук [Ы], ромбы - звук [Э] и  полукруги - звук [И] (в начале обучения символы гласных звуков были выполнены из красной резины, которая тянется также, как и гласный звук). Для обозначения согласных твёрдых звуков – синие квадраты (на первых занятиях использовала ровные морские камешки, которые раскрасила синим маркером); согласных мягких звуков – зелёные квадраты (в начале обучения использовала мягкую зеленую губку, разрезанную на квадраты). Такие обозначения звуков позволяют различать звуки на слух и тактильно. Крыши звуковых домиков для облегчения восприятия украсила такими же обозначениями: на крыше красного дома – красная длинная резина, на синем доме – камешек, а на зелёном – зелёная губка.

        Карточки и фигуры использовала следующим образом. Сначала логопед показывает и объясняет, где расположено начало, где середина, а где конец слова (на начальном этапе обучения использовала модель в виде гусеницы, внутри которой три квадрата: 1 квадрат – голова, 2 квадрат – живот и 3 квадрат – хвостик гусеницы). Нахождение места звука в словах определяется с помощью карточек красного, синего и зелёного цветов.

        Составление схемы слова КОНИ с помощью карточек выглядит так:

1 – синий квадрат, 2 – красный овал, 3 – зелёный квадрат, 4 – красный полукруг в виде улыбки.

        Повышению эффективности занятий будет способствовать использование цветных вклеек (Например: звук А обозначается девочкой Аней, которая убаюкивает куклу: А – а – а), представленных в сборнике З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

        На следующем занятии звук обозначался буквой, а на схеме слова вместо звука появлялась буква.

        Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребёнок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слов и последующего его чтения.

Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребёнком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволит избежать дисграфии.

Литература:

1. Абхадеева О.П., Юсупова Э.Х. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников с нарушением интеллекта. – Магнитогорск, 2007. – 64 с.

2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Юсупова Э.Х. Рабочая тетрадь по подготовке к обучению элементам грамоты детей 6 – 7 лет с нарушением интеллекта: методическое пособие для работы с дошкольниками с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида – Магнитогорск, 2008. – 66 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети»....

Обучение грамоте детей с различными речевыми нарушениями.

Одним из критериев подготовки ребёнка к школьному обучению является речевое развитие. Из опыта работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребёнок умеет читать....

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушением интеллекта в первом классе

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма....

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речиПсихофизиологическая характеристика процессов письма и чтенияКлассификация тяжелых нарушений речиВключение детей с особыми образовательными потребност...