Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
статья на тему

Дмитриева Вероника Андреевна

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Психофизиологическая характеристика процессов письма и чтения
  2. Классификация тяжелых нарушений речи
  3. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс
  4. Итоги первого года обучения в классе для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Психофизиологическая характеристика процессов письма и чтения
  2. Классификация тяжелых нарушений речи
  3. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс
  4. Итоги первого года обучения в классе для детей с тяжелыми нарушениями речи

1 слайд

  1. Психофизиологическая характеристика процессов письма и чтения

2 слайд

Обучение грамоте – это долгий и сложный процесс для любого ребёнка. Для первоклассника, имеющего тяжёлые нарушения речи эта задача может оказаться практически невыполнимой. Учителю, который столкнулся с такой проблемой, зачастую не всегда удаётся подобрать правильные методы и приёмы, которые приведут к точному и своевременному усвоению грамоты ребёнком. Мне, как молодому специалисту, пришлось столкнуться с определёнными трудностями, которые требовали специального подхода.

3 слайд

И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности — с устными высказываниями, со слушанием — слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью.

4 слайд

Если у ребенка какой-либо вид речевой деятельности оказывается нарушен – звукопроизношение, фонематический слух, развёрнутая речь, словообразование и словоизменение – это может привести к нарушениям письменной речи.

5 слайд

Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков и их комплексов в смысловые единицы, в слова.

Опытный читатель не останавливается взором на каждой букве и даже на каждом слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2—3 слова, фиксируемые краткой остановкой глаз. Взор схватывает слова по их общему виду. Осознание текста происходит во время остановок. Число остановок зависит не только от опыта читателя, но и от трудности текста.

Чем же отличается процесс чтения у ребенка, начинающего обучаться грамоте?

1. «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учитель требует произносить целый слог, следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги — в слова.

2. Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

3. Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после.

6 слайд

4. Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

7 слайд

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут.

Основной и, по существу, единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния — это слоговое чтение. Установка на слог, как на единицу чтения, может свести к минимуму трудность звукослияния.

8 слайд

Как видим, процесс чтения для первоклассника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требуют больших волевых усилий и значительного объема внимания, его устойчивости.

9 слайд

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

10 слайд

У детей с тяжёлыми нарушениями речи, наибольшую сложность в образовательном процессе представляет не столько нарушения произношения отдельных звуков, сколько недоразвитие фонематического слуха.

11 слайд

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.

12 слайд

Письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц нашей речи в условные знаки или их комплексы, которые могут быть написаны или напечатаны.

13 слайд

Наше письмо — звуковое, следовательно, процесс перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — перевода графических знаков в звуки, т.е. необходимостью звуко-буквенного анализа слов: при письме звуки перекодируются в буквы, при чтении, наоборот, буквы — в звуки.

14 слайд

Перекодировка является главным предметом методики обучения грамоте. Прямая перекодировка и обратная (т.е. письмо и чтение) должны перемежаться и идти параллельно.

15 слайд

Каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема. Методика обучения грамоте учитывает особенности русской фонетической системы.

16 слайд

Процесс письма у первоклассника распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь. Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке.

17 слайд

Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий.

18 слайд

Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически.Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.

19 слайд

  1. Классификация тяжелых нарушений речи

Дети, поступающие в первый класс, проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, на которой могут быть выявлены ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) входят в категорию лиц с ОВЗ.

20 слайд

На момент поступления в школу, ТНР у детей может быть различной формы: алалия – отсутствие речи, дислалия – нарушения произношения отдельных звуков, дизартрия – нарушение иннервации мышц речевого аппарата, нарушения темпа речи, заикание, общее недоразвитие речи и другие, более редкие виды ТНР.

В мой класс поступили дети с наиболее распространёнными нарушениями – это общее недоразвитие речи (сочетание нарушений звукопроизношения, недоразвития фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи), фонетико-фонематическое нарушение – нарушения в произношении звуков и восприятии фонем на слух, дизартрия различной степени выраженности.

21 слайд

Все эти нарушения устной речи могут, и зачастую приводят, к нарушениям письменной речи.

22 слайд

Дисграфия – это частичное расстройство письма, невозможность овладения письмом в полной мере.

23 слайд

Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения.

24 слайд

Для меня, как для учителя такого класса, было особенно важно избежать появления дисграфии и дислексии.

25 слайд

  1. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс

Так почему же информация о проблемах обучения детей с ТНР актуальна не только логопедам и учителям коррекционных школ, но и учителям общеобразовательных школ, в том числе среднего звена?

26 слайд

В прошлом году вышел ФГОС обучающихся с ОВЗ и теперь дети с любыми ограничениями здоровья, вплоть до умеренной умственной отсталости, имеют право учиться в любом образовательном учреждении. Подробно останавливаться на введении инклюзивного образования в России я не буду, скажу только, что сейчас есть две формы инклюзии, которые представлены и у нас в городе, в наших школах.

27 слайд

Это обучение в специальных малокомплектных классах (например, я – учитель 1 «в» класса для детей с ТНР) или обучение в общеобразовательном классе по индивидуальному образовательному маршруту. Соответственно, дети с речевыми нарушениями могут встретиться в классе практически у каждого учителя. К таким детям необходим индивидуальный подход, особенно важно – на уроках русского языка и литературы. Ни в коем случае нельзя дисграфические и дислексические ошибки считать за орфографические, незнание правил, лень или нежелание учиться.

В конце своего выступления хотелось бы познакомить вас с итогами обучения грамоте в своём классе.

28 слайд

  1. Итоги первого года обучения в классе для детей с тяжелыми нарушениями речи

29 слайд

В 1 «в» класс поступило 10 детей с ТНР, ещё 2 ребёнка были зачислены в класс по результататам прохождения комиссии в декабре 2016. 12 обучающихся – это предельная наполняемость класса для детей с ТНР. Кроме обычного образовательного процесса, с такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа логопедом и дефектологом. Однако, большая часть работы ложится на плечи учителя.

30 слайд

Из 12 детей только двое к началу учебного года умели читать. Диагностика готовности детей к обучению, которую я провела в сентябре выявила, что из 10 детей только 2 знали все буквы, 6 – производят звуковой анализ слова, 1 – умеет пересказывать текст, 4 – правильно держат ручку в руке (после двух недель обучения).

31 слайд

Методика обучения грамоте делится на 3 периода – добукварный, букварный, послебукварный. Задачами подготовительного периода являются развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу слова, обучение работе со схемами слов и предложений, подготовка к обучению письму. Задачи букварного периода – кроме вышеперечисленных добавляется изучение букв по определённому алгоритму (звук-печатная буква-буква в слоге-буква в слове-письменная буква, то есть от фонемы к графеме). Задачи послебукварного периода – закрепление знаний, преобразование умения читать и писать в навык чтения и письма.

32 слайд

Специфическими задачами обучения детей с ТНР для меня являлись и являются: развитие фонематического слуха, без которого звуко-буквенный анализ слов невозможен; автоматизация поставленных логопедом звуков – если ребёнок уже может произнести какой-то звук, учитель должен требовать чёткого и правильного произношения; профилактика дисграфии и дислексии.

33 слайд

Контрольная работа по обучению грамоте за 1 полугодие выявила, что списыванию с печатного текста, т.е. преобразованию печатных букв в письменные научились 100% класса. При этом только 1 ребенок допускает пропуск букв при списывании. Замены букв (которая часто бывает у детей с дисграфией) нет ни у кого. Наибольшую трудность вызвало составление звуковой схемы слова – ошибки были у 4 детей, определение количества букв в слове – у 4 детей, звуков в слове – у 6 детей. С остальными заданиями учащиеся успешно справились.

34 слайд

Контрольная работа по русскому языку за 2 триместр представляла собой диктант с грамматическим заданием. Обе задачи являются особенно трудными для детей с ТНР. Двое детей не справились с заданием. Именно у них есть признаки дисграфии, с которыми я на данный момент, активно борюсь.

Какие выявились ошибки? Пропуск букв – у 4 детей, замена букв – у 6, восстановление деформированного текста – у 6, определение ударного слога в слове – у 5. Однако, диктант, который представляет собой перекодировку звуковой формы слов в буквенную, является зачастую невозможным для детей с ТНР на данном этапе обучения. 10 учащихся из 12 справились с этой сложной задачей.

Важно отметить, что дети с ТНР обучаются по общеобразовательной программе, т.е. должны освоить тот же учебный материал и в те же сроки, что и дети без речевых дефектов.

Интересно, что обучение чтению далось тяжелее, чем письму, и на данный момент большая часть детей ещё не может читать в том темпе, который считается нормальным. Однако, я не предъявляю к своим ученикам завышенных требований и радуюсь их каждой победе.

35 слайд

Перед вами сравнительные результаты техники чтения в декабре и мае: уже в декабре почти все дети овладели слоговым чтением, двое – побуквенным. Двое детей читали гораздо быстрее остальных – 47 и 35 слов в минуту. Средние результаты от 9 до 18. Двое детей читали 5 и 6 слов в минуту. Дислексические ошибки (замена, пропуск букв и слов, окончаний, потеря строки) выявились у 4 детей. Понимали прочитанное половина класса, выразительности чтения не было ни у кого.

36 слайд

На сегодняшний момент те дети, которые читали быстро, продолжают это делать. У большей части класса результаты с 9-18 слов в минуту превратились в 17-29 слов. 1 ребёнок из двоих, у которых я подозревала дислексию, сейчас читает на нижней границе средних результатов – 17 слов. Второй учащийся читает 12 слов в минуту. 1 ребёнок, читавший 17 слов в декабре – сейчас читает 46. Дислексические ошибки есть у 3 детей. Все дети читают слоговым способом. Понимают прочитанное 10 детей. Выразительность чтения у 3 детей.

37 слайд

Таковы результаты моей работы за 1 год. В дальнейшем передо мной стоят сложные задачи – добиваться быстрого и качественного чтения, развивать каллиграфический навык письма, орфографический навык письма под диктовку, бороться с дисграфией и дислексией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Методические рекомендации на теме: «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуко-слоговому анализу синтезу»

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим, - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи....

Статья "Трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной статье рассмотрены трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы характерные особенности детей с ТНР.  Выявлена и обоснована необходимость примене...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...

Использование различных игровых приемов в обучении общению детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье описаны приемы и этапы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, которые я использую на индивидуальныхзанятиях...