Использование различных игровых приемов в обучении общению детей с тяжелыми нарушениями речи
статья

В данной статье описаны приемы и этапы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, которые я использую на индивидуальныхзанятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_razlichnyh_igrovyh_priyomov.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных игровых приемов
в обучении общению детей с тяжелыми нарушениями речи

Скопинцева Юлия Валентиновна

учитель надомного обучения

ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа

15 октября 2020г.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский.                                                                          

        

С помощью игрового подхода в обучении коммуникации детей с ТНР можно решить следующие задачи:  

1. Стимуляция речевой и психической активности, развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности;

2. Развитие эмоционального общения со взрослым, развитие подражательности;

3. Совершенствование способности к подражанию действиям педагога и других участников игры и к речевому подражанию;

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности (различных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков);

5. Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего основу общения.          

Работу с детьми по формированию коммуникативных навыков в процессе игры я строю поэтапно.

        1 этап – установление эмоционального контакта с ребенком. Очень важно на данном этапе индивидуальное обращение, общение на одном пространственном уровне, глядя в глаза, задерживая взгляд. Речь педагога должна быть четкая, медленная, немногословная, с короткими фразами. Играем сначала в игры на интересующие ребенка темы, по его правилам. Таким образом мы развиваем предпосылки позитивного общения, тем самым закладывая фундамент формирования речи – желание ребенка и потребность в общении.

        2 этап – тактильный контакт, формирование доверия. Для этого хорошо подходят игры с водой и песком, мягкими, приятными на ощупь материалами. Играя, мы оречевляем игровую ситуацию.

        3 этап – развитие физиологического и речевого дыхания с помощью перышек, ваты, трубочек, вертушек и дыхательных игр с ними.

4 этап - активизация гласных звуков с помощью упражнений фонационной гимнастики. С помощью таких упражнений мы формируем умение выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации (руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О» и др.). Здесь важно подключать все органы чувств – соотносим звук с образом и символом – буквой, трогаем, пропеваем, следим глазами, слушаем себя, тем самым формируем кинетически-кинестетические ощущения.

        5 этап – введение в речь согласных раннего онтогенеза с помощью игр на звукоподражания. Подключаем как можно больше анализаторов, показываем движения животных, задействуем разные группы мышц.

        Проходя этап за этапом, мы постепенно формируем речевую активность ребенка с тяжелыми нарушениями речи, поддерживаем положительную эмоциональную мотивацию к общению с окружающими.

Чтобы научить ребенка отвечать на вопросы, побудить к выстраиванию диалога, стимулировать желание самому задавать вопросы, очень помогают сенсорные игры с элементами сюжетно-ролевой игры. При этом я использую небольших куколок, фигурки диких и домашних животных. Можно использовать игрушки из магазина или изготовить их самостоятельно из полимерной глины или холодного фарфора и раскрасить по своему замыслу, в соответствии с целями и задачами игры.

Для обогащения чувственного опыта ребенка в процессе игры и эмоционального отклика, обогащения активного словаря можно использовать сенсорные коробки с различным сюжетом  и наполнением: сено, зерно, крупы, макароны, соль, опилки, щепа, камни, разные сорта фасоли, орехи, кофейные зёрна, вата, полоски бумаги, аквагрунт и т.п.

Игры с сенсорными коробками: «Покорми кошку», «Спаси застрявших зверей», «Поймай гусениц», «Найди сокровища» и др.

Игры-опыты: «Тактильные пенёчки», «Что в шарике?», «Магические бутылки», «Рисуем воском на воде» и др.

Другие игровые приёмы, которые я использую работе:

  • Любимая игрушка, либо персонаж, сопровождающий всю учебную деятельность (на этапе адаптации к школе);
  • Сюрпризные моменты (как вариант – игра «Чудесный мешочек» с различными наполнителями вместе с изучаемыми предметами);
  • Игры на развитие фонематического слуха «Что упало?», «Кто как звенит крылышками?», «Позови (разбуди) куклу»;
  • «Дыхательные» игры – «Регата», «Весенний ветерок», игры с трубочками мыльными пузырями;
  • «Спасательные операции» - достань, поймай, спаси, освободи и т.п.
  • Игры с различными пластичными материалами на основе муки, соли, крахмала, молотого кофе и др.
  • Речевые (коммуникативные) альбомы.

Подбирая игры для развития коммуникативных умений,         нужно учитывать следующее:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок с ограниченными возможностями чувствовал бы себя комфортно, защищённо, без напряжения;
  • Наличие активной деятельности;
  • Реальное проживание искусственно созданных ситуаций и самостоятельный поиск выходов и решений;
  • Перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
  • Отсутствие принуждения при вовлечении детей в игру;
  • Ориентация используемых техник на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;
  • Переход от простейших игр к сложным игровым формам.

В результате такой целенаправленной работы с использованием представленных мною игровых приёмов у детей с ТНР формируются:

  • умение принимать информацию (ребенок проявляет больше внимания к сообщениям учителя и других детей, а процесс принятия информации становится более устойчивым;
  • умение взаимодействовать с партнёром в процессе совместной деятельности, договариваться при возникновении конфликтных ситуаций;
  • умение передавать информацию (выразить свою мысль, намерение, просьбу).

Для создания презентации использованы фотографии из собственного архива и интернет-ресурсов: https://www.youtube.com/watch?v=T1AjcvK79jM

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Методические рекомендации на теме: «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуко-слоговому анализу синтезу»

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим, - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи....

Статья "Трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной статье рассмотрены трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы характерные особенности детей с ТНР.  Выявлена и обоснована необходимость примене...

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речиПсихофизиологическая характеристика процессов письма и чтенияКлассификация тяжелых нарушений речиВключение детей с особыми образовательными потребност...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...