Особенности памяти у детей с ЗПР. Пути преодоления развития памяти
статья

Кузнецова Екатерина

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию памяти младших школьников с ЗПР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №2»

Теоретические основы с практическим компонентом

Особенности памяти у детей с ЗПР.

Пути преодоления развития памяти.

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию памяти младших школьников с ЗПР

Подготовила:

учитель-дефектолог

Кузнецова Екатерина Валериевна

г. Тихвин

2022

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Виды памяти: 

  • Непроизвольная память. Непроизвольная память помогает нам запоминать информацию без особых усилий, при совершении какого-либо действия, при однократном прочтении или в услышанной информации.
  • Произвольная память. Произвольная память является целенаправленным запоминанием. Информация запоминается с помощью специальных приемов, многократных повторений.
  • Кратковременная и долговременная память. Любая информация попадает сначала в кратковременную память, затем при многократном повторении переходит в долговременную, либо стирается из нашей памяти. Долговременная память обеспечивает нам длительное хранение информации.

Именно в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что связано с активизацией учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти. Дети в возрасте 7–8 лет воспроизводят информацию при заучивании материала, но происходит это без осмысления содержания текста. При тренировке памяти повышается ее продуктивность, также она зависит от способов запоминания. Младшие школьники к 10 годам способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать способы запоминания они еще не в состоянии. В 7–8 лет у детей преобладает наглядно-образная память.

В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную.

Отклонения в развитии памяти связаны с низким объемом запоминаемого материала, преобладанием непроизвольного запоминания над произвольным, снижением продуктивности памяти, повышенной тормозимостью, следов побочных воздействий и сниженной помехоустойчивостью. При ЗПР страдают отдельные виды памяти, а другие остаются сохранными. У детей с ЗПР преобладает наглядная память над словестной, также как и у детей с нормой в развитии. Работу с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо строить с опорой на сохранный вид памяти (зрительный или слуховой), с помощью смыслового запоминания посредством выделения главного, заучивания или многократного повторения, с опорой на визуальный материал (схемы, таблицы, картинки). Объем запоминания и продолжительность запоминания у детей с ЗПР ограничен. Такие дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. У этих детей механизмы памяти ослаблены (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания). Информация, которую они пытались запомнить часто искажается или бывают неточности в запоминании. Поэтому, эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Сильно страдает долговременное запоминание. Дети с ЗПР младшего школьного возраста не удерживают информацию на долгое время. Для заучивания информации тратят большее количество времени, при самостоятельной работе почти не предпринимают попыток добиться запоминания информации. Эти дети редко применяют вспомогательные приемы, потому что не умеют рационально применять различные приемы запоминания. Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности. Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти: – заметное, по сравнению с нормой, снижение результативности первых попыток запоминания; – несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания); – сниженный объем запоминания; – повышенная тормозимость следов побочными воздействиями; – нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов. Для улучшения результата запоминания необходима поддержка и помощь детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для этого необходимо: – многократное повторение; – использование разнообразных видов памяти для усвоение материала; – при первых признаках усталости сменить вид деятельности; – применение красочного наглядного материала; – учет особенностей памяти (опора на ведущий вид памяти); – организация смыслового запоминания на основе выделения главного; – определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения). Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

Конспект коррекционно-развивающего урока

Тема: Развитие познавательных способностей младших школьников с ЗПР.

Цель: Формирование интеллектуальных способностей учащихся ,развитие высших психических функций.

Задачи: Образовательные:

Активизация мыслительной деятельности обучающегося.

Активизация познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательный  интерес к занятию.

Развивать высшие психические функции.

Развитие пространственной ориентации.

Повышать уровень развития логического мышления.

Развивать сообразительность, любознательность, внимание, память.

Воспитательные:

Развивать произвольность и самоконтроль.

       Способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию.

Прививать навыки культуры общения на занятии.

Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

Методы и формы работы: коррекционно-развивающие упражнения, дидактические игры, физ. минутки, релаксационная разминка.

Дидактический материал: индивидуальные бланки с заданиями.

 Ход занятия

1 Организационная часть 

Слушайте внимательно, отвечайте правильно. НАПОМИНАЮ, для ответа поднимите правую руку.

Разминка.

1. Вырастает на елке, иногда на лбу? (шишка)

2. Если б не было его, не сказал бы ничего. Что это? (язык)

3. Сколько пальцев на 2 руках? (10). А на десяти руках? (50)

4. На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4.)

5. Медлительное животное, которое никогда не расстаётся со своим домиком.

6. Какая фигура не имеет ни начала, ни конца. (Кольцо)

7. Сколько месяцев в году?

2.Основная часть  

 Активация мозговой деятельности

 Найди и подчеркни лишнее слово в каждом ряду:

Сын, друг, бабушка, папа.

Стул, кресло, стол, скатерть.

Сыр, мясо, кефир, масло.

Марс, Венера, Солнце, Юпитер.

Москва, Франция, Орел, Новосибирск.

1.Упражнение «Закончи предложение».

Запиши подходящее слово, выбрав его из пяти предложенных.

Месяц лета -____________

                                              Январь, октябрь, май, август, сентябрь.

Время суток -____________

                                              Год, месяц, неделя, вечер, понедельник.

Время года -_____________

                                             Август, осень, суббота, утро, каникулы.

Отец старше своего сына -_____

                                            Часто, всегда, редко, иногда.

Шестьдесят минут составляют -______

                                              Сутки, секунду, час, месяц, неделю.

 2.Упражнение «Подбери слова».

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                         мебель
тополь                    цветок
шкаф                      насекомые
тарелка                  дерево
пальто                    одежда
муравей                 посуда
щука                      игрушка

роза                        рыба

3.Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Релаксационная разминка

Веселая переменка.

 -Давайте немножко отдохнем. Повторяй за мной движения.

 Руками массируйте мочки ушей, делайте одновременно ногами круговые движения

 Упражнение «Наложенные» изображения.

Цель: развитию зрительного восприятия.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

Физминутка

Отправляемся, друзья,

Мы в страну Фантазия.

Вы теперь не мальчики,

А маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгай прямо, прыгай в бок.

Вы теперь не девочки,

А рыженькие белочки.

С ветки – прыг,

На ветку – скок.

Не сорвись, смотри, дружок.

А сейчас вы муравьи.

Надо листик взять с земли.

Наклонились дружно разом

И подняли листик сразу.

Пошутили, посмеялись

Вдруг за партой оказались.

Рефлексия 

Список литературы

  1. Антошечкина Г. К. Особенности слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология/ Г. К. Антошечкина, А. Г. Литвинова, Н. Ю. Верхотурова — 2019.
  2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sluhorechevoy-pamyati-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.
  3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. — Москва: 2004. — 136 с.
  4. Бурлакова М. К. Средства развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
  5. М. К. Бурлакова Ю. В. Скоробогатова. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии/Под ред. Л. В. Кузнецовой. — Москва: «Академия», 2005–480 с.

Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей / Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.В Черемошкина — Ярославль: 1997. — 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»

Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Психологические особенности подростков. Пути преодоления кризиса отношений.

Статья для родителей. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста. Как избежать кризиса отношений: родители - дети-подростки....

Особенности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Однако чрезвычайно разнообразное толкование самого понятия «внимание» приводило и до сих пор приводит к тому, что ...

статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ" учитель- логопед Курусь Е.Н. первая квалификационная категория.

Данная статья раскрывает особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Служит консультативным материалом для педагогов дошкольного возраста. Память ребёнка тесно связана с его личнос...

Исследование особенности памяти у детей с нарушением интеллекта.

Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его н...