Учебное занятие по предмету "Чтение и развитие речи" по произведению М. Зощенко "Ёлка. Лёля и Минька" 6 класс
план-конспект урока (6 класс)

Конспект учебного занятия по предмету "Чтение и развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 6 класс16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению по произведению М. Зощенко

 «Лёля и Минька. Ёлка» 6 класс

Задачи:

Коррекционно-обучающая: обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом, учить анализировать эпизоды

Коррекционно-развивающая: учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, учить сравнивать героев, обеспечить умение анализировать поступки героев

Коррекционно-воспитывающая: Помочь детям найти и осознать главную мысль рассказа и выразить своё отношение к прочитанному. Воспитывать положительные качества личности. Воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

  1. Организационный  момент. Положительный настрой

Желаю всем быть на уроке активными, старательными, выполнять все задания правильно и в конце урока получить «5»

  1. Начнем урок с разминки для ума.
  1. струп- тест. Учащиеся по цепочке читают слово про себя, но вслух называют только цвет, которым оно написано.
  2. Алфавит. Выполняют по цепочке. Ученик называет верхнюю букву в клеточке, класс одновременно поднимает правую руки, если под ней буква «П» и левую, если «Л», обе – если «О».
  3. Анаграммы. Учащимся нужно угадать слова на слайде.
  1. Слова : подарок, фонарики, флаги, бусы, пастилки, ёлка.

Что объединяет эти слова? (ответы: связаны с НГ, с произведением, которое мы прочитали дома)

Цели урока

  1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Михаила Зощенко.
  2. Вспомним героев  его рассказов, их характеристики.
  3. Узнаем, что влияет на  взаимоотношения между героями.
  4. Будем учиться читать правильно, выразительно, находить ответы в тексте.

С каким его рассказом мы познакомились в прошлом году?

«Великие путешественники».

Кто главные герои? (Леля и Минька)

Какой рассказ по настроению? (веселый) почему? (с героями происходили различные смешные истории).

Какой рассказ вы прочитали дома?

«Ёлка»

- Каким показался вам рассказ: смешным или грустным?

- Что показалось смешным?

- Понравился ли вам рассказ?

-Что понравилось больше всего?

- Чем украшали ёлку в начале прошлого века?

СЕГОДНЯ На уроке мы вместе прочитаем 1 часть этого рассказа,  заполним таблицу и ответим на вопрос :

Как чувства человека  могут повлиять на его поступки?

Словарная работа (соедини слово и его значение)

Длинновязая – высокая

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

Бойкая – быстрая, действует решительно

Перед тем как начнем читать, посмотрите на таблицу, какие пункты нужно заполнить?

Как вы думаете, а о ком эта таблица?  - главные герои.

 А кто здесь главные герои? (дети прикрепляют на досу таблички с именами)

Лёля

Минька

7

Возраст

5

Как ест

Рост

Взял с ёлки

Характер (чувство)

Поведение

вывод

  1. Чтение 1 части по абзацам.

- Сечас мы прочитаем первую часть отрывка по абзацам и постараемся заполнить 1 пункт в таблице (пункт отмечаем красным магнитом)

- Как отмечали Новый год в семье?

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.

 - Каким был праздник для Миньки? (поиск. чт) – веселым

Для таблицы: Какой возраст у главных героев? (5,7 лет)

Прикрепляем карточки в таблицу.

- Какой следующий пункт нужно найти? Отмечаем красным магнитом.

  1. Чтение 2 части по предложению.

Что увидели дети оказавшись в комнате?  (нарядную ёлку)

Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? 

Что предложила сделать Леля?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

Что ответил Минька на предложение Лели?

А как поступила Леля, когда Минька откусил яблоко? (съела пастилку, взяла конфету)

Какую часть таблицы можем заполнить по этой части?

 Или Как ели дети? В чем отличие?

Леля

Герои

Минька

Возраст

5

Моментально съедает

Как ест

Откусывал мальнький кусочек

Рост

взял с елки

Характер (чувство)

Поведение

вывод

Прикрепляем карточки в таблицу.

- Какой следующий пункт нужно найти? Отмечаем красным магнитом.

3)Чтение 3 части. Хором за учителем.

Перед чтением ? Какого роста были дети?

Лёля

Герои

Минька

7

Возраст

5

Моментально съедает

Как ест

Откусывал мальнький кусочек

Высокая, длинновязая

Рост

Удивительно маленького роста

взял с елки

Характер (чувство)

Поведение

вывод

К чему привело различие в росте? Она стала поедать вторую пастилку, а мне ничего нельзя было достать, кроме одного яблока.

Прикрепляем карточки в таблицу.

4)Чтение 4 части по предложению. 

Какой следующий пункт нужно найти? Отмечаем красным магнитом.

Что взяли герои с елки? (добавляем в таблицу)

Лёля

Герои

Минька

7

Возраст

5

Моментально съедает

Как ест

Откусывал мальнький кусочек

Высокая, длинновязая

Рост

Удивительно маленького роста

3 пастилки,конфету, хлопушку, орех

взял с елки

яблоко

Характер (чувство)

Поведение

вывод

Какие чувтсва повлияли на  поступки детей? Выбери из списка на доске

(ревность, (доверие)

 зависть, (дружелюбие)

 досада, (радость)

жадность, (щедрость)

 отчаяние, (восторг)

Когда Леля не стала церемонится и взяла с ёлки пастилку, хлопушку, орех. (жадность, зависть)

Когда Минька опять откусил яблоко. (досада, отчаяние)

Значит они какие по характеру? (жадные, завистливые)

Лёля

Герои

Минька

7

Возраст

5

Моментально съедает

Как ест

Откусывал мальнький кусочек

Высокая, длинновязая

Рост

Удивительно маленького роста

3 пастилки, хлопушку, орех

взял с елки

яблоко

Жадность, зависть

Характер

Досада, отчаяние

Поведение

вывод

Как они вели себя около ёлки? Какие поступки совершали из-за своих чувств?  (Лёля уже не церемонится и берет все, что хочет, а Минька чуть не заревел)

Лёля

Герои

Минька

7

Возраст

5

Моментально съедает

Как ест

Откусывал мальнький кусочек роста

Высокая, длинновязая

Рост

Удивительно маленького

3 пастилки, хлопушку, орех

взял с елки

яблоко

Жадная, завистливая

Характер (чувство)

Досада, отчаяние

не церемонится

Поведение

чуть не заревел

Вывод:

Испорченные подарки, обида друг на друга

К чему привела их зависть и жадность? (испортили подарки, обидели друг друга)

Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите – выборочное чтение)

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и  зависть.

Расскажи о герое по таблице.  

 Сравни героев по таблице.

 - Как вы относитесь к поступку Лёли и Миньки?

 - Что бы вы сделали на их месте?

        - Как можно было бы исправить ситуацию?

Какие чувства испытывали дети? (жадность, ревность, отчаяние, досаду). Как вы думаете, это + или – чувства? А если мы поменяем их чувства на противоположные, ситуация изменится?

Называем антонимы, переворачиваем карточки. (зависть, досада, жадность, отчаяние — красные карточки; дружелюбие, радость, щедрость, счастье — зеленые).

зависть, (дружелюбие)

 досада, (радость)

жадность, (щедрость)

 отчаяние, (счастье)

Продолжи фразу (на слайде):

Если бы Лёля была … (дружелюбная и щедрая), то на бы (предложила съесть пастилки, когда придут гости, поделилась бы с Минькой) и не … испортили бы подарки под ёлкой.

Если бы Лёля была  дружелюбная и щедрая, то Минька бы был … (радостный и счастливый), потому что… (не пришлось бы спорить, кто, что съест и не испортили бы подарки)

Вывод. Вернемся к вопросу в начале урока?

Как чувства влияют на поступки людей?

Если мы испытываем – чувство, то …

Если мы испытываем  + чувства, то …

 - Как вы думаете, что самое главное в этом рассказе?

 -Что хотел сказать автор?

 - Чему учит этот рассказ?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

Сегодня мы прочитали о поведении детей около ёлки, на следующем уроке, мы продолжим читать этот рассказ. Во второй части появятся взрослые. И мы тоже посмотрим как влияют их чувства на их поступки.

8. Домашнее задание

Стр. 107-108, пересказ от имени героя (Мальчики – Минька, Девочки - Леля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...

Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Английский язык» 9 класс Кузовлева В.П. М. «Просвещение» 2014г.

Цели и задачи учебного занятия. УМК Тема учебного занятия  «СМИ в Британии». Целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в ед...

Конспект учебного занятия "Обработка пояса и верхнего среза юбки"" (для учащихся с ОВЗ),7 класс, 2020г.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию. В нем указаны различные приемы и методы повторения предыдущего материала и изучения нового....

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык». 6 класс Правописание Н и НН в именах прилагательных

Тема урока: Правописание Н и НН в именах прилагательных Основное содержание урока: имя прилагательное, словообразование имён прилагательных, правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. Тип ур...