Технологическая карта урока в 4 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости ОО "Математические представления"
план-конспект урока

Алферовская Елена Анатольевна

Данный материал будет полезен специалистам, работающим в коррекционных классах с обучающимися с УО (ИН). Технологическая карта урока составлена по теме "Число и цифра 6".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.karta_.uroka_.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ "Зеленогорская школа-интернат"

Технологическая карта урока

в 4 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Образовательная область «Математические представления"

Тема урока: "Число и цифра 6"

Класс: 4

Количество обучающихся: 5 человек.

Составила: учитель Алферовская Е.А.

Цель: познакомить обучающихся с числом 6, научить обозначать его цифрой 6.

Планируемые результаты:

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Интерес к изучаемой теме через активное участие на уроке.

Предметные: Формирование у обучающихся знаний о числе и цифре 6.Умение найти новое число в числовом ряду, писать новую цифру.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: Умение  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; выполнять арифметические действия сложения, присчитывания по 1. Делать простейшие обобщения.

Регулятивные:Умение организовать своё рабочее место с помощью учителя или самостоятельно. Принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Соблюдать правила поведения на уроке. Видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию учителя. Использовать учебные материалы по назначению. Выполнять действия по прямому указанию, по образцу.

Коммуникативные: Вступать в контакт с учителем, устанавливать визуальный контакт, сотрудничать с одноклассниками,  Понимать обращённую речь,  слушать инструкцию учителя. Принимать помощь.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы: счетный материал (набор плоскостных геометрических фигур, магнитные картинки, цветные карандаши), карточки с цифрами от 1 до 5 для каждого обучающегося, Карточки с цифрами от 1 до 6,  знаками арифметических действий (плюс, минус). Проектор, ноутбук, экран.

Технологическая карта урока

по учебному предмету "Математические представления"

по теме "Число и цифра 6"

Этапы урока

Структурные компоненты деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

1. Организация обучающихся на урок:

А) Переключение внимания на предстоящий урок.

Б) Соблюдение правильной посадки на уроке.

В) Работа с визуальным пиктографическим расписанием уроков.

Г) Сообщение плана действий на уроке.

1. Переключает внимание детей на предстоящую деятельность "Прозвенел звонок- начинается урок".

2. Напоминает обучающимся о правильной посадке на уроке.

3. Просит обучающихся, с опорой на визуальное расписание назвать предстоящий урок и какой он по счёту.

4. Знакомит обучающихся с планом урока. Учитель сообщает план работы на уроке, с опорой на пиктографические изображения ("работать устно", "делать зарядку", "работать письменно").

1.Устанавливают визуальный контакт с учителем, слушают.

2. Принимают правильную позу за партой.

3. Обучающиеся, с опорой на визуальное расписание уроков говорят какой это урок, какой он по счёту.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому материалу. Определение смысла (Я должен смотреть, слушать, думать).

Коммуникативные: Установление визуального контакта с учителем, готовность к сотрудничеству, выполнение инструкций учителя.

Регулятивные: Умение организовать своё рабочее место с помощью учителя или самостоятельно. Принимать и соблюдать правильную учебную позу.

Познавательные: Умение назвать какой урок по счёту, умение прочитать табличку с названием урока.

2. Повторение пройденного материала:

 Подготовка обучающихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

А) Знание чисел от 1 до 5. Устный счёт до 5.

Б) Закрепление соотношения числа, количества и цифры: Игра  "Послушай  бубен".

А). Предлагает обучающимся вспомнить числа, которые они уже знают. Посчитать пальчики на обеих руках, выполнив пальчиковую гимнастику.

"Будем пальчики считать - один, два, три, четыре, пять. Сильные (сжимают кулачок), дружные, очень, очень нужные (шевелят пальчиками), всем нам очень нужные (сцепляют пальчики в замок).

Б). Предлагает внимательно слушать, указывая на пиктограмму "Слушай" для того, чтобы выполнить задание. Произносит инструкцию: "Поднимите карточку с такой цифрой, сколько раз я ударю в бубен", назовите это число.

1. Обучающиеся считают пальчики на правой и левой руке, выполняют пальчиковую зарядку.

2. Обучающиеся считают количество ударов, поднимают соответствующую цифру, называют число.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к заданию, положительное отношение к деятельности. через участие в игре.

Познавательные: Закрепление знания о числах в пределах 5. Умение соотносить количество (на слух), число и цифру.

Регулятивные: Умение выполнять пальчиковую гимнастику по подражанию.

3. Актуализация знаний:

Организация познавательной деятельности обучающихся:

Образование чисел 2, 3,4,5 с помощью игры "Добавь и сосчитай вагончики".

Мотивирует обучающихся к учебным действиям, организует выполнение ими учебного задания:

А) Говорит детям, что на предыдущих уроках они каждый раз прибавляли к паровозику по 1 вагончику и получалось следующее новое число, они учились узнавать, называть это число. Писать соответствующую цифру, обозначающую это число. Сообщает детям о том, что они узнают с каким числом и цифрой они сегодня познакомятся, если соберут все рассыпавшиеся вагончики и сосчитают их.

Б) Учителем совместно с обучающимися делается вывод: чтобы получить следующее число нужно к предыдущему прибавить единицу.

А) Обучающиеся по очереди выходят к доске, добавляют по 1 вагончику и составляют равенства (1+1=2, 2+1=3, 3+1=4,4+1=5).

Б) Делают вывод: Чтобы получить следующее число нужно к предыдущему прибавить единицу.

Личностные: Мотивация к учебным действиям.

Регулятивные: Включение в деятельность по выполнению задания.

Умение сохранять учебную задачу. Выполнение действия по прямому указанию, по образцу.

Познавательные: Понимание знаков арифметических действий (+,=)..... Получение последующего числа путём присчитывания единицы к предыдущему числу. Умение узнавать, называть это число. Писать соответствующую  цифру.

Коммуникативные: Умение включаться в учебную деятельность, работать у доски.

4. Физкультурная пауза.

Выполняют движения под речевое сопровождение учителя.

Коммуникативные: Умение включаться в совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: Выполнять действия по прямому указанию, по образцу.

Личностные: Испытывать удовлетворение от выполнения действий.

5.Сообщение темы урока:

Учитель добавляет к 5 вагончикам ещё один, пересчитывает совместно с обучающимися все вагончики. "Ребята, у нас образовалось новое число 6". Еще раз считает вместе с обучающимися. " После какого числа следует число 6? - после числа 5. А цифра на вагончике у нас такая есть? (ставит на вагончик цифру 6). Как у нас образовалось число 6? Мы к пяти вагончикам прибавили ещё один. Составляет на доске равенство 5+1=6.Учитель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи. 

Учитель сообщает тему урока: "Сегодня на уроке мы будем изучать число 6 и учиться писать цифру 6."

Пересчитывают вслух вагончики совместно с учителем.

Коммуникативные: Понимание обращённой речи,  умение слушать объяснения учителя.

Регулятивные: Принятие соблюдение правильной учебной позы.

Познавательные: Умение  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

6. Образование числа 6: разбирается  на дидактическом материале (плоскостные геометрические фигуры). «Открытие» детьми новых знаний,  способа действий.

Организует процесс усвоения обучающимися новых знаний, проводит индивидуальную беседу с каждым обучающимся по уточнению и конкретизации первичных знаний.

А) Проводит беседу с каждым обучающимся "Как у тебя получилось 6 кругов, прямоугольников?.. к 5 прибавили ещё один".

Б)  Просит обучающихся  обвести в тетрадях 6 кружков. Оказывает, при необходимости, обучающую помощь.

А) Обучающиеся выкладывают на столах: 5 кругов и еще один, пять прямоугольников и ещё один.

Б) Отвечают на вопрос "Как у тебя получилось 6 кругов, прямоугольников?.. к 5 прибавили ещё один".

В) Обводят в тетради 6 кружков.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к заданию,  положительное отношение к деятельности.

Регулятивные: Умение образовать число 6 путём прибавления единицы к предшествующему числу 5, объяснить, как образовалось число 6.Познавательные: Умение образовать число 6 путём прибавления единицы к предшествующему числу 5, объяснить, как образовалось число 6.

7.Пальчиковая гимнастика.

Выполняют пальчиковую гимнастику под речевое сопровождение учителя.

Коммуникативные: Умение включаться в совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: Выполнение действия по прямому указанию, по образцу.

8. Счёт элементов конкретных множеств:

Учитель даёт инструкцию: (возьмите из ваших стаканчиков 6 карандашей и положите их на парту). Учитель работает с каждым обучающимся индивидуально (Сосчитай карандаши).

Обучающиеся достают из стаканчика  6 карандашей, отсчитывая по одному, выкладывают их на парте. Еще раз пересчитывают.

Регулятивные: Включение в деятельность по выполнению задания.

Умение сохранять учебную задачу. Выполнение действия по прямому указанию, по образцу.

Познавательные: Умение отсчитывать определённое количество предметов (6), соотнести с определённой цифрой, назвать число.

9.Знакомство с  печатной цифрой 6.

А) Учитель показывает на доске табличку с изображением цифры 6 (На что похожа цифра? "Цифра шесть дверной замочек, сверху крюк - внизу крючочек").

Б) Учитель раздаёт каждому обучающемуся модель цифры 6, вырезанную из наждачной бумаги.

1.Обучающиеся ощупывают цифру, проводят по ней пальчиком сверху вниз.

Личностные: Испытывать удовлетворение от выполнения действий.

Регулятивные: Выполнение действия по прямому указанию, по образцу.

10. Закрепление нового:

А) Предлагает обвести в тетрадях 6 кружков.

Б) Пересчитать количество изображённых на рисунке овечек, заштриховать их.

а) Обводят в тетради 6 кружков.

б)  Закрепляют по рисунку получение числа 6, соотносят число, количество и цифру (пересчитывают изображение овечек на рисунке, штрихуют по образцу.).

Познавательные: Закрепление знания о получении числа 6, соотнесение числа, количества и цифры.

Регулятивные: Выполнение действия по прямому указанию, по образцу.

10. Знакомство с письмом цифры 6:

А) Предлагает к просмотру видео с образцом написания цифры. Предлагает обучающимся, с опорой на видео, прописать цифру 6 в воздухе.

Б) Предлагает прописать цифру 6 в тетрадях (по точкам или по образцу).

а) Просмотр видео с образцом написания цифры, письмо обучающимися цифры в воздухе с опорой на видео.

б) Самостоятельное письмо цифры 6 обучающимися по точкам и самостоятельно в тетрадях.

Регулятивные: Выполнение действия по прямому указанию, по образцу.

Познавательные: Умение узнавать, писать цифру 6 по обводке, по точкам, по образцу.

11. Итог урока: Систематизация знаний.

Рефлексия.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Учитель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на уроке. Организует беседу:

"Какое узнали новое число? Как можно получить число 6?".

Благодарит детей за старание на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют элементарные обобщения.

Познавательные: Умение образовать число 6, путём прибавления единицы к числу 5. Умение объяснить получение числа 6, писать цифру 6.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к заданию,  положительное отношение к своей деятельности, удовольствие от деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....

Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе детей с умеренной степенью умственной отсталости и сочетанными дефектами развития

Конспект интегрированного  занятия в разновозрастной группе детей с умеренной степенью умственной отсталости и сочетанными дефектами развития...