Содержание организованной образовательной деятельности ОО «Развитие речи» для детей 5-го года жизни
методическая разработка

Котова Елена Александровна

Тема и цели коррекционной работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_ood_sr._gr.docx46.44 КБ

Предварительный просмотр:

Лист учета

содержания образовательной деятельности образовательной области «Развитие речи»

для детей 5-го года жизни

Неделя

Тема

Цель образовательной деятельности

1

Детский сад.

Обследование.

1.Познакомить детей друг с другом. Учить  детей обращаться друг к другу по имени.

2.Учить различать голоса детей, определять источник и направление звука.

Знакомство с артикуляционным  аппаратом.

Обследование

1.Познакомить с  органами артикуляционного аппарата.

2. Учить выполнять артикуляционные упражнения.

2

Детский сад. Игрушки.

1. Активизировать и обогащать словарь по теме

(учить подбирать признаки и действия к предмету, антонимы).  Упражнять в классификации  игрушек.

2. Упражнять в употреблении существительных в Р.п.с предлогом У  в Им.п  мн.ч., существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

3. Побуждать к высказыванию простыми  распространенными предложениями; составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

Знакомство с артикуляционным

аппаратом.

Обследование.

1. Познакомить с  органами артикуляционного аппарата.

2. Учить выполнять артикуляционные упражнения.

3

Человек. Части тела.

1.Выявить уровень знаний детей о себе (Ф.И., возраст, пол).

2. Дать понятие о частях тела, учить показывать и называть их.

3. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными в роде и числе

4. Побуждать к ответу на вопрос короткой фразой.

Неречевые звуки.

1. Дать понятие «неречевой» звук.

2.Дифференцировать неречевые звуки.

3.Работать над ритмом.

4

Овощи.

1.Расширять представления детей об овощах; активизировать и  обогащать словарь по теме.

2.Упражнять в определении и назывании цвета, формы, величины.

3. Упражнять в практическом употреблении существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

4. Учить проговаривать  словосочетания, короткие фразы.

Речевые звуки.

1.Дать понятие «речевой» звук.

2. Упражнять в произнесении звуков.

3. Дифференцировать неречевые и речевые звуки.

4. Работать над ритмом (хлопки, слоговые цепочки из 2-3-х элементов)

5

Фрукты.

1. Расширять представления детей о фруктах; активизировать и обогащать словарь по теме.

2. Упражнять в определении и назывании цвета, формы, величины.

3. Упражнять в  употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, существительных в единственном и множественном числе, в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

4. Учить проговаривать  словосочетания, короткие фразы.

Слово.

1.Познакомить с понятием «слово».

2. Дифференцировать понятия «слово» - «звук».

3. Учить дифференцировать короткие и длинные слова.

6

Овощи – фрукты.

1.Закрепить знания детей о фруктах и овощах, упражнять в их дифференциации.

2.Обогащать словарь по теме (учить подбирать признаки и действия к предмету, антонимы).

3.  Упражнять в  употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, существительных в единственном и множественном числе, в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

4. Побуждать к  договариванию фраз, к высказыванию простыми фразами, в пересказе сказки (в зависимости от речевых возможностей детей).

Слово – предмет.

1.Дать  понятие слово - «предмет» (живые и неживые).

2.Учить называть 1, 2, 3 слова – предмета.

3.Дифференцировать короткие и длинные слова.

7

Осень. Перелетные птицы.

1. Активизировать и обогащать знания и словарь детей по теме.

2. Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

3. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам.

Слово – действие.

1.Дать  понятие «слово-действие».

2. Учить подбирать действия к предмету (по 1, 2 действия).

8

Деревья

(ель, береза).

1. Активизировать и обогащать словарь по теме

(учить подбирать признаки и действия к предмету, антонимы).

2. Упражнять в  употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, существительных в единственном и множественном числе, в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

3. Учить проговаривать  словосочетания, короткие фразы.

Слово – признак.

1. Дать понятие «слово-признак».

2. Учить подбирать признаки к предмету (по 1, 2, 3 признака).

9

Одежда.

1.Расширять  представления детей об одежде.

2. Активизировать словарь (учить подбирать признаки и действия к предмету, выделять и называть детали одежды).

3.Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в употреблении существительных  в И.п.мн. ч., в Р.п., В.п. ед.ч.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам

5. Воспитывать аккуратное отношение к одежде, учить правилам пользования и ухода за одеждой.

Предложение.

1.Дать понятие о простом двусоставном предложении (предмет+действие).

2. Учить составлять предложение из двух слов по картинкам.

10

Обувь.

1.Закрепить знания  детей об одежде и обуви.

2.Обогащать словарь, закрепить обобщающие существительные  «обувь».

3.Упражнять в употреблении существительных в Р.п. мн. ч.; в образовании относительных прилагательных.

4.Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

Слово – предложение.

1.Дифференцировать понятия «слово-предложение».

2.Закреплять умение  составлять предложения по сюжетной картинке и считать слова в них.

3.Упражнять в составлении схемы предложения.

11

Домашние животные.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий к предмету).

2.Упражнять в отгадывании загадок.

3.Упр-ять в образовании глаголов от звукоподражаний, существительных с помощью уменьшительных суффиксов, употреблении существительных в Им.п. мн.ч.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

Звук У.

1.Уточнить и закрепить  артикуляцию и произношение звука У.

2.Дать понятие «гласный звук».

3.Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале слова.

4.Учить произносить звук громко – тихо.

12

Домашние животные и их детеныши.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме.

2.Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(детеныши).

3.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций с предлогами У, В,НА, ПОД.

4.Упражнять в составлении описательного рассказа.

Звук У

1.Закрепить  произношение звука У, понятие «гласный звук».

2.Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале слова, учить произносить звук громко-тихо, высоким и низким голосом.

3.Учить выделять звук голосом в начале слова; делить слова

4.Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

13

Домашние птицы.

1.Активизировать и обогащать словарь (учить подбирать признаки и действия к предмету).

2.Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительных суффиксов, употреблении существительных в Им.п. мн.ч., существительных с предлогом НА.

3. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

Звук А.

1. Уточнить и закрепить  артикуляцию и произношение звука А.

2. Закрепить понятие «гласный звук».

3. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; выделять голосом в начале слова.

4. Учить произносить звук громко – тихо,  высоким и низким голосом.

5. Упражнять в умении делить слова на слоги; составлять предложения  по предметной картинке.

14

Домашние птицы. Птенцы.

1.Активизировать и обогащать словарь (учить подбирать признаки и действия к предмету).

2.Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительных суффиксов –онок, -енок, употреблении существительных в Им.п. мн.ч..

3. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

Звук А-У

1. Закрепить характеристику и произношение звуков А –У, упражнять в их дифференциации (в начале слова)., в умении выделять голосом.

2. Закреплять умение делить слова на слоги.

3. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам и их схемы.  

15

 Зима

1. Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий, антонимов).

2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Р.п.мн.ч.

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, в употреблении существительных с предлогами.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам. Упражнять в составлении рассказов по образцу.

Звук И.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука И.

2. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале слова.

3. Учить произносить звук громко - тихо, высоким и низким голосом, выделять звук голосом в начале слова; делить  слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

16

Зима. Зимующие птицы

1. Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий, антонимов).

2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Р.п.мн.ч.

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, в употреблении существительных с предлогами.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам. Упражнять в составлении рассказов по образцу.

Звуки А-У- И.

1. Закрепить характеристику и произношение звуков А –У- И, упражнять в их дифференциации (в начале слова), в умении выделять голосом.

2. Закреплять умение делить слова на слоги.

3. Упражнять в выполнении звукового анализа сочетаний АУ, УА, ИА, АУИ.  

17

Новый год.

1. Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий, антонимов). Закрепить знания детей о том, как можно играть зимой на прогулке, о зимних признаках.

2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Р.п.мн.ч.

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, в употреблении существительных с предлогами.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам. Упражнять в составлении рассказов по образцу.

Звук О.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука О.

2. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале слова.

3. Учить выделять звук голосом в начале и конце  слова.

4. Закреплять умение делить слова на слоги.

5. Упражнять в составлении предложения  по предметной картинке.

18

Зимние забавы

1. Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий, антонимов). Закрепить знания детей о том, как можно играть зимой на прогулке, о зимних признаках.

2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Р.п.мн.ч.

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, в употреблении существительных с предлогами.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам. Упражнять в составлении рассказов по образцу.

Гласные звуки

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение гласных звуков.

2. Закрепить умение  выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Развивать фонематический слух и восприятие.

4. Закрепить умение делить слова на слоги, составлять предложения.

19

Дикие животные

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий к предмету).

2.Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении существительных в Им. и Р.п. мн.ч.

3.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблении предложно-падежных конструкций с предлогом  В.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам

Звук  П.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука П.

2. Дать понятие «согласный звук».

3. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; из начала слова.

20

Дикие животные и их детеныши.

1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме.

2.Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (детеныши) в ед. и мн.ч.И.п., предложно-падежных конструкций с предлогом  В, НА, ПОД

3.Познакомить со сказкой «Колобок», упражнять в договаривании фраз, в пересказе сказки.

Звук  П.

1. Закрепить характеристику и произношение звука П..

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов,  слов; в начале и конце слова.

3. Закреплять умение  делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке и их схем.

21

Профессии.

1. Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков, действий к предмету, синонимов).

2. Упражнять в употреблении существительных И.п. мн.ч., в Р.п. мн.ч.

3. Развивать связную речь, через составление описательных рассказов.

Звук  Т.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука Т.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале  и конце слова.

3. Закреплять умение  делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке и их схем.

22

Инструменты

  1. Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме.
  2. Упражнять в образовании приставочных глаголов, в употреблении предложно-падежных конструкций, согласовании количественных числительных существительными.

3. Закреплять умение  преобразовывать деформированную фразу, составлять ССП с союзом а.

Звук   Т.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука Т.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале  и конце слова.

3. Закреплять умение  делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке и их схем.

23

Транспорт.

1.Активизировать и обогащать словарь (подбор признаков и действий к предмету).

2.Упражнять в умении классифицировать транспорт (воздушный, наземный, водный);

3.Упражнять в  употреблении приставочных глаголов, употреблении предложно-падежных конструкций.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

Звук   К.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука К.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале  и конце слова.

3. Закреплять умение  делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке и их схем.

24

День защитников Отечества.

1.Дать представление  об армии и солдатах - защитниках Отечества. Знакомить с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России.

2.Активизировать и обогащать словарь (подбор признаков и действий к предмету).

3.Упражнять в употреблении существительных  в Им. и Р.п. мн.ч.

4. Учить составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам.

5.Воспитывать любовь к Родине и уважение к воинам..

Звук   К.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука К.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале  и конце слова.

3. Закреплять умение  делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке и их схем.

25

Семья.

1.Обобщать и расширять представления детей о семье, ее членах.

2.Активизировать и обогащать словарь, учить подбирать  признаки и  действия к предмету.

3.Упражнять в практическом употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

4.Побуждать к высказыванию простыми фразами.

Звук Ы.

1.Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука  Ы, понятие «гласный звук».

2. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов.

3. Учить выделять звук голосом в середине и конце  слова.

4. Закреплять умение делить слова на слоги.

5.Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

26

Мамин праздник.

1.Активизировать словарь по теме ( учить подбирать  действия и признаки к предмету).

2.Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных в Им. и Р.п. мн.ч, притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.

3. Развивать связную речь.

Звуки  Ы-И.

1. Закрепить характеристику и произношение звуков И,Ы, упражнять в их дифференциации, в умении выделять голосом.

2.Закреплять умение  делить слова на слоги.

3. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам и их схемы словах.

27

Город.

1.Дать представление  о родном  городе и родном крае.

2. Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий к предмету, антонимов).

3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, в употреблении существительных в Им. и Р.п. мн.ч., в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

4.Упражнять в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

5. Воспитывать любовь к родному краю

Звук М.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука М.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале  и конце слова.

3. Закреплять умение делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

28

Дом и его части.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий к предмету, антонимов).

2.Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, относительных прилагательных, в употреблении существительных в Р.п. мн.ч., предложно-падежных конструкций.

3.Развивать связную речь (упражнять в договаривании фраз, пересказе сказки).

Звук   М.

1 .Закрепить артикуляцию и произношение звука М.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Закреплять умение, делить слова на слоги.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

29

Мебель.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков, действий к предмету, антонимов).

2.Упражнять в классификации мебели по видам и назначению.

3.Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, относительных прилагательных, в употреблении существительных в Р.п. мн.ч., предложно-падежных конструкций.

4.Развивать связную речь (упражнять в договаривании фраз,

пересказе сказки).

Звук   Н.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука Н.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и конце слова.

3. Закреплять умение делить слова на слоги.

4.Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

30

Весна.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков и действий к предмету, антонимов).

2.Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, в употреблении существительных в Им. и Р.п. мн.ч..

3.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций (В, ИЗ).

4.Развивать связную речь (составление рассказа по алгоритму).

Звук   Н.

1. Закрепить артикуляцию и произношение звука Н.

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Закреплять умение делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке..

31

Космос (Земля, луна, солнце, звезды)

1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме, подбирать признаки и действия к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов.

2.Закрепить умения употреблять относительные прилагательные, предложно-падежные конструкции.

3.Развивать связную речь, через составление описательных рассказов по алгоритму.

Звук  Б.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука  Б

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале слова.

3. Закреплять умение делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

32

Продукты питания.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков, действий к предмету, антонимов).. Упражнять в классификации продуктов.

2.Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, относительных прилагательных, в употреблении существительных в Им. и Р.п. ед. и мн.ч

3. Развивать связную речь.

Звук  Б.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение звука  Б

2. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале слова.

3. Закреплять умение делить слова на слоги.

4. Упражнять в составлении предложений  по предметной картинке.

33

Посуда.

1.Активизировать и обогащать словарь по теме (упражнять в подборе признаков, действий к предмету, антонимов).

2.Упражнять в классификации посуды.

3.Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных в Им. и Р.п. ед. и мн.ч, предложно-падежных конструкций, в образовании относительных прилагательных.

Гласные звуки.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение гласных звуков.

2. Закрепить умение  выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Развивать фонематический слух и восприятие.

4. Закрепить умение делить слова на слоги.

34

Весенние праздники.

День Победы.

1.Формировать представления о празднике

2. Активизировать и обогащать словарь по теме

( подбор признаков и действий к предмету, антонимов).

3. Упражнять  в употреблении существительных в  Р.п. мн.ч..

4. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам войны.

5.Развивать связную речь.

Согласные звуки.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение согласных звуков.

2. Закрепить умение  выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Закрепить умение делить слова на слоги, составлять предложения.

35

Цветы.

Насекомые.

Обследование.

1. Активизировать и обогащать словарь (подбор признаков и действий к предмету, антонимов). Упражнять в классификации цветов.

2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных в Им. и Р.п. мн.ч..

3. Развивать связную речь.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Гласные-согласные звуки.

Обследование.

1. Уточнить и закрепить артикуляцию и произношение гласных, согласных звуков.

2. Закрепить умение  выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Закрепить умение делить слова на слоги,  составлять предложения

36

Здравствуй, лето!

Обследование.

1. Активизировать и обогащать словарь по теме.

Учить подбирать признаки и действия к предмету, антонимы.

2. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, в употреблении существительных  в Р.П.мн.ч.

3. Развивать связную речь.

Повторение.

Обследование.

1. Закрепить дифференциацию гласных и согласных  звуков.

2. Закрепить умение  выделять звук из ряда звуков, слогов, из слов; в начале и в конце слова.

3. Обследовать состояние речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6 –го года жизни в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на волшебную поляну звуков»

Закрепить артикуляцию гласных звуков и дифференциацию согласных звуков, с использованием здоровьесберегающих технологий....