Конспект дефектологического занятия на тему "Зима"
план-конспект занятия (6 класс)

Егорова Наталья Сергеевна

Данное занятие создано для детей с легкой умственной отсталостью 5-7 класса.

Цель: получение и обобщение учащимися с легкой умственной отсталостью основных знаний по теме время года зима.

Задачи: 

1) Общеобразовательные:

- развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью;

- формировать умение находить и формулировать основные отличительные признаки зимы от других времен года;

2) Коррекционно-развивающие:

- корригировать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обсуждения и других;

- развивать память учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обобщения, выявления различий и повторения;

3) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся с умственной отсталостью навыки наблюдения за природой, навыки общения с учителем и с одноклассниками, воспитывать уважение к чужому мнению и умение слушать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_def._zanyatiya_dlya_uo_zima.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий дефектологического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью 5 класса

по теме «Время года зима»

Подготовил: учитель дефектолог Егорова Наталья Сергеевна

Цель: получение и обобщение учащимися с умственной отсталостью основных знаний по теме время года зима.

Задачи:

1) Общеобразовательные:

- развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью;

- формировать умение находить и формулировать основные отличительные признаки зимы от других времен года;

2) Коррекционно-развивающие:

- корригировать зрительное и слуховое восприятие учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обсуждения и других;

- развивать память учащихся с умственной отсталостью на основе методов наблюдения, обобщения, выявления различий и повторения;

3) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся с умственной отсталостью навыки наблюдения за природой, навыки общения с учителем и с одноклассниками, воспитывать уважение к чужому мнению и умение слушать собеседника.

Планируемые результаты:

Познавательные – умение самостоятельно формировать новые знания, извлекать информацию, полученную как зрительным, так и слуховым способом.

Регулятивные – умение работать по заданному учителем плану, анализировать уведенную и услышанную информацию, свои ответы и учиться находить и исправлять допущенные в ответах ошибки с помощью учителя.

Необходимое оборудование: наглядность – картинки с изображением зимней природы, животных зимой, зимних занятий людей; план рассказа о времени года; бланки тестов по теме; карандаши; компьютер / ноутбук для воспроизведения картин зимней природы и музыки П.И. Чайковский «Зима».

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено удивительному, прекрасному времени года. Кто мне скажет, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Учитель: А что вы, ребята, уже знаете о зиме?

Ответы детей.

Учитель: Да, вы все правильно говорите. Но давайте, чтобы наш с вами рассказ о зиме был полным и красочным, мы будем придерживаться плана.

Взгляните на доску! (на доске заранее подготовлен план):

План рассказа о времени года:

  1. Название времени года
  2. Погода в это время года
  3. Изменение в природе
  4. Растения
  5. Животные: звери, птицы, насекомые
  6. Люди и их занятия в это время года

Учитель: Итак, зима. Давайте посмотрим на наши картинки внимательно. Какая погода зимой?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте, чтобы хорошо запомнить, какая же погода зимой, попробуем поиграть в небольшую игру. Какими словами можно описать зиму? Например, если идёт снег, то погода какая? снежная, (дети должны сами подобрать нужное прилагательное, если у них не получается, учитель может подсказать)

если мороз, то - погода морозная,

если метель, то - погода метельная,

если вьюга, то - погода вьюжная,

если светит солнце то - погода солнечная,

если дует сильный ветер то - погода ветреная.

Учитель: Какие вы молодцы, ка замечательно подбираете определения для зимней погоды! А какой может быть снег? Опиши его разными словами.

Учитель: Далее по нашему плану мы должны с вами рассказать, какие изменения происходят с природой зимой? Для этого давайте снова внимательно посмотрим на картинки и послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которая так и называется «Зима».

Какое настроение у вас от этой музыки? Что вы представляете, когда ее слушаете?

Ответы детей.

Учитель: Вы видите, что наши растения зимой покрыты снегом. Еще осенью почти все они скинули свои листья и остались совсем голыми. Снег как теплое одеяло накрыл их и спасает от сильных морозов. Но не все деревья сбросили листья. Какие из них остались зелеными? (ели, сосны) Как их называют? (хвойные) Почему? (их листочки тонки и острые хвоинки)

Учитель: А что делают животные зимой? Как выглядит зайчик?

Ответы детей (дети должны сказать, что зайчик сменил шубку с серой на белую)

Учитель: Зачем зайчик меняет цвет шерстки на зиму? (чтобы хищники не видели его на снегу) Ребята, кто еще меняет окраску зимой? (белочка)

Учитель: А кто из животных спит всю зиму?

Ответы детей (медведь, змеи, ёж и насекомые)

Учитель: А что вы можете сказать о птицах? На занятии посвящённом осени мы говорили, что птицы бывают перелетные и зимующие. Вспомните, почему их так называют? Чем они отличаются? Приведите примеры зимующих птиц. А теперь пример перелетных птиц.

Ответы детей.

Физкультминутка

Учитель: Давайте встанем со своих мест и немножко разомнемся. Покажем, какой у нас огромный косолапый мишка. А как извивается в своей норке змея во сне. А теперь покажите, как ёжик свернулся клубочком и спит. А теперь мы все превратимся в жучков и подергаем своими лапками во сне. А сейчас мы волки, голодные и злые зимой они бродят по лесу в поисках еды. Теперь прыгаем ка зайчики. Нет, не догонит нас волк, убежим от него. И наконец, мы как птички расправим наши крылышки и полетим туда, где будет тепло и не будет морозов и вьюг.

Дети повторяют за учителем, имитируя движения животных: тянутся вверх, наклоняются, соединяют и разводят руки, прыжки и бег на месте, руки в стороны, машут руками.

Учитель: Отлично отдохнули, размяли свои ручки и ножки, вспомнили всех животных, и чем они занимаются зимой. И вот посмотрим на наш план рассказа. У нас остался последний пункт. Так чем же занимаются люди зимой?

Ответы детей.

Учитель: Очень интересно было вас послушать. И сейчас я прочитаю вам рассказ о зиме. Вы постараетесь внимательно его послушаете и затем ответить вопросы. Все ли зимние занятия детей вы смогли вспомнить?

Работа с текстом. Восприятие на слух

Зимние забавы

Любят дети зиму. И холод им нипочем. Оденутся потеплее и скорей во двор. А там уже горка залита. Бери скорей ледянку и быстрей вниз кубарем! Упал лицом в снег, шапка слетела, а ему все нипочем! Только встал на ноги и тут тебе снежком прилетело. Но ты и не думал обижаться, а скорей слепил комок и кинул в ответ. Вот это веселье! Все в снегу и все смеются!

Ну а еще можно на лыжах в лес поехать. Вот там то красота! На лыжах можно далеко по снегу проехать и с горы тоже можно, если не боишься.

А если у тебя коньки есть, так ты вообще счастливец! Ведь как это чудесно по льду на коньках кататься! Как будто ты фигурист олимпийский чемпион! Красота!

Любят дети зиму. Ну а как же ее не любить?!

Учитель: Давайте постараемся ответить на вопросы:

  1. О чем этот текст?
  2. Что дети делают зимой?
  3. Попробуй рассказать о катании с горки и игре в снежки.
  4. Расскажи, любишь ли ты зиму? Почему?
  5. Расскажи о своем любимом зимнем занятии.

Ответы детей.

Учитель: Отличный получился рассказ о зиме. Такой подробный и очень интересный.

Ребята, а вы знаете, что узор снежинки неповторим как отпечаток пальца у человека? Возьмите чистые листы и карандаши и нарисуйте свою особенную снежинку. У каждого она будет неповторима.

Дети рисуют снежинку.

Учитель: Покажите одноклассникам, что у вас получилось. Какие замечательные снежинки!

Подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня на нашем занятии мы говорили о зиме. Мы вспомнили: какая погода бывает зимой, какие изменения происходят в природе; наблюдали за растениями, зверями, насекомыми и птицами, а также рассказали о зимних забавах для нас самих. Мы придумали для зимы много красивых слов. Выделили ее отличия от других времен года. И еще нарисовали прекрасные снежинки. И теперь, чтобы проверить, как вы усвоили весь этот огромный материал, я предлагаю пройти итоговый тест по теме зима. Я раздам каждому из вас тесты. Как обычно, сверху вы подпишите свое имя и фамилию, а потом приступите к выполнению заданий теста. Если у кого-то не сможет ответить или что-то будет не понятно, то поднимем ручку и просим о помощи.

Учитель раздает детям листы с тестом.

Тест на тему «Время года зима»

1. После какого времени года наступает зима?

А. лето

Б. осень

В. Весна

2. Отметь зимние месяцы

А. декабрь, январь, февраль

Б. ноябрь, декабрь, январь

В. октябрь, ноябрь, декабрь

3. Какая погода зимой?

А. холодная, влажная, солнечная

Б. морозная, снежная, вьюжная

В. Дождливая, ветреная, прохладная

4. Какие деревья остаются зелеными зимой?

А. хвойные

Б. ёлки и дубы

В. все

5. Кто из животных не впадает в зимнюю спячку?

А. медведь и ёж

Б. заяц и лиса

В. Волк и белка

6. Зачем заяц меняет цвет шкурки?

А. чтобы не выделяться на снегу

Б. чтобы быть нарядным к новому году

В. Чтобы понравиться белкам

7. Какие птицы называются зимующими?

А. те, которые любят зиму

Б. те, которые спят всю зиму

В. те, которые не улетаю на зиму в теплые края

8. Птицы, которые меняют место своего обитания на зиму, называются

А. перелетные

Б. лесные

В. южные

9. Каким спортом нельзя заниматься зимой на улице?

А. лыжными гонками

Б. Катанием на коньках

В. Плаванием

10. Зима отличается от других времен года тем, что

А. зимой холодно и сыро

Б. зимой на речках лед и кругом снег

В. зимой люди сидят дома

В процессе выполнения детьми теста учитель может отвечать на вопросы, направлять, подсказывать, но стараться, чтобы ребенок сам, опираясь на пройденный материал, нашел правильный ответ.

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с тестом. Читаем номера вопросов и ваш ответ.

Дети читают свои ответы. Учитель хвалит за правильные, если есть ошибки, предлагает их самостоятельно исправить.

Учитель: Ну вот и подошел к концу наш урок по теме время года зима. Вы все отлично потрудились. Освежили свои знания о зиме и узнали много нового. Надеюсь, вы все прекрасно провели время. Спасибо вам за ваши внимание и старания. Если вам понравилось занятие, поднимите вверх ваши рисунки снежинок.

Вывод:

Учащиеся с умственной отсталостью нуждаются в многократном повторении, простой и понятной наглядности и закреплении изученного материала. Они быстро утомляются, теряют интерес, поэтому разрабатывая занятия с ними, нужно чередовать разные приемы и методы обучения, основанные на разных способах восприятия. В своем занятии я чередую различные задания, смену деятельности в рамках одной темы. Учащиеся с умственной отсталостью на занятии делали как устные, так и письменные упражнения; задействовали зрительную и слуховую память; обязательно в середине занятия небольшую физическую активность – для снятия напряжения в мышцах рук и ног. Такое построение занятия помогаем им легче усвоить тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дефектологического занятия "Вчера, сегодня, завтра"

Конспект дефектологического занятия для ребенка 7 летЦель - формировать временные представления...

Конспект дефектологического занятия

Конспект дефектологического занятия "Зимние забавы" для учащихся 3 класса....

Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"

В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...

Конспект дефектологического занятия на развитие мышления с учащимся 2 класса

Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия на тему: «Развитие мышления» с учащимся 2 класса...

конспект дефектологического занятия

занятие для детей с легкой умственной отсталостьюкласс: 1ВРазвитие речи...