Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"
статья

Галина Черноокая

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, канистерапия, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_vserosiiyskuyu.docx397.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\

Введение

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям, в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, канистерапия, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает канистерапия, представляющая возможность использовать собаку в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и взрослым.

Канистерапия давно признана в странах Западной Европы как эффективный метод коррекции физического и психического развития. За последние 15 лет интерес к ней значительно вырос и в нашей стране. Однако, несмотря на столь быстро растущую популярность, исследований на эту тему крайне мало. Основную массу публикаций представляет переводная литература (Стефания Вудз, Фрэн Джосвик, Марджори Киттредж, д-р Колине, Лайда Макковен, Крис Макпарлэнд, Джен Спинк, Ингрид Штраус).

Существуют 2 формы канистерапии, которые различаются по целям и задачам в терапевтическом процессе. Речь идет о ненаправленной и направленной канистерапии. В нашем случае используются элементы ненаправленной канистерапии, суть ее заключается в том, что собаку вводят в окружение учащихся-воспитанников, где она должна положительно влиять уже одним своим присутствием.

Когда был замечен эффект от общения детей с собакой, его стали использовать целенаправленно. Учитывая положительное воздействие животных на процесс реабилитации и коррекции, разработка метода включения животных в структуру занятия позволила добиваться значительных результатов в плане повышения адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической реабилитации.

В процессе изучения данного вопроса все больше и больше обнаруживалось положительного эффекта от применения ездового собаководства в работе с учащимися школы. В школе обучаются дети по Варианту 1, помимо этого большинство детей принадлежат к малочисленным народам Севера, в основном хантыйской национальности. Идея возрождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а именно в Шурышкарском районе, коренной северной традиции ездового собаководства (далее ЕС) возникла достаточно давно. В 2018 году было решено претворить в жизнь этот замысел на базе образовательного учреждения МКОУ «Горковской С(К)ОШИ», педагог дополнительного образования, которая стала инициатором данной идеи, на тот момент имела опыт работы с учащимися с ОВЗ 28 лет и у нее уже четко была сформирована модель того, как может быть реализован данный проект.

В инновационном проекте собака внедряется в процесс по средствам ездового собаководства и каюринга. Помимо этого, огромным потенциалом обладает идея профориентации учащихся школы - интернат. Дети, занимающиеся по этой программе, приобретают знания, навыки и умения, которые возможно станут определяющими в процессе выбора будущей профессии. Для детей, имеющих в анамнезе умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), спектр выбора будущей профессии ограничен, в данном случае его можно расширить за счет таких профессий как животновод, мастер животноводства, оператор цеха по приготовлению кормов, уборщик производственных и служебных помещений, помощник каюра (человек должен уметь ухаживать за собаками, ежедневно убирать вольер, выгуливать, принимать участие в тренировках четвероногих, а также разрабатывать новые туристические маршруты).

Еще одной целью оказалась возможность отвлечь детей от пребывания в глобальной сети, телефонах и различных гаджетах.

Большинство исследований в области канистерапевтической работы при умственной отсталости, посвящено их социальной реабилитации и адаптации, тогда как нам видятся значительные коррекционно-развивающие возможности.

Потребность в разработке новых, эффективных, научно и практически подтвержденных, отвечающих последним достижениям коррекционной педагогики и психологии методов канистерапевтического воздействия на детей с нарушениями психического развития побудила заняться работой в данном направлении.

Миссия: Организация ездового собаководства как средства коррекции и реабилитации, способствующее успешной социализации учащихся КМНС с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в условиях школы - интернат.

Целью инновационного проекта является: формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни, профессиональной ориентации посредством занятий ездовым собаководством, а также коррекция и реабилитация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью использования элементов ненаправленной канистерапии.

Задачи инновационного проекта:

  1. Сохранение традиций у детей КМНС, формирование этнической идентичности детей КМНС;
  2. Формирование установки на ведение здорового образа жизни;

3. Формирование этических представлений и ответственного отношения к животным;

4. Коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;

5. Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с образом жизни и системой культурных ценностей ЯНАО.

Проблема, требующая решения – это обновление механизмов развития воспитательной системы школы в условиях реализации государственной образовательной политики, новых стандартов и программ образования, направленных на обеспечение формирования установок здорового образа жизни обучающихся во внеурочной деятельности и в рамках дополнительного образования, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Инновационная идея

реализация программы «Обские каюры» на базе Горковской МС(К)ОШИ» как средства повышения качества воспитательного процесса в ОУ, средство развития, коррекции и реабилитации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с использованием элементов ненаправленной канистерапии.

Отличительной особенностью проекта является то, что весь цикл занятий, предусмотренных программой «Обские каюры», представляет собой обобщение практического опыта сообщества ездового спорта, в том числе и в работе с детьми (теоретическая часть), помимо этого реализуется практическая часть, которая несет в себе основной коррекционный и реабилитационный аспект. Название программы «Обские каюры» выбрано нами не случайно, так как учащиеся коррекционной школы-интернат - это жители поселений Шурышкарского района, которые расположены по берегам Большой и Малой Оби.

Проанализировав имеющиеся теоретические обоснования и практический опыт, было решено составить программу дополнительного образования «Обские каюры» и приступить к реализации ее в сентябре 2018 году.

Программа осуществляется преимущественно в лесной зоне села Горки и позволяет обучающемуся проводить большое количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом, в тесном общении с животным.

Обучающиеся по программе проекта - это дети 12-17 лет, преодолевающие переходный возраст и сложный период своего личностного становления. На занятиях можно ухаживать за собакой, выстраивать с ней контакт, вести дневник её здоровья и вместе добиваться результатов. Таким образом, реализуется потребность подростка стать взрослым, подростковая энергия направляется на социально-одобряемую деятельность. Спортивные занятия с собакой отличаются высокой эмоциональной включенностью обучающегося и значительно эффективней формируют у него ценности физической активности и здорового образа жизни.

Обучение проходит в спортивно-игровой форме. Дети проводят много времени на свежем воздухе, ходят в походы, участвуют в ролевых играх с ездовыми собаками. Общение с собаками- лайками, по природе лишенными агрессии к людям, дает удивительные результаты – дети приобретают уверенность в себе, настойчивость, ответственность, умение быть другом, милосердие. Дети учатся ухаживать за собаками, наблюдать за щенками, формировать упряжки, ходить в походы, участвовать в соревнованиях.

- В осенний сезон дети обучаются каникроссу (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности). Обучение проходит в игровой форме.

- В зимний период скиджоринг (передвижение лыжника с собакой), езда на собачьей упряжке. Обучение проходит в игровой форме.

- В весенний период каникросс (бег с собакой), догтрекингу (пешие прогулки с собакой по местности). Обучение проходит в игровой форме.

В летний период учащиеся находятся на каникулах, а собаки переходят на щадящий режим.

Помимо выше обозначенных целей и задач, также программа направлена на:

- сохранение традиций коренных малочисленных народов ЯНАО, популяризацию этнографических знаний об упряжном собаководстве, развитие ездового спорта посредством создания в п. Горки Шурышкарского района на базе школы кружкового объединения данной направленности;

- повышение личностного потенциала;

- психологическая разгрузка детей в урбанистический компьютерный век.

Опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем. Животные всегда воспринимаются человеком как нижестоящие существа, которых люди дрессируют, но при этом любят и заботятся о них. Ребенок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью. В эмоциональном плане общение с собакой в процессе канистерапии исключает возможность негативной оценки с её стороны. Помимо этого, общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже. Во-вторых, здесь в большей степени чем с людьми возможен тактильный контакт. Прикосновение к собаке даёт возможность довербального выражения эмоционального состояния. Довербальное выражение чувств является «универсальным языком». Не обладая тонкостью и высокой дифференцированностью в своём выражении физический контакт, тем не менее, позволяет вести эмоционально насыщенный диалог, не прибегая к речи. Мягкое и нежное прикосновение является выражением заботы, резкое же и сильное, болезненное – проявлением агрессии. Двигательное выражение чувств, не в меньшей степени, чем эмоциональную, затрагивает и двигательную сферу. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.

Согласно идее, заложенной в рамки инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся, выпускник основного общего образования, сможет следующее:

Ожидаемые результаты:

  • приобретение знаний об истории ездового собаководства (ЕС);
  • приобретение навыка общения и ухода за собаками;
  • умение определять признаки здоровья и болезней у собаки;
  • понимание языка тела собаки (язык хвоста) и её эмоционального состояния;
  • приобретение знаний о основах дрессировки собак;
  • применение основных команд: «Стоять!»; «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Мимо!», «Фу!».
  • приобретение знаний по работе со снаряжением для ездового спорта: шлейка, буксировочный пояс, потяг, рюкзак для собаки, нарты и др. и научатся изготавливать его элементы самостоятельно.
    Освоение навыков работы с собачьей упряжкой:
  • приобретается опыт ориентирования с собакой на местности;
  • изучение правил ездового спорта и на начальном уровне освоение его отдельных дисциплин: каникросс (снежный каникросс), скиджоринг, управление собачьей упряжкой (нарта);

Планируемые личностные результаты освоения программы:

  • коррекция эмоционально – волевой сферы посредством канистерапии;
  • снижение высокого уровня тревожности, агрессии;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие наблюдательности, пространственной ориентировки;
  • умение концентрировать внимание;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • приобретение навыка работы в команде (коммуникативная компетенция);
  • формирование правильного поведения в обществе.

Таким образом, работа по Проекту решает, как общепедагогические, так и индивидуальные коррекционные задачи, исходящие из потребностей конкретного ребёнка. Использование ее в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является инновационной техникой и представляется крайне интересной для эффективного практического применения при работе с подростками с нарушением интеллекта.

Динамика развития подростков, являющихся участниками программы «Обские каюры» отслеживается специалистами школы: медицинской сестрой, педагогом - психологом, педагогом дополнительного образования и педагогами школы. Они отмечают снижение агрессии у подростков, улучшение самоконтроля, внимания, памяти и мышления.

Таблица 1

Формы и виды контроля

Виды контроля

Виды деятельности

Входной контроль

При приёме на обучение по Программе проводится оценка уровня физической подготовки каждого обучающегося на основе собеседования, диагностических методик, наблюдения, анализа анкетных данных и медицинских документов.

Текущий контроль

На протяжении реализации Программы отслеживается динамика физического и психологического развития на основе «Дневника здоровья обучающегося», наблюдения педагога.

Итоговый контроль

Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для занятий ездовым собаководством и каюрством (разрабатывается «Диагностическая карта сформированности приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры»), участие в соревнованиях по ездовому спорту, участие в районном конкурсе «Юные профессионалы».

Формы контроля:

− педагогическое наблюдение;

− беседа;

− опрос;

− тестирование;

− мониторинг показателей здоровья учащихся (медицинские, психологические, педагогические показатели) – «Дневник здоровья учащихся»;

− анализ дневника наблюдений за собаками;

- «Диагностическая карта сформированности приобретенных компетенций по программе ДОД «Обские каюры»;

− соревнования на школьном уровне.

Мониторинг качества реализации программы

Так как тема ездового спорта в нашей стране находится на начальном этапе развития, и система отслеживания показателей здоровья людей, участвующих в данном виде спорта только разрабатывается, мы изучив данный вопрос, рискнули сами разработать систему мониторинга влияния ездового спорта на организм человека, в нашем случае учащегося.

Субъективные параметры положительного влияния на общее состояние здоровья школьников, тренирующихся на собачьих упряжках (показатели оценивает медицинская сестра школы – интернат) (приложение 1):

  1. Закаливание всего организма, ведь тренировка проходит в кедровом и смешанном лесу в зимнее время года.
  2. Укрепляется (повышается) иммунитет (учащиеся и педагоги отметили, что дети стали реже болеть ОРВИ и простудой, чем в прошлые годы).
  3. Тренируется выносливость организма (надо бежать-ехать-прыгать не мешая собакам в упряжке и набранной скорости нарты).
  4. Улучшается статическое равновесие, улучшаются координация, ловкость и стойка на одной ноге.
  5. Восстанавливается нормальный сон, успокаиваются нервы (необходимо контролировать и корректировать свое поведение и эмоции при работе с собаками по обстоятельствам).
  6. Повышается тонус кровеносных сосудов, высокая скорость кровотока по сосудам.
  7. Улучшается работа системы дыхания (учащенное дыхание, активная вентиляция легких, обогащение кровотока кислородом) и улучшается обмен веществ.
  8. Активизируется работа мозга и сердца, приходит в норму артериальное давление.

К психологическим аспектам ЗОЖ мы отнесли следующие показатели (приложение 1):

  1. Уровень тревожности
  2. Уровень агрессивности
  3. Уровень самооценки
  4. Нервно-психическая устойчивость
  5. Уровень работоспособности
  6. Основные характеристики внимания: концентрация, объем, переключаемость, распределение.

К социальным сторонам ЗОЖ школьника мы отнесли следующие качества (данный показатель оценивает классный руководитель, воспитатель, руководитель проекта) (приложение 1):

  1. Твердость характера, тренируется или формируется у юного каюра совместно с собачьей командой.
  2. Помощь в формировании лидерских качеств, раскрепощение - это каюр ведёт упряжку, а не упряжка везёт каюра.
  3. Вырабатывается сила голоса, ведь каюр должен громко команды подавать. Многие дети, оказывается, это здорово делают.
  4. Преданность, ответственность, доброе отношение к животным, уважение к собакам, так как каждая собака в упряжке - это личность со своим характером, каждая собака - член единой команды, у каждой собаки своя роль.
  5. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

Таким образом, при условии эффективной работы в рамках данного проекта, совокупность всех мероприятий образуют принципиально новую инновационную площадку работы в школе.

Перспектива развития: Создание «Золотого пушистого кольца Шурышкарского района», организация марафона между поселениями района, центром которого будет находится с. Горки.

Согласно идее, заложенной в рамках инновационного проекта, в результате удачной его апробации в школе учащийся сможет приобрести те компетенции, которые являются определяющими для выпускника коррекционной школы, проживающих, чаще всего, в отдаленных поселениях Шурышкарсого района.


Список используемой литературы:

1. Единая всероссийская спортивная классификация, 2015–2018 гг. Зимние виды спорта [Текст] / [составитель: И. В. Попов]; Министерство спорта Российской Федерации. - Москва: Спорт, 2016. - 133 с.

2. Мюллер, Георг. Здоровая собака. (Кинология) [Текст]: Руководство для специалистов, питомников собак, союзов охотников и любителей собак / Проф. д-р Г. Мюллер; Пер. с 4-го нем. изд., под ред. и с добавл. проф. А. Н. Макаревского.

- Витебск: Белоруск. госуд. ветеринар. института, 1929. - 219 с.

3. Надежда - гонка по краю земли [Текст]: о великой арктической гонке, каюрах Чукотки и их верных друзьях, ездовых собаках, [1991-2011] / Ком. по спорту и туризму Чукотского авт. окр. [и др.]; сост. и науч. ред. Л. С. Богословская. - Москва: Институт наследия; Анадырь: Ком. по спорту и туризму Чукотского А.О., 2011. - 112 с.

4. Озолин, Эдгар Альбертович. Ездовые собаки Карелии [Текст]: фотоальбом / Э. А. Озолин, К. В. Вознюк, М. В. Ковалев. - пос. Калевала, Респ. Карелия: ВЕЛТ - Карельские путешествия, 2013. - 127, [1] с.

5. Поцелуева Е. Ездовые собаки [Текст] / Е. Поцелуева, М. Озерова, Л. Чебыкина. - М.: Центрполиграф, 2002 (ФГУИПП Курск). - 312 c.

6. Сибирский хаски. История. Стандарты. Содержание. Тренинг. [Текст] / Крис Киско, Керолайн Киско, Шейла Луксмур, Саймон Луксмур. 2003. - 256 с.

7. Сибирский хаски. Северная звезда [Текст]. / К. и К. Киско, Ш. и С. Лаксмуры. 2011. - 128 с.

8. Синицина, М. Сибирский хаски [Текст] / Марина Синицына, Наталия Ришина; фот.: Игорь Синицын; худож. Ольга Кавун. - Москва, 2014. - 205 с. Электронные ресурсы

9. Буйлова Л.Н., Бакурадзе Региональная программа развития дополнительного образования детей города Москвы на 2016—2018 годы: // [Электронный ресурс]

Интернет-ресурсы:

  1. ;
  2. Кодекс этики и поведения физических лиц - членов региональных структурных подразделений Федерации ездового спорта России (ФЕС России) (региональных федераций и региональных отделений), а также членов органов управления ФЕС России от 27 мая 2017 /Боярский В.И. // [Электронный ресурс]:
  3. Положение об официальных городских физкультурных и спортивных мероприятиях по ездовому спорту на 2018 год / Федерация ездового спорта города Москвы//[Электронный ресурс] – Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений.Материалы III Всероссийской научно-практической конференции

Статья называется: Психолого - педагогические условия формирования личных качеств спортсменов,необходимых для командных взаимодействий....

Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Программа  научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Статьи в сборниках по итогам ежегодной Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» в Научной Электронной Библиотеке - elibrary.ru

Публикации: "Проблемно- проектный подход в обучении: взаимодействие учителя и ученика, 2013; «Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка»...

Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогиче...

Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО

Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...

Инновационная деятельность педагога-организатора

Выступление на РМО педагогов организаторов и классных руководителей...