Доклад: «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы- интерната»
статья

Вихарева Любовь Николаевна

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvennoe_vospitanie_podrostkov.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»

Доклад:

«Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы- интерната»

Подготовила: воспитатель

Вихарева Любовь Николаевна

2021г.

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

       Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

      Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Школа-интернат – особое образовательное учреждение для детей с особенностями в развитии. Ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. И нужно создавать адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

          Правильная организация обучения и воспитания детей с ОВЗ практически доказала, что они могут овладеть определенным объемом знаний и способов в поведения, приобрести полезные навыки и привычки.  Они имеют такие компенсаторные возможности, при которых под влиянием воспитания могут развиваться все стороны их личности, формируется умение работать и жить в коллективе.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - говорит народная мудрость. Значит создание в интернате среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать привычки и сформировать модели поведения – особенно актуальная задача в наше время. Все, что есть в арсенале школы, любой педагогический акт, личный пример учителя, воспитателя – все должно служить воспитанию общечеловеческих качеств воспитанников, их развитию и коррекции.

Только при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. В связи с этим возникла потребность новых путей и методов воспитания данной категории детей. Школьники с пониженным интеллектом в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Они узнают правила морали от педагогов, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Развитие личности школьников с пониженным интеллектом происходит под влиянием общественных отношений, при участии и под воздействием окружения тех людей, которые передают им знания и опыт. С накоплением социального опыта, его усвоения у подростков формируется система нравственных представлений, ценностных ориентаций, на основе которых вырабатываются нормы и привычки поведения.Оценивая нравственные качества и свойства личности школьников с ОВЗ, необходимо ориентироваться на такие объекты и ситуации, которые обеспечивают выявление особенности их поведения. Такими объектами являются взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья с родителями, с людьми старшими по возрасту, со сверстниками.

Основные принципы нравственных ценностей – это вежливость и тактичность. Прежде всего, здесь можно говорить о почтительном отношении к старшим, скромности, учтивости, предупредительности  по отношению к слабому или младшему. Соответствие правил этикета и моральных ценностей и есть основа подлинной культуры человеческих отношений.

Как  эти принципы понимают и используют школьники с пониженным интеллектом? Значимой характеристикой личности подростка, важным регулятором  поведения и взаимоотношения с окружающими людьми является самооценка. Она же отражает своеобразие развития личности школьника с пониженным интеллектом. Известно, что у данной категории детей наблюдается неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях,  они не способны критично оценить свои действия и поступки. С возрастом самооценка школьников с интеллектуальной недостаточностью становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя, результаты своей деятельности. Сравнивая школьников с пониженным интеллектом с их сверстниками, не имеющими умственные и физические недостатки в развитии, мы наблюдаем, что подростки с интеллектуальной недостаточностью менее адекватно осознают свои способности, недостаточно критично оценивают свои возможности и действия.

Характер взаимоотношений у подростков с ограниченными возможностями здоровья в семьях показывает, что подростки спокойно реагируют на резкие замечания родителей, признают главенствующую роль отца в семье и считают необходимым подчиняться ему. Это объясняется недостаточной личностной и эмоциональной готовностью к принятию самостоятельных решений. Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоционально – волевой сферы, им свойственна тенденция к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определённым нормам в поведении.

О нравственных качествах личности говорит их характер общения со сверстниками. К старшему школьному возрасту у учащихся с пониженным интеллектом формируются широкие социальные мотивы, навыки поведения, на развитие которых существенное влияние оказывает коллектив сверстников. Стремление занимать благоприятное положение среди сверстников вырастает у подростка в важную потребность, удовлетворение которой положительно отражается на развитии его личности. У учащихся наблюдаются более осознанные мотивы выбора товарища. В их глазах приобретает ценность хороший характер, хорошее поведение, умение оказать помощь. Старшеклассники отдают явное предпочтение критериям морального порядка. Они готовы «простить» своему другу какой либо физический  недостаток, если черты его характера привлекательны.Для подростков актуальным становится общение со сверстниками в неформальных условиях, обретение новых способов поведения, которое зачастую реализуется в неучебном процессе, в различных формах поведения досуга.Данные свидетельствуют о том, что школьники с умственной недостаточностью больше подражают поведению сверстников, находятся в большей зависимости от их общего настроения. Это говорит о недостаточности развития уровня самосознания, что не всегда позволяет им адекватно оценивать качества собственной личности и личности сверстников, критически относиться к тем или иным формам поведения. Это может указывать на то, что наиболее значимыми для подростков становятся нормы поведения группы сверстников, к которой они себя причисляют.         Важная роль в такой группе принадлежит лидеру, его поведение часто служит образцом, точкой отсчёта для оценки своих поступков и поступков товарищей. У подростков вызывает уважение к ровесникам наличие у них тех черт и качеств, которые они считают ценными, но которые у них самих развиты слабо или отсутствуют совсем. Обладатель этих качеств является наиболее влиятельным и притягательным членом коллектива. Общее представление о месте сверстников в коллективе у них быстрее и более правильно, чем познание собственного положения.Феномен лидерства в группах подростков играет достаточно большую роль. Большинство школьников признают роль лидера в группе, считают его своего рода образцом, по которому сличают и оценивают поступки сверстников и свои собственные.

Опыт показывает, что одним из условий эффективности нравственного воспитания у учащихся является педагогическое стимулирование, которое изначально связано с поиском резерв самопознания личности.

Педагогическое стимулирование направлено на развитие инициативности подростка, поощрение поиска им правильного, адекватного решения в ситуации морального выбора и ответственного самостоятельного действия с целью нравственного саморазвития и становления его как автора собственной жизнедеятельности. Накапливая опыт разрешения собственных жизненных проблем, при педагогической поддержке учащийся приобретает способность соотношения своего самостоятельного выбора с той мерой ответственности, которую он будет нести.

Чтобы иметь более чёткое представление о роли и месте нравственного воспитания и самовоспитания в школе остановимся на некоторых важных моментах:

- что школьники вкладывают в понятие «нравственное воспитание»

(как они понимают сущность нравственного воспитания);

- занимаются ли они самовоспитанием и если да, то в чём оно проявляется;

Что мешает нравственному самовоспитанию?

Во время педагогического общения со старшеклассниками выяснилось, что при помощи уточняющих вопросов в ходе беседы они стремились осмыслить данное понятие. Это говорит о том, что школьники готовы к познанию теории и особенностей механизма процесса нравственного самовоспитания. Каждое педагогическое воздействие необходимо направлять не только на нравственное совершенствование учащихся, но и на получение данных об их нравственном развитии и эффективности воспитания правил поведения. Таким образом, используемые в воспитательной практике средства должны помочь педагогу увидеть положительные моменты и недостатки в работе по нравственному воспитанию личности.

Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учётом того, что воспитательная система в коррекционной школе, имеет коррекционную направленность, и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путём проведения коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с нарушением интеллекта, на формирование их личности в социальную адаптацию на основе специальных педагогических приёмов. Положительный характер имеет использование для формирования и развития у учащихся умений и навыков адекватных норм поведения таких методов работы, как

- анкета                                           - работа по вопросам

-тест                                                - дискуссия, беседа

- ролевая игра                                - упражнение                                                

- работа в парах, группах             - инсценировка

Несомненно, это список далеко не полный. Мы же остановимся только на некоторых из них.

1.Анкета «Оцени себя».

Цель: выявление навыков самооценки, соответствия уровня самооценки оценке со стороны товарищей и взрослых.

Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что тебе нравится в людях?

- Какие положительные качества находят у тебя  другие (взрослые, ребята)?

- Какие положительные качества ты отмечаешь у себя сам?

- Какие недостатки ты находишь у себя?

- Какие недостатки находят у тебя товарищи? Что советуют исправить?

- В чём тебе нужна помощь друзей (родителей, учителей)?

Итог данной анкеты (самооценка верна, занижена, завышена) и поиск путей к самосовершенствованию лучше обсуждать с подростком с глазу на глаз.

 2. Обсуждение содержания пословиц.

- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

- Добрым делом не кори (не попрекай).

- Злой не верит, что есть добрые дела.

- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Вопросы:

- Как вы понимаете слово «худое»? «приспеет»? «не кори»?

- Как ты понимаешь смысл пословиц?

- В какую тему можно объединить все эти пословицы? (Добро – милость – зло.)

3.Занятие «Эмоции и поведение».

Цель:

- побудить детей к анализу, пониманию нравственного аспекта поведения и отношений людей;

-дать представление об общечеловеческих нормах морали, поступках человека;

- побудить учащихся к самооцениванию качеств;

- усвоение «главного правила нравственности».

1. Что обозначают слова «поступок», «эмоции», «хорошо», «плохо»?

    (Всё, что хорошо – это добро, всё, что плохо – зло).

  Работа со словарём.

- Что такое плохо, что такое хорошо?

- Что общего между понятием «добро» и «хорошо»?

- Какие поступки ребят мы называем хорошими?

- Какие поступки ребят мы называем плохими?

В процессе воспитательной работы необходимо учитывать взаимосвязь поведения, поступка и общения.

Поступок – действие человека, совершенное с какой – то целью.

Поведение – намерения и дела человека, что человек думает о собственных поступках, его речь, жесты, мимика, выражение чувств к другим людям и к себе.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. Это обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами.

 - Каким может быть поведение, общение, поступок?

 - Как вы считаете, являются ли оценками поступков и общения понятия «плохой» и «хороший»?

  - Чем же являются слова «плохой» и «хороший» в поступках и общении человека? (Оценкой.)

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика:

-это способствует профилактике правонарушений;

-позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребёнка, позволяя ему органично вписаться в общество;

-раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора;

-формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребёнка понятие труда как основы общечеловеческой ценности;

 -позволяет сократить количество неблагополучных семей;

 -позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Кроме того, важно знать основные, доминирующие виды деятельности, которые ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов.

В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников. Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной школы.

Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения.

Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля. Формирование внутреннего идеала С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля.

Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.

       К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может.

Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самопознания истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

 Развитию нравственного сознания подростков также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Нравственное воспитание подросток  получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.Успешность коррекционно-педагогической работы с подростком  во многом зависит от правильности выбора педагогом моделей нравственного воспитания и их совмещения.

Список литературы

  1. Иванова Т.Б. Роль воспитателя в нравственном воспитании учащихся // Всё для классного руководителя, 2013.-№ 3.-С.7.
  2. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности //  Классный руководитель, 2001.-№6.-С.11.
  3. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.- М.: Просвещение, 2006.-С.46-49.
  4. Шемшурина А.И. Развитие нравственных основ в воспитания детей // Воспитание школьников, 2013.-№6.-С.2.
  5. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 199 с. — (Коррекционная педагогика).
  6. Трошин, П. Л. Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья / П. Л. Трошин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/837/ (дата обращения: 30.09.2020).
  7. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...