« Роль игры в воспитании школьников с ограниченным возможностями здоровья в условиях школы-интерната»
статья на тему

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_vospitanii_shkolnikov_s_ovz.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль игры в воспитании школьников  с ограниченным возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

                                            Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

                                            имеет то же       значение, какое у взрослого имеет

                                            деятельность, работа, служба. Каков ребенок в

                                             игре, таков во многом он будет в работе, когда      

                                            вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля  

                                             происходит прежде всего в игре. 
                                                                             Антон Семёнович Макаренко

     Поступление в школу – это начало нового возрастного периода в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становиться учебная деятельность. Не все дети, поступающие в школу, готовы к обучению, готовы принять  новую роль – роль ученика, которую предлагает ему новый социум – школьная среда. Это касается абсолютно всех детей, а особенно тех, кто в силу определённых обстоятельств, вынужден обучаться в школе-интернате.

     Начало обучения – очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком с ОВЗ целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических  и интеллектуальных сил.

     Важным показателем удовлетворительного пребывания ребёнка в школе –интернате является его эмоциональное состояние, ведь оно тесно связано с успешной учебной деятельностью, влияет на усвоение принятых норм поведения,  успешность социальных контактов и формирует внутреннюю позицию школьник. Надо помнить, что поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно  лишать её многообразия, радости, игры.

    Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы режимные моменты, заполнялись разумно, интересно. Задача  воспитателя  - увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Для этого необходимо комбинировать  и чередовать различные виды деятельности. То есть режимные моменты  должны включать в себя творческие занятия, активную игровую деятельность, коллективные и индивидуальные формы досуга.  Цель воспитательной работы – раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой.  В работе с детьми  воспитателем используются различные виды игровой деятельности.        

        Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность. Д.Б. Эльконин говорил: «Игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности».

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер. Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся рядом людей.

       Игры используются разные: подвижные, настольные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.    

Игра - важное средство воспитания. Воображаемая или реальная деятельность целенаправленно организуется воспитателем в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

В школе-итернате дети рисуют, лепят, работают с бумагой, пластилином, конструктором. Играют в шахматы, шашки, лото, различные  настольные игры.  В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки - это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю».  В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе-интернате.

Систематическую работу по развитию познавательных интересов и способностей очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателя работающего с группой детей возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы школы-интерната, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость. Поднимает их жизненный тонус, что содействует укреплению здоровья и выравниванию психики школьника.

      Специфической особенностью организации игр для детей  с ОВЗ младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым содержанием и смыслом. Доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае – педагога, главной задачей которого становится "внедрение" в детский коллектив изнутри.

 

Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.

 Это делается для того, чтобы воспитанники могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, педагог может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка, так и на внутренние его особенности.

        Реально смена игровой деятельности на учебную происходит не сразу. Ребенок пошел в школу-интернат, сел за парту – ему интересно все, что происходит в классе, он исполняет указания учителя, воспитателя но он психологически остался тем малышом, который своей стихией по-прежнему бессознательно принимает игру. Основные мотивы игры: свободное творчество, воспроизведение освоенного и забавы. В ситуациях игры ребенок вступает в отношения соревнования и самоутверждения в ловкости, выносливости, смекалке. Здесь он учится подчинению правил, моральным победам над собой в ситуациях успеха и неуспеха. Здесь же он получает возможность переключаться от напряжения к расслаблению.

    Воспитатель может успешно использовать игры в качестве средства для отдыха и развлечения детей. В то же время игра может стать средством для полезного поучения. При этом особое место должны занять народные игры, которые несут в себе возможности для физического, умственного и нравственного развития ребенка. Игра не только учит и развивает ребенка. Игра еще и лечит. Игра как простое развлечение имеет большой смысл для восстановления психических сил ребенка после любой напряженной для него деятельности. Такая игра – это способ релаксации, приведения себя в состояние облегчения, успокоения после физических и умственных усилий. На занятиях воспитателю в помощь, достаточно веселых прыжков или свободных движений детей под музыку, свободной игры в « замри – отомри», чтобы ребенок переключился от тяжелой пока для него необходимости правильно сидеть за партой, быть внимательным, целенаправленно смотреть, слушать, выполнять задание.

У игры есть и другие функции. Дети, играя, еще и учатся. Благодаря игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности.   Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда надо просто запомнить.

Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность, способность к волевым усилиям – необходимое для развития личности качество. Игра не бесцельная забава.

Игры бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.

Сюжетно-ролевые – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры.

Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей ( старших, а иногда и сверстников ), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы.

Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек ( храбрость, честность и др.).

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Дети отражают в играх быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и тд.; жизнь детского сада или школы – труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд шофера, моряка, летчика.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Подвижные игры – эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежит разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.

Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуются выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакций, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и тд. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованность. Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты.

Для подвижных игр характерны все признаки игры вообще и игры с правилами. В структуре подвижной игры также можно выделить игровую задачу и игровые действия. Игровые действия состоят из разнообразных движений, доступных детям. Правила игры предусматривают организацию детей и их взаимоотношения, определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений.

Дидактические игры – среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.[5]

Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении задачи следует избегать повторений в ее содержании.[5] Существенными элементами дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных и на систематизацию знаний.

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей; развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и тд.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами – это игры с использованием народных дидактических игрушек и реальных предметов. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решения задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; объединение картинок по внешним признакам и по смыслу; лото, домино, составление разрезных картинок и кубиков – развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет. Дидактическая игра в педагогическом процессе выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей. Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего развития и воспитания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра, доставляет удовольствие детей, помогает воспитателю не только наладить контакт с воспитанниками, но и эффективно  организовать  воспитательный процесс.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы, что немало важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Так как игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Список использованной литературы

  1. «Беседы о детской психиатрии» Буянов М.И. М., 1986.
  2. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Собр. соч. в 6 тт. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 115-136.
  3. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1983.
  4. «Кто они дети с отклонениями в развитии?» В.Г. Петрова, И.В. Белякова М. Флинта Московский психолого-социальный институт, 1998г.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М: Медицина; 1995.
  6. «Коррекционная педагогика» Б.П. Пузанов. М. Издательский дом «Академия». 1999г.
  7. Матюрина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. – 1994. – №1. – С. 105-117.
  8. «Нарушение психического развития у детей» Лебединский. 1985.
  9. «Психология и проблема человекознания» Под ред. А.А. Бодалева. М.;Воронеж, 1996.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад: «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы- интерната»

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних ...